Судья Бурлачка С.А. Дело № 33а-13819/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Серышевой Н.И., Бычкова В.В.,
при секретаре Сигаревой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюпрокурора Чернышковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к определению мест отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбывают,
по апелляционной жалобе администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области
на решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 июля 2016 года, которым административное исковое заявление прокурора Чернышковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к определению мест отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбывают, удовлетворено в полном объеме.
Признано незаконным бездействие администрации Чернышковского муниципального района, выразившееся в неопределении на территории Чернышковского муниципального района мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются.
На администрацию Чернышковского муниципального района возложена обязанность в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу определить на территории Чернышковского муниципального района места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты на которых они отбываются.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Чернышковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился с административным иском к администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области о понуждении к определению мест отбывания исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбывают. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности администрации Чернышковского муниципального района, которой установлено несоблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Указал, что закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия. Однако, в нарушение ст. 25, 39 УИК РФ места отбывания наказания осужденных к исправительным работам, виды и объекты отбывания наказания осужденных к обязательным работам администрацией Чернышковского муниципального района не определены, соответствующий правовой акт не принят.
Просил признать бездействие администрации Чернышковского муниципального района, выразившееся в неопределении на территории Чернышковского муниципального района мест отбывания наказания в виде исправительных работ, видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, незаконным; возложить обязанность на администрацию Чернышковского муниципального района в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу определить на территории Чернышковского муниципального района места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты на которых они отбываются.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой оспаривает законность и обоснованность решения суда. Просит решение по делу отменить полностью и прекратить производство по административному делу. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Чернышковского района Волгоградской области Гермашева Л.А. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Мамина Н.Л. полагала решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене
Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
На основании части 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В силу части 1 статьи 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, основанием для обращения прокурора с настоящим административным иском в суд явилось установление, в ходе проведения прокурорской проверки неисполнение Администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области требований уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ в части определения мест, видов и объектов для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ.
Следовательно, возложение ст.ст. 25,39 УИК РФ, ст.ст. 49,50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять вид обязательных работ и объекты для их отбывания, места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий.
Таким образом, закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия, которые в силу ст. 19 Федерального закона №131-Ф3 должны исполняться муниципальными районами и органами местного самоуправления городских округов.
Кроме того, пунктом 4 статьи 23 Устава Чернышковского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Чернышковской районной Думы Волгоградской области от 15.05.2012 года №11/4, определено, что к компетенции главы Администрации Чернышковского муниципального района относится осуществление мероприятий, направленных на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Волгоградской области.
Обязанность о согласовании предлагаемых органами местного самоуправления мест для отбывания наказания, предусмотрена п.п. 42. 64 Приказа Минюста РФ от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно - правового характера без изоляции от общества» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.2009 года № 14140).
Таким образом, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществлено федеральными законами путем прямого указания в статьях 49 и 50 УК РФ и статьях 25 и 39 УИК РФ, следовательно, места отбывания наказания в виде исправительных работ, виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, должны определяться Администрацией Чернышковского муниципального района.
30 марта 2016 года, прокурором Чернышковского муниципального района, в адрес главы Администрации Чернышковского муниципального района Крылова В.А. прокурором Чернышковского района было внесено представление с требованием об устранении вышеуказанных нарушений закона.
Между тем, из ответа заместителя главы Администрации Чернышковского муниципального района ФИО2 от 29.04.2016 года №04/1442, никакие меры по представлению прокурора не предпринимались, допущенные нарушения не устранены до настоящего времени.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеназванными положениями действующего законодательства и исходил из того, что Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодательством определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия, в том числе определять в районе места жительства осужденного к исправительным работам, определять места работы и виды обязательных работ и объектов, на которых они отбываются по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Выводы суда мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах, установленных на основе доказательств, сделаны при верном применении норм материального права, судебная коллегия с ними согласна.
Согласно частям 1 -3 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Понятие «муниципальный район» дано в статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципального района могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского либо городского поселения названным Федеральным законом не предусмотрено.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы по несоответствию требований истца с порядком передачи полномочий, определенного ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несостоятельны к отмене решения суда, поскольку являлись предметом исследования суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
При таких обстоятельствах, постановленное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи