ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13985/2021 от 16.09.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Дело <№>а-13985/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2021 года

город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Бачевской О.Д., Кормильцевой И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Здор Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1316/2021 по административному исковому заявлению Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» об установлении административного надзора в отношении Черных Владислава Александровича,

по апелляционному представлению прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил на решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Бачевской О.Д., исследовав письменное заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Плотниковой С.О., судебная коллегия

установила:

Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Нижнетагильское» (далее по тексту МУ МВД России «Нижнетагильское») обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Черных В.А., освобожденного из мест лишения свободы, имеющего непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, возложении на него административных ограничений.

Решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 июля 2021 года административное исковое заявление МУ МВД России «Нижнетагильское» удовлетворено, в отношении Черных В.А. установлен административный надзор на срок 8 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Ленинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области от 03 октября 2017 года, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания и до постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Установлены административные ограничения в виде: обязательной явки два раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания на регистрацию; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22:00 до 6:00, за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью; запрета на выезд за пределы территории Свердловской области без разрешения органа внутренних дел.

В апелляционном представлении прокурор просит об изменении решения суда, изложив второй и третий абзацы его резолютивной части в следующей редакции: «установить административный надзор в отношении Черных В.А. на срок 8 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения суда в законную силу». Ссылается на то, что судом при вынесении решения не было учтено отбытие Черных В.А. 02 апреля 2021 года установленного в отношении него ограничения свободы и снятие с учета в уголовно-исполнительной инспекции.

Представитель административного истца МУ МВД России «Нижнетагильское», административный ответчик Черных В.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, путем направления извещения факсимильной связью, телефонограммой, электронной почтой, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.

Учитывая, что стороны о времени и месте заседания судебной коллегии извещены надлежащим образом, руководствуясь частью 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционное представление в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, письменное заключение по делу прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее также - Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 указанной статьи.

В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 названного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Так, в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент совершения Черных В.А. преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении 8 лет после отбытия наказания.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 03 октября 2017 года Черных В.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, при этом в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.

Постановлением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 03 декабря 2019 года неотбытая Черных В.А. часть наказания по вышеуказанному приговору в виде 1 года 4 месяцев лишения свободы заменена более мягким видом наказания – ограничением свободы на срок 1 год 4 месяца, а также установлены ограничения.

Наказание по данному приговору суда Черных В.А. отбывал в ФКУ ЛИУ-51 ГУФСИН России по Свердловской области, откуда 16 декабря 2019 года был освобожден в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Черных В.А., имеющего непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.

В силу пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Таким образом, административные ограничения и срок административного надзора в отношении административного ответчика Черных В.А. установлены судом в полном соответствии с требованиями статей 4 и 5 Закона № 64-ФЗ, с учетом данных о личности осужденного, а также необходимости профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов. Обстоятельства и степень общественной опасности совершенных осужденным преступления, совершенного в период ранее установленного административного надзора, свидетельствуют, что установленные судом административные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Закона № 64-ФЗ. Оснований для изменения установленных судом первой инстанции административных ограничений судебная коллегия не усматривает.

Вместе с тем, как справедливо отмечает автор апелляционного представления, судом допущена ошибка при определении порядка исчисления административного надзора.

Указанный срок должен соответствовать сроку, установленному законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 названного Закона).

Судебная коллегия считает неправильными выводы суда первой инстанции об исчислении срока административного надзора в отношении Черных В.А. со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Срок административного надзора, установленного в отношении Черных В.А. следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, которым предусмотрено, что в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 этого Федерального закона, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Из разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует что при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела судом Черных В.А. отбыл наказание по приговору суда, срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и до постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства.

При таких обстоятельствах судебный акт подлежит изменению в части порядка исчисления срока административного надзора.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 июля 2021 года изменить, исключить из резолютивной части решения третий абзац «Срок административного надзора в отношении Черных Владислава Александровича исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы».

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Н.В. Шабалдина

Судьи

О.Д. Бачевская

И.И. Кормильцева