САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег.№33а-13847/2017 Судья: Карсакова Н.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 24 июля 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Белоногого А.В.
при секретаре Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2017 года административное дело №2а-4433/2017 по апелляционной жалобе Соловьева Е. Н. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2017 года по административному исковому заявлению Соловьева Е. Н. к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения административного истца Соловьева Е.Н., представителя административного истца Карлова И.В., действующего на основании доверенности от 12 августа 2016 года сроком на 5 лет, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Соловьев Е. Н. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований Соловьев Е.Н. указал, что будучи ребенком-сиротой с 14 сентября 1979 года являлся воспитанником Ухтинского дома ребенка, 18 декабря 1982 года был переведен в Печорский детский дом №8, с 1982 года по 1995 год являлся воспитанником школы-интерната №5 г. Ухта Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1995 года по 1998 год проходил обучение в Печорском ПУ-4, в 1998 году был призван для прохождения срочной службы в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, с 1999 года по 2001 год обучался в Военно-Морском институте им. Фрунзе в г. Санкт-Петербурге, в 2001 году перевелся в Государственный университет сервиса и экономики. 4 марта 2016 года обратился в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга о предоставлении жилого помещения как сироте, в удовлетворении которого было отказано. 29 июня 2016 года обратился в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в удовлетворении которого уведомлением №310-16 было отказано. Истец, полагая свои права нарушенными, указал на то, со стороны органов опеки и детского дома никаких действий по защите его жилищных прав не предпринималось, по окончании профессионального училища жилое помещение ему не было предоставлено, несмотря на обращение 24 июня 1997 года; в период обучения в Военно-Морском институте им. Фрунзе проживал в казарме и потому документы о предоставлении жилой площади у него отказывались принимать.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных Соловьевым Е.Н. требований отказано.
В апелляционной жалобе Соловьев Е.Н. просит решение отменить и принять по делу новое решение по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Считает, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что он до достижения 23 лет не обращался о предоставлении ему жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для их удовлетворения не имеется, поскольку до достижения возраста 23 лет Соловьев Е.Н. не был принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как имеющий право на социальные гарантии, а после достижении 23 лет административный истец такое право утратил.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Соловьев Е.Н., 12 ноября 1978 года рождения, остался без попечения родителей с рождения, с 14 сентября 1979 года являлся воспитанником Ухтинского дома ребенка, с 18 декабря 1982 года по 31 августа 1987 года являлся воспитанником Печорского детского дома №8 и находился на полном государственном обеспечении, с 5 сентября 1992 года по 1 сентября 1995 года являлся воспитанником школы-интерната №5 г. Ухта Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении.
С 1995 года по 1998 год Соловьев Е.Н. обучался в Печорском ПУ-4 и находился на полном государственном обеспечении.
В 1998 году Соловьев Е.Н. был призван в Вооруженные Силы Российской Федерации.
С 30 июля 1999 года по 6 ноября 2001 года Соловьев Е.Н. обучался в Военно-Морском институте им. Фрунзе в г. Санкт-Петербурге и находился на казарменном положении.
С 2001 года по 2006 год Соловьев Е.Н. обучался в ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики» и проживал с 9 апреля 2004 года по 31 августа 2006 года в общежитии по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
С 28 мая 2010 года Соловьев Е.Н. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, принадлежащей на праве собственности жене Соловьевой В.Н., с которой зарегистрирован брак 23 января 2008 года.
29 июня 2016 года Соловьев Е.Н. обратился в Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга о предоставлении государственной услуги по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в удовлетворении которого уведомлением №310-16 от 29 июля 2016 года было отказано.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Соловьев Е.Н. оспаривает отказ Администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 29 июля 2016 года, который в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит проверке на соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Соловьев Е.Н. на момент рассмотрения данного дела достиг возраста 38 лет.
В нарушение положений статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Соловьев Е.Н. не представил суду доказательства уважительности причин, в силу которых он своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-х летнего возраста Соловьев Е.Н. не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что, по мнению административного истца, привело к нарушению его жилищных прав, судебной коллегией отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела полное государственное обеспечение истца было окончено 12 ноября 1996 году в связи с совершеннолетием, дальнейшим самообразованием и трудоустройством, постинтернатное сопровождение истца не осуществлялось, недееспособным истец не признан.
При этом судебная коллегия учитывает, что в 2006 году Местная администрация муниципального образования муниципальный округ №7, в которой работал Соловьев Е.Н., обращалась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении Соловьеву Е.Н. жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Письмом от 4 ноября 1997 года Управление образования Администрации г. Печоры Республики Коми сообщило Соловьеву Е.Н. о направлении его заявления о решении жилищного вопроса по месту его рождения в Усть-Куломский район.
Указанное свидетельствует о том, что о нарушении своих прав Соловьеву Е.Н. было известно до 2006 года, однако с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обратился в 2016 году и не оспаривал до 2016 года (более 20 лет после достижения совершеннолетия) действия (бездействия) органов, не принявших необходимых мер по обеспечению его жилым помещением.
Учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (1996 год), а также исполнения 23 лет (в ноябре 2001 года), до обращения с иском в суд (8 декабря 2016 года), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
В настоящее время Соловьев Е.Н. жилым помещением обеспечен, проживает с женой и двумя детьми в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью 38,80 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не подрывают правильности выводов суда и не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева Е. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: