Судья Фоменко Е.И. | Дело № 33а-1391/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Горна В.Ф. и ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 24 сентября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Карагинского муниципального района на решение Карагинского районного суда Камчатского края от 19 мая 2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края удовлетворить частично.
Признать недействующими подпункты «в, г, д, е» пункта 5.5.2 раздела 5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «По перераспределению земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 470, со дня опубликования.
В остальной части административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Горна В.Ф., объяснения представителя прокурора Карагинского района Соловьевой О.И., которая возражала против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрацией Карагинского муниципального района 27 декабря 2019 года принято постановление № 470 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «По перераспределению земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», которое опубликовано в официальном печатном издании «Карагинские вести» от 14 февраля 2020 года № 11.
Пунктом 5.5.2 названного Административного регламента установлены основания, по которым жалоба, поданная в порядке осуществления внесудебного контроля за оказанием муниципальной услуги, может быть оставлена без ответа.
Полагая, что муниципальный нормативный правовой акт в приведенной выше части противоречит ст. 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заместитель прокурора Карагинского района обратился в суд с административным иском о признании его недействующим со дня вступления в силу. В обоснование указал, что названный выше федеральный закон содержит исчерпывающий перечень решений, принимаемых по жалобе, поданной получателем муниципальной услуги, в числе которых возможность оставления жалобы без ответа не предусмотрена. По мнению заместителя прокурора, пункт 5.5.2 Административного регламента дублирует положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», к предмету регулирования которого не отнесены отношения, связанные с порядком оказания муниципальных услуг.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцов В.В. заявленные требования поддержал.
Администрация Карагинского муниципального района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе администрация Карагинского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт федеральному закону и иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Относительно апелляционной жалобы представителем прокурора Карагинского района Бойцовым В.В. поданы возражения о необоснованности изложенных в ней доводов и законности решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 470 утвержден Административный регламент по предоставлению администрацией Карагинского муниципального района муниципальной услуги «По перераспределению земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Разделом 5 Административного регламента установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц, муниципальных служащих.
Заместителем прокурора оспаривается пункт 5.5.2 Административного регламента, в соответствии с которым уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе;
в) если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение;
г) если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе;
д) если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
е) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Признавая недействующими подпункты «в, г, д, е» пункта 5.5.2 Административного регламента, суд первой инстанции нашел, что их содержание дублирует положения ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», к предмету правового регулирования которого не относятся правоотношения, связанные с оказанием муниципальных услуг.
Оснований для удовлетворения административного иска в остальной части суд не нашел, указав, что правовые нормы предусматривающие возможность оставить жалобу без ответа в случаях наличия в ней нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, работника, а также членов его семьи, равно как при отсутствии возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, установлены на федеральном уровне. В обоснование суд сослался на пункт 21 Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников (утвержден постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 года № 840).
С решением суда в части, которой заместителю прокурора Карагинского района отказано в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия согласиться не может.
В силу ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 ст. 12 этого Федерального закона установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, в том числе, устанавливающие досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников (п. 5 ч. 2 ст. 12).
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, которой определены требования к форме подачи жалобы, ее содержанию, срокам ее рассмотрения, порядку извещения заявителя о принятом по жалобе решении.
Согласно ч. 8 этой статьи по результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
2) в удовлетворении жалобы отказывается.
Иных решений, которые могут быть приняты по жалобе заявителя, поданной в досудебном (внесудебном) порядке, законом не предусмотрено.
Вместе с тем, Административный регламент, в оспариваемой прокурором части, предоставляет должностному лицу право оставить жалобу без ответа, то есть принять по жалобе решение, не предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.
Возможность подобного правового регулирования находится вне пределов усмотрения административного ответчика, поскольку федеральное законодательство не предусматривает возможности оставления жалобы без ответа и, соответственно, не раскрывает оснований для принятия такого решения.
Письменное обращение заявителя о несогласии с порядком предоставления или результатом оказания муниципальной услуги, не отвечающее требованиям ч. 5 ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, в том числе, по причине наличия в нем оскорбительных выражений, исключающее возможность его прочтения, отсутствия сведений о заявителе, в значении, придаваемом данным Федеральным законом, не является жалобой и, как следствие, не подлежит разрешению в порядке, установленном Административным регламентом. Для рассмотрения подобного рода обращений подлежат применению правовые нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный регламент в части, наделяющей должностных лиц правом оставить без ответа жалобу, поданную в досудебном (внесудебном) порядке, принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, что является основанием для признания его недействующим (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
Ссылка суда первой инстанции на постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 года № 840, пунктом 4 которого органам местного самоуправления при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц рекомендовано руководствоваться Правилами подачи и рассмотрения жалоб, связанных с предоставлением государственных услуг, не могла служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных заместителем прокурора требований. При разрешении спора суд должен был руководствоваться Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, правовые нормы которого имеют большую юридическую силу.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что повлияло на исход рассмотрения дела, состоявшееся по делу решение в приведенной выше части подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, с принятием по делу нового решения о признании недействующими подпунктов «а, б» пункта 5.5.2 административного регламента по предоставлению администрацией Карагинского муниципального района муниципальной услуги «По перераспределению земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 470, со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карагинского районного суда Камчатского края от 19 мая 2020 года в части, которой заместителю прокурора Карагинского района отказано в удовлетворении заявленных требований, отменить.
Признать недействующими подпункты «а, б» пункта 5.5.2 административного регламента по предоставлению администрацией Карагинского муниципального района муниципальной услуги «По перераспределению земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 27 декабря 2019 года № 470, со дня его принятия.
В течение одного месяца сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в печатном издании «Карагинские вести».
Председательствующий
Судьи