Судья Фоменко Е.И. | Дело № 33а-1394/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Горна В.Ф. и ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 24 сентября 2020 года административное дело по апелляционному представлению представителя прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцова В.В. на решение Карагинского районного суда Камчатского края от 20 мая 2020 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края Самойловой А.М. о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.5, пункта 2.8 раздела 2 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов и иных сведений на основе документов архивных фондов», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 23 мая 2019 года № 185, со дня опубликования отказать.
Заслушав доклад судьи Горна В.Ф., объяснения представителя прокурора Карагинского района Соловьевой О.И., которая поддержала доводы представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрацией Карагинского муниципального района 23 мая 2019 года принято постановление № 185, которым утвержден административный регламент предоставления администрацией Карагинского муниципального района муниципальной услуги «Выдача архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов и иных сведений на основе документов архивных фондов». Постановление опубликовано в официальном печатном издании «Карагинские вести» от 5 июня 2019 года № 39.
Раздел 2 Административного регламента, устанавливающий стандарт предоставления муниципальной услуги, к числу правовых оснований предоставления муниципальной услуги относит Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (абзац 3 пункта 2.5), а также устанавливает основания для отказа в выдаче ответов по запросам о выдаче архивных справок (пункт 2.8).
Полагая, что муниципальный нормативный правовой акт в приведенной выше части противоречит ст. 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заместитель прокурора Карагинского района обратился в суд с административным иском о признании его недействующим со дня вступления в силу. В обоснование указал, что названный выше федеральный закон содержит исчерпывающий перечень решений, принимаемых по жалобе, поданной получателем муниципальной услуги, в числе которых возможность оставления жалобы без ответа не предусмотрена. По мнению заместителя прокурора, пункт 2.8 Административного регламента дублирует положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», к предмету регулирования которого не отнесены отношения, связанные с порядком оказания муниципальных услуг.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцов В.В. заявленные требования поддержал.
Администрация Карагинского муниципального района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционном представлении представитель прокурора Карагинского района Камчатского края Бойцов В.В., повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения.
Относительно апелляционной жалобы администрацией Карагинского муниципального района поданы возражения о необоснованности изложенных в ней доводов и законности решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В силу ст. 2 этого Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации Карагинского муниципального района от 23 мая 2019 года № 185 утвержден Административный регламент предоставления администрацией Карагинского муниципального района муниципальной услуги «Выдача архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов и иных сведений на основе документов архивных фондов».
Разделом 2 Административного регламента установлен стандарт предоставления муниципальной услуги.
Заместителем прокурора оспаривается включенные в этот раздел правовые нормы, в соответствии с которыми:
правовым основанием предоставления услуги является Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (абзац 3 пункта 2.5);
ответы по существу поставленных в запросах вопросов не даются в следующих случаях:
1) в письменном запросе заявителя не указаны фамилия направившего обращение и почтовый адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ;
2) текст письменного обращения не поддается прочтению;
3) ответ по существу поставленного в письменном запросе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
4) при получении письменного запроса, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
5) в письменном запросе заявителя содержится вопрос, на которые ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми письменными запросами, и при этом не приводятся новые доводы или обстоятельства (абзацы 2-8 пункта 2.8).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Административный регламент принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой административным истцом части статье 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не противоречит.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит требованиям ст. 11.2 названного выше закона. Этой статьей установлены общие требования к рассмотрению жалобы, поданной в порядке досудебного (внесудебного) контроля за решениями и действиями органа (должностного лица), предоставляющего государственную или муниципальную услугу, в то время как прокурором оспариваются отдельные положения Административного регламента, раскрывающие стандарт оказания муниципальной услуги.
В силу ст. 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги не охватывает процедуру рассмотрения жалоб заявителей. Следовательно, утверждение о несоответствии пунктов 2.5, 2.8 Административного регламента статье 11.2 названного выше Федерального закона основано на неверном толковании прокурором норм материального права.
Вместе с тем, суд первой инстанции не принял во внимание, что в силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при проверке законности положений нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Из этого следует, что суду следовало проверить Административный регламент на соответствие правовым нормам, раскрывающим стандарт оказания муниципальной услуги, имеющим большую юридическую силу,
В силу ст. 3 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Частью 1 ст. 12 этого Федерального закона установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, в том числе, устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 2 ч. 2 ст. 12).
Общие требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ. Он должен раскрывать: правовые основания предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Административный регламент, в оспариваемой прокурором части, к числу правовых оснований предоставления администрацией Карагинского муниципального района муниципальной услуги по выдаче архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов и иных сведений на основе документов архивных фондов относит Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако, в силу ч. 2 ст. 1 этого Федерального закона его действие не распространяется на правоотношения, связанные с оказанием государственных или муниципальных услуг. Следовательно, основанные на ст. 11 этого Федерального закона нормы, наделяющие правоприменителя правом оставить без ответа вопросы, содержащиеся в запросе о выдаче архивных справок, выписок, документов, не могли быть включены в Административный регламент.
Из содержания оспариваемого прокурором Административного регламента следует, что основанием предоставления муниципальной услуги является письменный запрос в адрес Сектора по работе с архивами. Требования к такому запросу установлены п. 2.6.3 Административного регламента. В частности, в нем должны быть указаны: фамилия, имя отчество заявителя, его год и место рождения, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), изложение существа вопроса, дата и подпись заявителя.
Письменное обращение, не отвечающее приведенным требованиям, в том числе, по причине наличия в нем оскорбительных выражений, исключающее возможность его прочтения, отсутствия сведений о заявителе, в значении, придаваемом Административным регламентом, не является запросом и, как следствие, не подлежит разрешению в порядке, установленном Административным регламентом. Для рассмотрения подобного рода обращений подлежат применению правовые нормы Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный регламент в части, наделяющей должностных лиц правом оставить без ответа запрос о выдаче архивных справок, выписок, документов, принят по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, что является основанием для признания его недействующим (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что повлияло на исход рассмотрения дела, состоявшееся по делу решение подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, с принятием по делу нового решения о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.5, абзацев 2 – 8 пункта 2.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов и иных сведений на основе документов архивных фондов», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 23 мая 2019 года № 185, со дня его принятия.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карагинского районного суда Камчатского края от 20 мая 2020 года отменить.
Административное исковое заявление заместителя прокурора Карагинского района Камчатского края удовлетворить.
Признать недействующими абзац 3 пункта 2.5, абзацы 2 – 8 пункта 2.8 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача архивных справок, архивных выписок, копий архивных документов и иных сведений на основе документов архивных фондов», утвержденного постановлением администрации Карагинского муниципального района от 23 мая 2019 года № 185, со дня его принятия.
В течение одного месяца сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в печатном издании «Карагинские вести».
Председательствующий
Судьи