Судья Матиевский С.М. Дело № 33а – 14057/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» июня 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Кирюшиной М.А.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Калининский район по доверенности ФИО1 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 08 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Калининского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО Калининский район о признании незаконным бездействия администрации МО Калининский район при осуществлении полномочий в сфере предоставления муниципальных услуг.
В обоснование своих требований ссылается на то, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг были выявлены нарушения в деятельности администрации МО Калининский район, в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
И.о. прокурора полагает, что указанное бездействие создает административные барьеры для реализации прав граждан и условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом, не способствует реализации целей, проводимой в Российской Федерации административной реформы, в связи с чем, обратился в суд с указанными требованиями.
Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от 08 февраля 2017 года заявленные требования и.о. прокурора Калининского района Краснодарского края удовлетворены, суд признал незаконным бездействие администрации МО Калининский район при осуществлении полномочий в сфере предоставления муниципальных услуг и возложил обязанность на администрацию МО Калининский район осуществить мероприятия по переводу муниципальных услуг, указанных в реестре муниципальных услуг в электронный вид, в соответствии с требованиями законодательства РФ.
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации МО Калининский район по доверенности ФИО1 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование своей жалобы указывает, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального права.
Также, ФИО1 ссылается на то, что администрация МО Калининский район завершила в установленный срок работу по переводу муниципальных услуг в электронный вид, не нарушив ни требований действующего законодательства, ни рекомендаций вышестоящих органов власти.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МО Калининский район по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, прокурора Руденко М.В, полагавшую обжалуемое решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района проведена проверка исполнения законодательства об оказании государственных и муниципальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации МО Калининский район в части непринятия мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются Президентом Российской Федерации.
Пунктом «в» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента РФ от 13.04.2010г. № 460 предусмотрено, что одним из направлений реализации национальной стратегии противодействия коррупции признано внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих электронное взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона РФ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из принципов предоставления услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации по выбору заявителя.
В соответствии с ч. ч. 1.3, 4 ст. 29 Федерального закона РФ от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу данного Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией МО Калининский район на Портале государственных услуг РФ информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» опубликованы наименования 39 оказываемых услуг, однако в электронном виде ведомство услуги не оказывает.
Между тем, из протокола совещания в режиме ВКС по вопросам организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края по экстерриториальному принципу и перевода муниципальных услуг в электронном виде № 14 от 08.12.2015г., утвержденному руководителем департамента информатизации и связи Краснодарского края, главам муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано в срок до 01.03.2016г. обеспечить перевод всех муниципальных услуг в электронный вид в соответствии с требованиями к предоставлению услуг в электронном виде, руководствуясь рекомендуемым перечнем муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный вид.
В Приложении к протоколу совещания содержится рекомендуемый перечень муниципальных услуг, состоящий из 60 пунктов, подлежащих переводу в электронный вид, в котором срок реализации перевода услуги в электронный вид для всех пяти этапов перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009г. №1993-р, установлен до 01.03.2016г.
Судом первой инстанции установлено, что администрацией МО Калининский район не приняты меры по осуществлению мероприятий по переводу муниципальных услуг, указанных в реестре муниципальных услуг в электронный вид в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В силу ст. 6 Федерального закона РФ № 210-ФЗ от 27.07.2010г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить предоставлять услуги дистанционно, в том числе, в электронной форме, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
В соответствии с этапом № 5, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009г. №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 01 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Кроме того, вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016г. № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее по тексту – Требования), регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, п. 2 Требований предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Положениями ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждое лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в нарушение вышеуказанных требований администрацией МО Калининский район до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронной форме через официальный сайт администрации не обеспечено, что подтверждается сведениями из Портала государственных услуг от 14.12.2016г., при этом, доказательств обратного в судебном заседании представлено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований и.о. прокурора Калининского района Краснодарского края.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде вышестоящей инстанции.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Калининского районного суда Краснодарского края от 08 февраля 2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации МО Калининский район по доверенности ФИО1– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи