Председательствующий: Гордиенко О.А. Дело № 33а-1406/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 13 февраля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нартенко ФИО13 к администрации города Симферополя Республики Крым, муниципальному казенному учреждению Департаменту развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия, заинтересованные лица: Мошков ФИО14 и Нартенко ФИО15, по апелляционной жалобе представителя Нартенко ФИО16 - Киселева ФИО17 на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 24 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения представителя Нартенко Н.М. – Киселёва А.А. поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Нартенко Н.М. обратилась в суд с административным иском с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от формирования земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>; возложении обязанности на административного ответчика в разумный срок сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> в <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что административный истец является сособственником квартиры в многоквартирном жилом доме и 22 ноября 2016 года обращалась к административному ответчику с заявлением в порядке ст. 36 Жилищного кодекса РФ и п. 3 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в доме. 19 декабря 2016 года административный ответчик письмом сообщил, что мероприятия по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами предусмотрены в 2016-2018 годах. Дополнительно указал на возможность подготовки документации за счет собственных средств. По мнению административного истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически ответчик отказал в удовлетворении заявления и безосновательно уклонился от исполнения своих обязанностей.
Решением Центрального районного г. Симферополя от 24 октября 2017 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Нартенко Н.М. - Киселев А.А., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного г. Симферополя от 24 октября 2017 года и принять по делу новое решение которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Считает, что административный ответчик вместо формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, как того требует положения ч. 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ограничился формальной отпиской. Кроме того указывает на то, что суд первой инстанции при вынесении решения не учёл правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно свидетельству о праве собственности от 07 марта 2006 года № №, Нартенко Н.М. совместно с членами ее семьи Палкиным Г.А. (изменил фамилию на Мошков, свидетельство серии Г АП № от ЗГ05.2006 года) и Нартенко В.И. в равных долях являются собственниками квартиры № расположенной в <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 13 января 2017 года № № указанная квартира, площадью 45,7 кв.м., имеет кадастровый № и расположена на втором этаже здания, то есть находится в многоквартирном доме.
Согласно сведений, представленных МУП «Железнодорожный Жилсервис», собственниками помещений данного жилого дома был выбран непосредственный способ управления.
22 ноября 2016 года Нартенко Н.М., совместно с Нартенко В.И. и Мешковым Г.А, обратились в администрацию г. Симферополя с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
19 декабря 2016 года Департаментом муниципального имущества администрации города Симферополя Республики Крым был направлен ответ №, в котором административному истцу сообщено о том, что постановлением администрации г. Симферополя от 07 декабря 2015 № 1458 утверждена муниципальная программа «Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2016 - 2018 года», предусматривающая проведение мероприятий по формированию земельных участков под многоквартирными домами в течение 2016-2018 годов. Работы по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет будут проводиться в рамках муниципальных заказов, оплачиваемых за счет средств местного бюджета после проведения конкурса и заключения муниципального контракта на данные виды работ с организацией, победившей в конкурсе.
Кроме того административному истцу разъяснено, что при необходимости проведения работ по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом в сжатые сроки, он имеет право обратиться в адрес администрации города Симферополя с заявлением о принятия решения о подготовке документации по планировке территории в границах элемента планировочной структуры. Разъяснено, что после получения указанного решения он имеет право обеспечить разработку соответствующей документации за счет собственных средств. Департамент готов оказать содействие в рассмотрении и согласовании разработанной документации в установленном действующим законодательством порядке.
Административный истец, полагая, что указанный ответ является уклонением административного ответчика от формирования земельного участка под многоквартирным домом, оспаривает бездействие администрации г. Симферополя Республики Крым.
Суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4); с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5).
Пунктом 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено применение статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ, и указано, что если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2010 №12-П разъяснил, что обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2015 года № 1458 утверждена муниципальная программа «Совершенствование земельных отношений и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».
Согласно вышеуказанному постановлению, по состоянию на 2015 год на территории муниципального образования городской округ Симферополь количество многоквартирных домов на территории города составляет 2 277, сведения о земельных участках под многоквартирными домами в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Одной из задач утвержденной программы является формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
В рамках выполнения вышеуказанной программы администрацией города Симферополя 08 июня 2017 года принято постановление № 1764, которым утверждён график проведения работ по образованию и проведению государственного кадастрового учета за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Как следует из материалов дела, в рамках установленного финансирования МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым (заказчик) заключил с ООО «<данные изъяты>» (подрядчик) муниципальный контракт №К-8 на выполнение работ по разработке проектов межевания территории.
В ходе рассмотрения данного административного дела судом апелляционной инстанции был сделан запрос, из которого следует, что в соответствии с нормами действующего законодательства, Департаментом разработан проект внесения изменений в постановление администрации города Симферополя от 08.06.2017 № 1764 «Об утверждении графика проведения работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома в границах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» с учетом проведения работ по формированию вышеуказанного земельного участка по <адрес>. Данный проект находится в стадии утверждения.
Таким образом, формирование указанного земельного участка запланировано администрацией г. Симферополя Республики Крым на 2018 год.
При этом, действующим законодательством не определен срок для проведения органом местного самоуправления на основании заявления собственника работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что работы по формированию земельных участков под многоквартирными домами ведутся, срок выполнения таких работ не истек и установлен до окончания 2018 года. Кроме того, административным ответчиком были совершены действия, направленные на рассмотрение заявления истца, в пределах предоставленных Департаменту полномочий и с соблюдением установленной нормативными правовыми актами процедуры рассмотрения подобных заявлений требованиям законодательства.
В данном случае необходимо учитывать, что на территории г. Симферополя, на момент утверждения указанной программы, находилось 2277 многоквартирных домов, земельные участки под которыми не были сформированы. Указанные обстоятельства обусловлены законодательством, действовавшим до включения Республики Крым в состав Российской Федерации. Выполнения указанного объёма работ (формирование 2277 земельных участков) требует определённых временных затрат.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии бездействия административного ответчика по формированию земельного участка, также как и признаков незаконности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение принятого решения судом не допущено.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя от 24 октября 2017 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя Нартенко ФИО18 - Киселева ФИО19 без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>