ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13982/2016 от 10.08.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33а-13982/2016 Судья: Смирнова О.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 10 августа 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2а-1970/2016 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года по административному иску Синельникова А. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании отказа в регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административного истца – Синельникова А.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Синельников А.С. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просит признать незаконным отказ названного территориального Управления Росреестра (далее – Управление Росреестра по Ленинградской области) в регистрации изменений вида разрешённого использования принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного <адрес>.

В этом же административном иске Синельников А.С. просил суд возложить на Управление Росреестра по Ленинградской области обязанность внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об изменениях, связанных с изменением вида разрешённого использования указанного земельного участка с вида «для ведения крестьянского хозяйства» на вид «для дачного строительства», а также выдать Синельникову А.С. повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с указанием вида разрешённого использования «для дачного строительства».

В обоснование поданного в суд иска Синельников А.С. ссылался на то обстоятельство, что постановлением администрации Муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <дата>№... изменён вид разрешённого использования земельного участка, принадлежащего истцу.

Вступившим в законную силу решением суда по гражданскому делу № 2-1359/2015 на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области» возложена обязанность осуществить кадастровый учёт изменений вида разрешённого использования земельного участка с вида «для ведения крестьянского хозяйства» на вид «для дачного строительства».

Синельников А.С. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о регистрации изменений вида разрешённого использования и выдаче нового свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, однако, государственный регистратор отказал Синельникову А.С. в осуществлении государственной регистрации, сославшись на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указав, что изменение вида разрешённого использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без изменения категории земельного участка невозможно.

По мнению Синельникова А.С., отказ Управления необоснован, нарушает права собственника земельного участка, поскольку изменение вида разрешённого использования произведено Синельниковым А.С. в установленном законом порядке, при этом использование земельного участка сельскохозяйственного назначения в целях дачного строительства не является основанием для перевода такого участка в иную категорию земель.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года требования Синельникова А.С. удовлетворены, признан незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области от <дата>№.... Этим же решением на Управление возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в силу решения суда осуществить регистрацию внесения записи об изменениях в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, связанных с изменением вида разрешенного использования с вида «для ведения крестьянского хозяйства» на вид «для дачного строительства» в отношении земельного участка, площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного <адрес>, а также выдать Синельникову А.С. свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок с видом разрешённого использования «для дачного строительства».

С постановленным по делу решением не согласилось Управление Росреестра по Ленинградской области - в апелляционной жалобе представитель Управления просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился; о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом посредством факсимильной связи. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции в ходе разбирательства по делу установлены следующие обстоятельства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 15 октября 2012 года Управлением Росреестра по Ленинградской области, Синельников А.С. является собственником земельного участка, общей площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного <адрес> разрешённое использование участка – для ведения крестьянского хозяйства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (л.д. <...>).

Постановлением администрации муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <адрес>№... по результатам публичных слушаний определено изменить вид разрешённого использования принадлежащего Синельникову А.С. земельного участка с вида «для ведения крестьянского хозяйства» на вид «для дачного строительства» (л.д. <...>).

Решением Калининского районного суда от 26 января 2015 года, принятым по гражданскому делу № 2-1359/2015, удовлетворено заявление Синельникова А.С. об оспаривании отказа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области в учёте изменения объекта недвижимости. Названным судебным актом на Кадастровую палату возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учёт изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> - изменить вид разрешённого использования участка с вида «для ведения крестьянского хозяйства» на вид «для дачного строительства» (л.д. <...>).

<дата>Синельников А.С. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части указания вида разрешённого использования принадлежащего ему земельного участка, а также о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации права.

<дата> истцом в Управление Росреестра по Ленинградской области в дополнение к ранее направленным документам представлено постановление администрации Муниципального образования «Лесколовское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от <дата>№..., а также судебное решение по гражданскому делу № 2-1359/2015 (л.д. <...>).

Письмом от <дата>№... государственный регистратор уведомил Синельникова А.С. об отказе в регистрации изменения вида разрешённого использования земельного участка и выдаче повторного свидетельства, указав в качестве причины отказа на отсутствие документов, необходимых в соответствии с абз. 10 пункта 10 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав.

В этом же письме Синельникову А.С. разъяснено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению по категориям, исходя из принадлежности к которой определяется правовой режим земель; возможность дачного строительства на участках, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, земельным законодательством не предусмотрена; изменение вида разрешённого использования земельного участка, принадлежащего Синельникову А.С., без изменения его категории невозможно, при этом документы, подтверждающие изменение категории земельного участка, заявителем не представлены (л.д.<...>).

Удовлетворяя требования Синельникова А.С., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что использование земельных участков, на которых не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не установлены, возможно на основании решения главы местной администрации; поскольку постановление администрации об изменении вида разрешенного использования спорного участка представлено заявителем в Управление Росреестра по Ленинградской области, истребование Управлением дополнительных документов не соответствует статье 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; оспариваемое решение нарушает право истца на свободное распоряжение землей в части изменения вида разрешённого использования.

Данный вывод суда нельзя признать правильным.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), регулируется земельным законодательством.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип деления земель по целевому назначению, земли используются строго в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из материалов дела следует, что принадлежащий истцу земельный участок, общей площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <...>, расположенный <адрес>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно сведениям, полученным Управлением Росреестра из Государственного фонда Всеволожского района Ленинградской области, часть принадлежащего истцу участка площадью <...> га является пашней.

Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе устанавливаются правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), действие данного Федерального закона не распространялось на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулировался Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено градостроительное зонирование территорий муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу части 6 этой же статьи Кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

По общему правилу, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает запрет на установление градостроительных регламентов для земель сельскохозяйственных угодий, градостроительное зонирование, а также виды разрешённого использования таких земельных участков не устанавливаются, вследствие чего и не могут быть изменены.

Постановление администрации Муниципальное образование «Лесколовское сельское поселение» об изменении вида разрешенного использования земельного участка, представленное Синельниковым А.С. в Управление Росреестра по Ленинградской области, принято на основании части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», предусматривавшего, что решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьёй 4.1 этого же Федерального закона, с учётом результатов публичных слушаний.

Поскольку действующим законодательством установлен запрет на градостроительный регламент в отношении земель сельскохозяйственных угодий то возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства отсутствует. Данное обстоятельство исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков.

Учитывая изложенное, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.

Документы, подтверждающие перевод спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию Синельниковым А.С. не представлены, следовательно, отказ Управления Росреестра по Ленинградской области в государственной регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка по основанию, предусмотренному в абзаце 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, является обоснованным,

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года по делу № 2а-1970/2016 отменить.

В удовлетворении административного иска Синельникову А. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области отказать.

Председательствующий:

Судьи: