Судья: Полунина Е.В. Дело № 33а-13843/2022 г. Красногорск МО АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Редченко Е.В., судей Фетисовой И.С., Бирюковой Е.Ю., при секретаре Набиуллиной К.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании 11 мая 2022 года апелляционную жалобу Сатушевой З. А. на решение Клинского городского суда Московской области от 24 февраля 2022 года по делу по административному исковому заявлению Сатушевой З. А. к администрации г.о.Клин Московской области о признании решения незаконным. Заслушав доклад судьи Фетисовой И.С., объяснения У с т а н о в и л : Сатушева З.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Клин Московской области, и с учетом уточнения требований просила признать незаконным решение от 23.11.2021 №75-21 об отказе в признании нежилого здания жилым домом и возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Требования мотивированы тем, что Сатушева З.А. обращалась в администрацию г.о. Клин с заявлением о признании принадлежащего ей нежилого здания общей площадью 97,7 кв.м., с кадастровым номером 50:03:0040280:5695, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Соколово, жилым домом, с приложением всех необходимых документов, в том числе решения Клинского городского суда Московской области от 08 июля 2021 г. по делу №2а-2312/2021, которым было признано незаконным решение Администрации г.о. Клин от 05.03.2021 №23-21 об отказе в переводе нежилого здания общей площадью 97,7 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <данные изъяты>, д. Соколово, - в жилое, и суд обязал Администрацию г.о. Клин повторно рассмотреть заявление Сатушевой З.А. Решением администрации г.о.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> отказано в признании нежилого здания жилым домом, поскольку представленные документы по форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства РФ и Административному регламенту: объект капитального строительства с наименованием хозблок не является садовым домом, в рамках муниципальной услуги «Признание садового дома жилым и жилого дома садовым» комиссия не усматривает правовых оснований для перевода хозяйственной постройки в жилой дом. Административный истец указывает, что отказ администрации г.о.<данные изъяты> от <данные изъяты> не соответствует требованиям пунктов 55, 56, 61, 62 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, поскольку такого основания для отказа Положение не предусматривает. Представитель административного истца по доверенности Комаров Д.В. в суде первой инстанции административный иск поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель административного ответчика Администрации городского округа Клин в судебное заседание не явился, представил возражения против удовлетворения административного искового заявления. Решением Клинского городского суда <данные изъяты> исковые требования оставлены без удовлетворения. Суд первой инстанции указал, что Сатушевой З.А. к заявлению были представлены следующие документы: техническое заключение о соответствии класса капитальности здания, строения, сооружения и об определении функционального назначения здания, строения, сооружения и об определении функционального назначения здания, строения, сооружения № T3-20-03, СРО-П-021-28082009; решение Клинского городского суда об обязании Администрацию повторно рассмотреть заявление Сатушевой 3. А. о переводе нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> в жилое; доверенность; выписка из ЕГРН на земельный участок; выписка из ЕГРН на нежилое здание (хозблок). Суд первой инстанции сослался на п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительств Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, в соответствии с которым не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, и указал, что поскольку хозблок является строением вспомогательного использования, то не может допускаться к использованию в качестве жилого. Правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности административного истца на садовый дом, административному ответчику представлено не было. Не согласившись с решением суда, административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, принять новое, которым административный иск удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что ссылка суда на пункт п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является необоснованной. В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец и ее представитель не явились, извещены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Неявка сторон не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом и следует из материалов дела, Сатушевой З.А. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 650 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Соколово, уч. 23, и расположенное на указанном земельном участке нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 97,7 кв.м, наименование – хозблок, этажей – 2, год завершения строительства 2005. Решением администрации городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, принятого на основании решения Межведомственной комиссии при администрации г.о.Клин от <данные изъяты><данные изъяты>н-21, в признании нежилого здания общей площадью 97,7 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Соколово, - жилым отказано в соответствии с п. 13.1.3 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утверждённого постановлением Администрации городского округа Клин от <данные изъяты><данные изъяты>, в связи с несоответствием документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и административного регламента. Согласно выписке из протокола заседания Межведомственной комиссии при Администрации г.о.Клин <данные изъяты>-н21 от <данные изъяты>, принято решение отказать Сатушевой З.А. в переводе нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Соколово, в жилое в соответствии с пунктом 13.1.3 Административного регламента по предоставлению Государственной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утверждённого постановлением администрации городского округа Клин от <данные изъяты><данные изъяты>, в связи с несоответствием документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента, по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Административного регламента. Как указано в протоколе заседания Межведомственной комиссии объект капитального строительства с наименованием хозблок не является садовым домом. В рамках муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым», комиссия не усмотрела правовых оснований для перевода хозяйственной постройки в жилой дом. В силу статьи 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Статья 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату. При этом жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.12.2018 г. № 1653 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47» дополнило Положение разделом VI, содержащим порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Пунктом 55 Положения установлено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления). В пункте 56 Положения приведен перечень документов, необходимых для признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, которые собственник садового дома или жилого дома представляет в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, среди которых указано: а) заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (далее - заявление), в котором указываются кадастровый номер садового дома или жилого дома и кадастровый номер земельного участка, на котором расположен садовый дом или жилой дом.. В соответствии с пунктом 59 Положения решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом либо об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных документов, указанных в пункте 56 настоящего Положения, уполномоченным органом местного самоуправления не позднее чем через 45 календарных дней со дня подачи заявления (п. 59). Основания об отказе в признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом определены в пункте 61 Положения, в том числе: а) непредставление заявителем документов, предусмотренных подпункта «а» и (или) «в» пункта 56 настоящего Положения. Постановлением администрации городского округа Клин от 29.01.2020 года № 107 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Пунктом 13 Административного регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. Административному истцу отказано в переводе нежилого здания в жилое на основании подпункта 13.1.3 Административного регламента, согласно которого основанием для отказа в предоставлении услуги является несоответствие документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Административного регламента. В соответствии с пунктом 10.1.5 Административного регламента представляется заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом). Согласно выводов Технического заключения об определении класса капитальности здания, строения, сооружения и об определении функционального назначения здания, строения, сооружения, составленного ООО «Бюро жилэкспертизы» планировка и обустройство нежилого здания хозблока с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Соколово, соответствует возможности изменения функционального назначения помещений из хозблока в помещения жилого дома. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено понятие «хозяйственные постройки» - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд. Таким образом, спорный объект недвижимости – хозблок законодательством отнесен к хозяйственным постройкам. В соответствии с п. 6 Положения, не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования. Судебная коллегия соглашается с решением суда, поскольку оно основано на материалах дела и согласуется с требованиями действующего законодательства. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, нарушений порядка рассмотрения заявления Сатушевой З.А. о предоставлении государственной услуги и принятия по нему соответствующего решения органом местного самоуправления не допущено, основания для принятия решения имелись, так как документов на садовый дом в соответствии Положением о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, пдминистративным истцом представлено не было. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии с п.9 ч.5 ст.9 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение). Выбор назначения объекта недвижимого имущества является правом собственника объекта недвижимого имущества. При постановке на кадастровый учет и регистрации права с внесением в ЕГРН соответствующих сведений 15.03.2018 собственником Сатушевой З.А. сведений об объекте недвижимости, расположенном на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, его назначение было указано как нежилое, наименование – хозблок, которое является вспомогательным строением. Судебная коллегия также отмечает, что представленное истцом заключение специалиста о том, что спорное нежилое здание хлозблока соответствует возможности изменения функционального назначения помещений из хозблока в помещения жилого дом, не меняет данных о зарегистрированных правах административного истца на хозяйственную постройку. Отсутствие документов, подтверждающих принятие мер по исправлению ошибки в сведениях ЕГРН в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» относительно наименования нежилого здания, при ее наличии, не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов истца, что является обязательным условием для реализации права на судебную защиту. При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Клинского городского суда Московской области от 24 февраля 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Сатушевой З. А. – без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |