ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1391/19 от 21.01.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 33а-1391/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2019 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Субхангулова А.Н. и Якуповой Н.Н.,

при секретаре Дилявировой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 23 октября 2018 года, которым постановлено:

административный иск ФИО1 к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан №4-25/260 от 28 августа 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу № 6», оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

В обоснование административных исковых требований указал, что по результатам состоявшихся в городском округе город Салават Республики Башкортостан выборов 18 сентября 2016 года истец был избран депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан 4 созыва по одномандатному избирательному округу № 6. Кроме этого истец занимает должность председателя Ассоциации предпринимателей города Салават, заместителя директора в ООО «БашСтройМаркет», в обязанности последнего входит решение технических вопросов. Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан истец был включен в состав конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, целью деятельности которой является принятие рекомендательного решения о предоставлении или об отказе в предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

16 декабря 2016 года состоялось заседание конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, на котором принималось решение о возможности предоставления субсидии ООО «БашСтройМаркет».

23 августа 2018 года на заседании незаконно созданной распоряжением председателя Совета городского округа город Салават от № 55-р от 27 апреля 2017 года (в редакции распоряжения № 143-р от 01 ноября 2017 года) комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами, принято решение о несоблюдении истцом требований об урегулировании конфликта интересов и направлении решения комиссии председателю Совета Д.Л.В.

Административный истец полагает принятое решение комиссии незаконным, в связи с тем, что комиссия создана с нарушением порядка ее создания, закрепленного в ч. 1 ст.17, ч. 1 ст. 18, ч. 2 ст. 23 Регламента Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета от 27 апреля 2015 года № 3-45/545 (в редакции распоряжения от 29 июня 2017 года № 4-10/119) и вынесено без проведения объективного расследования.

Решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 28 августа 2018 года №4-25/260 полномочия депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1 прекращены в связи с утратой доверия, в связи с чем, истец исключен из состава постоянной комиссии Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан по жилищно-коммунальному хозяйству, использованию земель, природных ресурсов, торговле и иным видам услуг населению. Утрата доверия согласно выписке из протокола заседания Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан вызвана тем, что истцом не были приняты меры по предотвращению конфликта интересов при рассмотрении 16 декабря 2016 года конкурсной комиссией по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства заявки ООО «БашСтройМаркет» о предоставлении субсидии.

Административный истец полагает решение Совета №4-25/260 от 28 августа 2018 года незаконным и подлежащим отмене, поскольку истца корпоративные или близкие отношения с ООО «БашСтройМаркет» не связывали, директор и учредитель общества не является близким человеком или родственником, в должностные обязанности истца не входило решение финансовых вопросов, в полномочия депутата Совета не относится участие в работе администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан и в ее комиссиях. Решения конкурсной комиссии являются рекомендательными и принимаются большинством голосов, решение о возможности предоставления субсидии принимается главой администрации путем подписания договора. Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан не принято во внимание, что 15 декабря 2016 года в комиссию по предоставлению субсидии истцом было подано секретарю первого заместителя главы администрации М.В.И, уведомление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая может привести или приводит к конфликту интересов, которое в последующем направлено для работы заместителю главы администрации З.А.Г. Также указывает на то, что для принятия Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан решения о досрочном прекращении полномочий депутата недостаточно обращения заместителя главы администрации или группы депутатов.

Полагает, что решение Совета № 4-25/260 от 28 августа 2018 года принято с нарушением ч. 1, 2 ст.10 ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 2 п. 6.1 ст. 24 Устава городского округа город Салават, на основании необъективных и несоответствующих действительности данных и непроверенной информации, с нарушением процедуры принятия решения, на основании решения незаконно созданной комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами.

Кроме того, принятое решение от 28 августа 2018 года нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и избирателей одномандатного округа № 6, отдавших свои голоса за истца при голосовании, препятствует осуществлению полномочий депутата и отстаиванию интересов избирателей, порочит честь и репутацию истца перед избирателями и коллегами по работе.

ФИО1 просил суд признать незаконным и отменить решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан № 4-25/260 от 28 августа 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу № 6».

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда как незаконного, вынесенного без изучения и оценки всех обстоятельств дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Члены конкурсной комиссии по предоставлению субсидии, его председатель и заместители председателя на включены в штатное расписание ни администрации, ни Совета, не включены в реестр должностей муниципальной службы. ФИО1 в состав конкурсной комиссии по предоставлению субсидии был включен в 2013 года, т.е. до избрания его в сентябре 2016 года депутатом. Судом не выяснено, на объективное исполнение каких должностных обязанностей депутатом ФИО1 повлияло или могло повлиять участие в рассмотрении конкурсной комиссией заявки ООО «Башстроймаркет» о предоставлении субсидии; сделан ошибочный вывод о том, что ООО «Башстроймаркет» и депутат ФИО1 связаны имущественными и корпоративными отношениями. Судом ошибочно сделан вывод о том, что конфликт интересов у ФИО1 возник при принятии Советом городского округа 08 ноября 2016 года решения, согласно которому предусмотрено выделение денег на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства.

Советом городского округа город Салавата Республики Башкортостан поданы письменные возражения относительно апелляционной жалобы.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, его представителя ФИО2, представителей администрации городского округа город Салават – ФИО3 и ФИО4, представителя Совета городского округа город Салават – ФИО5, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти, в том числе вопросы статуса депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статус депутата регулируется вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В свою очередь, в статье 12 Федерального закона установлены ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.

В соответствии с положениями части 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

На основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

По части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4, 5 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 6, что подтверждается решением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Салават Республики Башкортостан № 37/2 от 20 сентября 2016 года «Об установлении общих результатов выборов депутатов Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва» (том 1 л.д. 12, 13-14).

На основании постановления администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05 сентября 2013 года № 1744-п «О создании конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан» (в редакции постановления администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 26 ноября 2014 года № 2527-п) создана конкурсная комиссия по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (т.2 л.д. 35-36).

Постановлениями от 26 ноября 2014 года №2527-п и 05 октября 2016 года №2734-п «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 05 сентября 2013 года № 1744-п «О создании конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при аАдминистрации городского округа город Салават Республики Башкортостан», администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан внесены изменения (т.2 л.д. 41-45).

Согласно приложению к данному постановлению в состав вышеназванной комиссии включен, в том числе, ФИО1 - председатель Ассоциации предпринимателей г. Салават (т. 2 л.д. 46).

09 декабря 2016 года директором ООО «БашСтройМаркет» Л.И.Н. в администрацию городского округа город Салават Республики Башкортостан подано заявление на получение финансовой поддержки (т.2 л.д. 55-56).

В соответствии с протоколом № 1 заседания конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан 16 декабря 2016 года в составе: председателя комиссии М.В.И,, заместителя председателя Т.С.Д,, секретаря Т.Л.Д., членов комиссии С.К.З., ФИО1, Л.С.Н., Х.Ф.Ф., Ф.О.М., Ю.Р.А., В.О.А., В.И.Г., Ш.Р.И. состоялось заседание конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, на котором было в том числе принято решение о предоставлении ООО «БашСтройМаркет» субсидии в части лизинговых платежей из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан в размере 220 747,58 рублей, а также субсидии по виду «Субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга» из бюджета Республики Башкортостан/Российской Федерации в размере 279 252,42 рублей (т.1 л.д. 38-57).

19 декабря 2016 года между администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан и ООО «БашСтройМаркет» заключен договор № 23 о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга, согласно п. 1.1 которого администрацией осуществляется субсидирование части лизинговых платежей путем возмещения затрат по уплате субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса по договорам лизинга за счет средств, полученных из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан, и средств, привлекаемых из бюджета Республики Башкортостан/Российской Федерации.

По пункту 3.1 договора общая сумма субсидии составила 500 000 рублей. Денежные средства ООО «БашСтройМаркет» перечислены: в размере 220 747,58 рублей по платежному поручению № 26823 от 20 декабря 2016 года; в размере 279 252, 42 рублей по платежному поручению № 816330 от 28 декабря 2016 года (т.2 л.д. 76-81).

Генеральным директором и единственным учредителем ООО «БашСтройМаркет» является Л.И.Н. (т.1 л.д. 19-36).

ФИО1 занимает должность заместителя директора ООО «БашСтройМаркет», что подтверждается предоставленной копией трудовой книжки (т.1 л.д. 92-100).

13 августа 2018 года председателю Совета городского округа направлена информация заместителя председателя антикоррупционной комиссии Администрации городского округа г. Салават РБ З.А.Г. в отношении депутата Совета городского округа г. Салават РБ ФИО1, в связи с выявленными фактами неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, внесено представление № 7-01-2017 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции, принять решение Совета городского округа г. Салават РБ IV созыва депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1

23 августа 2018 года по результатам рассмотрения информации комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, с участием ФИО1, принято решение, которым признано, что при исполнении депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан IV созыва ФИО1 своих полномочий не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, о направлении настоящего решения комиссии председателю Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан Д.Л.В. с предложением Совету городского округа город Салават Республики Башкортостан рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан IV созыва ФИО1

В силу части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

28 августа 2018 года состоялось 25-е заседание 4-го созыва Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, в повестку которого был включен вопрос: «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу №6» (т.1 л.д. 119-136).

Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан принято решение от 28 августа 2018 года №4-25/260 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу №6».

При этом ФИО1, являясь депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва, то есть лицом, замещающим муниципальную должность, исполняя обязанности члена конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, в котором принимало участие ООО «БашСтройМаркет», с которым ФИО1 связан имущественными и корпоративными отношениями, в нарушение требований части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона.

Результаты конкурсной комиссии, по которым ООО «БашСтройМаркет» получило субсидию и с которым был заключен договор № 23 о субсидировании части лизинговых платежей по договорам лизинга, указывают на личную заинтересованность ФИО1

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Так, в числе ограничений, установленных в статье 12.1, содержатся ограничения личных прав лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. Кроме того, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года №650 утверждено Положение о порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Принимая на себя обязанности депутата, приобретая статус лица, замещающего муниципальную должность субъекта Российской Федерации, лицо, тем самым, приобретает не только права, но и принимает на себя обязанности. В том числе у депутата возникают и формальные обязанности, само несоблюдение которых, учитывая повышенные требования к депутату, не может быть оправдано чем-либо, а должно, по замыслу законодателя, влечь наступление неблагоприятных последствий для такого лица в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.

Отсутствие соответствующего правового регулирования на уровне субъекта не означает, что депутату позволено нарушать и не соблюдать запрет, установленный федеральным законодателем, тем более, при существовании необходимого правового регулировании на федеральном уровне.

Непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся ФИО1, является в соответствии с ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основанием для досрочного прекращения его полномочий депутата Совета городского округа город Салават.

Вследствие чего, Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан по результатам рассмотрения информации заместителя председателя антикоррупционной комиссии администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан обоснованно принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, в связи с невыполнением им обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Представленное в материалы дела заявление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от 15 декабря 2016г. (т.1 л.д. 37) в конкурсную комиссию, либо в Совет городского округа город Салават Республики Башкортостан от ФИО1 не поступало.

Судом также установлено, что следует из пояснений самого административного истца, данных им в ходе рассмотрения дела по существу, ФИО1 данное заявление написал перед заседанием конкурсной комиссии 16 декабря 2016 года и передал в торговый отдел администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан ФИО6 Между тем, как следует из заявления, оно датировано ФИО1 15 декабря 2016 года, тогда как заседание конкурсной комиссии состоялось 16 декабря 2016 года.

Согласно сведениям, предоставленным и.о. начальника отдела по предпринимательству и торговле администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан регистрация входящей документации в отделе до 01 января 2018 года не осуществлялась, вся входящая переписка регистрировалась в организационно-контрольном отделе администрации (т.1 л.д. 134).

По сведениям, представленным управляющим делами администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, не зарегистрированы заявления ФИО1 и ООО «БашСтройМаркет» в период с 15 по 16 декабря 2016 года в организационно-контрольном отделе администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (т.1 л.д. 133).

Как следует их пояснений свидетеля К.Т.Н., допрошенной в суде первой инстанции, вся входящая документации в торговом отделе администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан не регистрировалась, заявление от ФИО7 от 16 декабря 2016 года она не получала.

Из показаний свидетелей ФИО8, являющимся бывшим председателем конкурсной комиссии, уволенным из администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан за утрату доверия, Ф.О.М., являющемся членом клуба предпринимателей «Новое поколение» г. Салават, директором которого является ФИО9 Д,, Л.С.Н., Ш.Р.И., являющимися членами Ассоциации предпринимателей г. Салават, председателем которой является ФИО1, следует, что являются членами конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан, участвовали в заседании конкурсной комиссии 16 декабря 2016 года, заявление о конфликте интересов ФИО1 было озвучено перед заседанием комиссии и при рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии ООО «БашСтройМаркет» ФИО1 выходил, не присутствовал.

Допрошенный в суде первой инстанции свидетель С.К.З. пояснила, что заседание конкурсной комиссии проходит 1-1,5 час., никто ни куда не выходит, быстро рассматриваются все заявки, все голосуют, на заседании конкурсной комиссии 16 декабря 2016 года она присутствовала, перед заседанием никаких заявлений, в том числе от ФИО1, не озвучивалось, не обсуждалось, на заседании комиссии он присутствовал и не выходил. Ей в предоставлении субсидии, как индивидуальному предпринимателю всегда отказывают, поскольку она является членом комиссии.

Из протокола №1 заседания конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 16 декабря 2016 года усматривается, что присутствовали: председатель комиссии М.В.И,; заместитель председателя Т.С.Д,; секретарь Т.Л.Д.; с участием членов комиссии С.К.З., ФИО1, Л.С.Н., Х.Ф.Ф., Ф.О.М., Ю.Р.А., В.О.А., В.И.Г., Ш.Р.И. В повестке дня отсутствует вопрос об обсуждении заявления ФИО1 о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном протоколе не отражено, что кто-либо из членов комиссии покидал заседание конкурсной комиссии, в том числе ФИО1, самоотвод не заявлялся, при этом протокол заседания комиссии подписан всеми членами комиссии без замечаний.

Таким образом, будучи депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, то есть, обладая статусом спецсубъекта, ФИО1 не обратился к председателю Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан с уведомлением о наличии у него конфликта интересов при подаче заявки на субсидию ООО «БашСтройМаркет», личном участии в голосовании о предоставлении субсидии, что является нарушением требований Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции».

Кроме того, 8 ноября 2016 года Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан было принято решение «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 года № 3 -52/609 «О бюджете городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», в котором предусмотрено выделение денежных средств на предоставление субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, за счет средств федерального бюджета.

В заседании Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан принимал участие и депутат ФИО1, исполняя тем самым депутатские полномочия, которые выражаются в участии в голосовании за проект решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан «О внесении изменений в решение Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 30 ноября 2015 года № 3 -52/609 «О бюджете городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», так как в соответствии пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ, статьей 43 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ГО г. Салават РБ от 23 сентября 2010 года № 2-37/376, утверждение местного бюджета, а, соответственно, внесение изменений в местный бюджет, относится к исключительной компетенции Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, на заседании Совета, что является одной из форм деятельности депутата в Совете в соответствии со статьей 84 Регламента Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Салават РБ № 3-45/545 от 27 апреля 2015 года, и статьей 9 Положения о статусе депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан № 2-34/309 от 02 апреля 2010 года.

Депутатом Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан ФИО1 не сообщено о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не приняты меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Доводы административного истца о том, что комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, была создана незаконно, судом отклонены, как необоснованные, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно части 1 статьи 12.3 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном соответствующими муниципальными нормативными правовыми актами, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Во исполнение требований действующего антикоррупционного законодательства 29 августа 2016 года Советом городского округа г. Салават РБ было принято решение № 3-59/717 от 29 августа 2016 года «О порядке сообщения депутатами Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Так, пунктом 2 Положения о порядке сообщения депутатами Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного решением Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан от 29 августа 2016 года № 3-59/717, депутаты обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

По пункту 3 названного Положения депутаты направляют в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами, уведомление, составленное по форме согласно приложению к вышеуказанному Положению.

В пункте 5 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования».

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством председателем Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан Д.Л.В. утверждено распоряжение от 27 апреля 2017 года № 55-р «О создании комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами».

Доводы ФИО1 о том, что для принятия Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан решения о досрочном прекращении полномочий депутата недостаточно обращения заместителя главы администрации или группы депутатов, судом также обоснованно отклонены, так как Федеральным законом от 03 апреля 2017 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (пункт 7.2 статьи 40 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ).

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (пункт 7.3 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ).

Вышеуказанные изменения нашли свое отражение и в Уставе городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Таким образом, изменений коснулся порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления.

Поскольку ФИО1 был лишен полномочий депутата в связи с непринятием мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а не в связи с непредставлением лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, доводы административного истца ФИО1 на п. 6.1 ст.24 Устава городского округа г. Салават Республики Башкортостан обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Также, Советом городского округа город Салават Республики Башкортостан соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочие на принятие оспариваемого административным истцом ФИО1 решения №4-25/260 от 28 августа 2018 года.

Решение принято на заседании коллегиального органа, путем голосования; за принятие такого решении, как видно из протокола заседания (т. 1 л. д. 68-69) проголосовало 16 депутатов из 20 присутствовавших; воздержавшихся 3, в голосовании участие депутат ФИО1 не принимал.

О существенных нарушениях, которые бы указывали на незаконность принятого решения, объективно ничего не свидетельствует. Основания для принятия оспариваемого решения существовали, а их наличие последовательно было установлено сначала административным ответчиком, потом судом, и эти обстоятельства не вызывают никакого сомнения с точки зрения своей достоверности. Содержание оспариваемого решения также соответствует требованиям и положениям вышеизложенных нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

Процедура принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата проведена в соответствии с требованиями Регламента, проведено голосование, итоги голосования подведены правильно, протоколы и решение соответствуют фактическим обстоятельствам, при которых принималось оспариваемое решение.

Совокупность же двух условий, необходимых для признания решения незаконным, а именно несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим же решением прав либо свобод ФИО1 не установлена.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, исходя из установленных обстоятельств, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан №4-25/260 от 28 августа 2018 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета городского округа город Салават Республики Башкортостан четвертого созыва ФИО1, избранного по одномандатному избирательному округу № 6», поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка и процедуры при наличии оснований, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому оснований и предусмотренной совокупности необходимых условий для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 23 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи А.Н. Субхангулов

Н.Н. Якупова

Справка: судья Пономарева И.Н.