ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1393/20 от 24.09.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко Е.И.

Дело № 33а-1393/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

Горна В.Ф. и ФИО2,

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 24 сентября 2020 года административное дело по апелляционному представлению представителя прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцова В.В. на решение Карагинского районного суда Камчатского края от 19 мая 2020 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края Самойловой А.М. о признании недействующим пункта 5.13 раздела 5 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного, бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 12 марта 2019 года № 106, отказать.

Заслушав доклад судьи Горна В.Ф., объяснения представителя прокурора Карагинского района Соловьевой О.И., которая поддержала доводы представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрацией Карагинского муниципального района 12 марта 2019 года принято постановление № 106 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного, бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях», которое опубликовано в официальном печатном издании «Карагинские вести» от 3 апреля 2019 года № 23.

Пунктом 5.13 названного Административного регламента установлены основания, по которым жалоба, поданная в порядке осуществления внесудебного контроля за оказанием муниципальной услуги, может быть оставлена без ответа.

Полагая, что муниципальный нормативный правовой акт в приведенной выше части противоречит ст. 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заместитель прокурора Карагинского района обратился в суд с административным иском о признании его недействующим со дня вступления в силу. В обоснование указал, что названный выше федеральный закон содержит исчерпывающий перечень решений, принимаемых по жалобе, поданной получателем муниципальной услуги, в числе которых возможность оставления жалобы без ответа не предусмотрена. По мнению заместителя прокурора, пункт 5.13 Административного регламента дублирует положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», к предмету регулирования которого не отнесены отношения, связанные с порядком оказания муниципальных услуг.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцов В.В. заявленные требования поддержал.

Администрация Карагинского муниципального района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении представитель прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцов В.В., повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения.

Относительно апелляционной жалобы администрацией Карагинского муниципального района поданы возражения о необоснованности изложенных в ней доводов и законности решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу ст. 2 этого Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Карагинского муниципального района от 12 марта 2019 года № 106 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного, бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях».

Разделом 5 Административного регламента установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) органа местного самоуправления, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц, муниципальных служащих.

Заместителем прокурора оспаривается пункт 5.13 Административного регламента, в соответствии с которым уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

1) при получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, жалоба остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов и гражданину, направившему жалобу, сообщается о недопустимости злоупотребления правом;

2) если в жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес заявителя;

3) если текст жалобы не поддается прочтению, о чем в течение 7 дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Административный регламент принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой административным истцом части федеральному закону и иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

С таким решением судебная коллегия согласиться не может.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Частью 1 ст. 12 этого Федерального закона установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Структура административного регламента должна содержать разделы, в том числе, устанавливающие досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников (п. 5 ч. 2 ст. 12).

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, которой определены требования к форме подачи жалобы, ее содержанию, срокам ее рассмотрения, порядку извещения заявителя о принятом по жалобе решении.

Согласно ч. 8 этой статьи по результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

2) в удовлетворении жалобы отказывается.

Иных решений, которые могут быть приняты по жалобе заявителя, поданной в досудебном (внесудебном) порядке, законом не предусмотрено.

Вместе с тем, Административный регламент, в оспариваемой прокурором части, предоставляет должностному лицу право оставить жалобу без ответа, то есть принять по жалобе решение, не предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.

Возможность подобного правового регулирования находится вне пределов усмотрения административного ответчика, поскольку федеральное законодательство не предусматривает возможности оставления жалобы без ответа и, соответственно, не раскрывает оснований для принятия такого решения.

Письменное обращение заявителя о несогласии с порядком предоставления или результатом оказания муниципальной услуги, не отвечающее требованиям ч. 5 ст. 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, в том числе, по причине наличия в нем оскорбительных выражений, исключающее возможность его прочтения, отсутствия сведений о заявителе, в значении, придаваемом данным Федеральным законом, не является жалобой и, как следствие, не подлежит разрешению в порядке, установленном Административным регламентом. Для рассмотрения подобного рода обращений подлежат применению правовые нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Административный регламент в части, наделяющей должностных лиц правом оставить без ответа жалобу, поданную в досудебном (внесудебном) порядке, принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, что является основанием для признания его недействующим (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).

Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что повлияло на исход рассмотрения дела, состоявшееся по делу решение подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, с принятием по делу нового решения о признании недействующим пункта 5.13 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного, бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 12 марта 2019 года № 106, со дня его принятия.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Карагинского районного суда Камчатского края от 19 мая 2020 года отменить.

Административное исковое заявление заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края удовлетворить.

Признать недействующим пункт 5.13 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного, бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 12 марта 2019 года № 106, со дня его принятия.

В течение одного месяца сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в печатном издании «Карагинские вести».

Председательствующий

Судьи