ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13817/18 от 13.11.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Баймишев М.С. адм. дело № 33а-13817/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 13 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Ивановой Е.Н.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алексеева Н.А., Климова В.Н., Молякова С.А. на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 19 сентября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Алексеев Н.А., Климов В.Н., Моляков С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области об оспаривании решений органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указали, что 06.09.2018 они обратились в администрацию городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области с уведомлениями о проведении публичных мероприятий: пикетирования в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте, которое должно состояться 13.09.2018 с 19-00 час. до 20-00 час. на площади Ленина г. Нефтегорск Самарской области с количеством участников до 300 человек; пикетирования с призывом к российским правоохранительным органам начать ведение статистики по преступлениям ненависти в отношении сексуальных и гендерных меньшинств, которое должно состояться 13.09.2018 с 21-00 час. до 22-00 час. на площади Ленина г. Нефтегорск Самарской области с количеством участников до 300 человек; шествия Нефтегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, которое должно состояться 20.09.2018 с 16-00 час. до 18-00 час. по ул. Спортивной от ул. Полевой до ул. Молодежной в г. Нефтегорск Самарской области с количеством участников до 300 человек.

07.09.2018 заявителям было отказано в согласовании проведения заявленных мероприятий.

По мнению административных истцов, отказ администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области в проведении заявленных мероприятий является незаконным, нарушает их права, гарантированные статьей 31 Конституции Российской Федерации, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Кроме того, администрацией городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области нарушен порядок согласования публичных мероприятий, поскольку организаторам не предложены альтернативные места и время проведения заявленных публичных мероприятий, тем самым, фактически они лишены возможности эффективно реализовать право на свободу собраний.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконными решения администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 07.09.2018 № 1560, № 1561, 1562 об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме пикетирования, шествия; обязать администрацию городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 19 сентября 2018 года в удовлетворении заявленных Алексеевым Н.А., Климовым В.Н., Моляковым С.А. требований к администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области об оспаривании решений органа местного самоуправления отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении судом норм материального права, включая нормы международного права, с нарушением права заявителей на свободу собраний, гарантированные статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Предложение об изменении времени или места проведения публичных мероприятий является обязанностью органа власти, несоблюдение которой является нарушением порядка согласования заявленных публичных мероприятий и, следовательно, незаконным препятствием к реализации права на мирные собрания. В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» администрация не предложила альтернативных мест или маршрутов их проведения. Мотивы отказа в проведении публичного мероприятия, связанные с необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних являются неправомерными. Отказ администрации в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий основан на дискриминационном отношении к их организаторам.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно статье 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции РФ, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Места проведения публичного мероприятия определены статьей 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Как следует из материалов дела, 06.09.2018 Алексеев Н.А., Климов В.Н., Моляков С.А. обратились к Главе городского поселения Нефтегорск с уведомлениями о проведении публичных мероприятий: пикетирования в поддержку политики Совета Европы по вопросу прав сексуальных и гендерных меньшинств на европейском континенте с целью выступления в поддержку политики Совета Европы в лице Парламентской Ассамблеи, Комитета Министров и Европейского Суда по правам человека по вопросу геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на европейском континенте, которое должно состояться 13.09.2018 с 19-00 час. до 20-00 час. на площади Ленина г. Нефтегорск Самарской области с количеством участников до 300 человек; пикетирования с призывом к российским правоохранительным органам начать ведение статистики по преступлениям ненависти в отношении сексуальных и гендерных меньшинств с целью призыва к правоохранительным органам РФ начать ведение статистики, касающейся преступлений ненависти, совершенных по причине неприязни к сексуальной ориентации или гендерной идентичности жертв, которое должно состояться 13.09.2018 с 21-00 час. до 22-00 час. на площади Ленина г. Нефтегорск Самарской области с количеством участников до 300 человек; шествия Нефтегорского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии, которое должно состояться 20.09.2018 с 16-00 час. до 18-00 час. по ул. Спортивной от ул. Полевой до ул. Молодежной г. Нефтегорск Самарской области с количеством участников до 300 человек.

Уведомлениями администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 07.09.2018 № 1560, № 1561, 1562 заявителям отказано в согласовании заявленных мероприятий, поскольку цели заявленных публичных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также запреты, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры являются целями государственной политики в интересах детей.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (п. 2).

Согласно пункту 1 части 1, пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация.

В силу части 2 статьи 5 названного Федерального закона распространение такой информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Положения части 3 статьи 16 указанного Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, обязанность осуществлять защиту детей от вредоносной информации законом возложена на органы государственной власти.

Положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно части 2 статьи 12 названного Закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы права обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором такого мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей действующим законодательным запретам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребёнка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей (пункт 2 статьи 5 названного Федерального закона).

При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребёнка (пункт 1 статьи 9 указанного Федерального закона).

Принимая во внимание, что оспариваемые решения органа местного самоуправления приняты в защиту детей от негативного влияния пропаганды гомосексуализма на их развитие, не противоречат требованиям действующего законодательства, права и законные интересы административных истцов не нарушают, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Алексеева Н.А., Климова В.Н., Молякова С.А. о признании незаконными решений администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы Алексеева Н.А., Климова В.Н. и Молякова С.А. о том, что администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области следовало указать иное альтернативное место проведения заявленных мероприятий, противоречат положениям п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.

Противоречие заявленных целей планируемых заявителями публичных мероприятий законодательным запретам, и отсутствие сведений об устранении организаторами указанных публичных мероприятий этого несоответствия исключали необходимость предложения организаторам публичных мероприятий иных альтернативных мест и времени их проведения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отказы в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий основаны на дискриминационном отношении к их организаторам, не могут быть признаны состоятельными, поскольку распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.

Законодательный запрет к такой пропаганде, направленный на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

В части доводов апелляционной жалобы о нарушении судом норм международного права судебная коллегия полагает, что согласно п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Обжалуемые решения органа местного самоуправления приняты именно в целях охраны нравственности и защиты прав и свобод других лиц.

Доводы апелляционной жалобы административных истцов не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не опровергают правильность выводов суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с постановленным судом решением.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы Алексеева Н.А., Климова В.Н. и Молякова С.А. не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 19 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева Н.А., Климова В.Н., Молякова С.А. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи