ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14154/2023 от 02.08.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-14154/2023 (2а-3/2023)

город Уфа 2 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Каримовой Ф.М.,

судей Зиновой У.В.,

Пономаревой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Мухаметзянове Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Янаульского района Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан об обязании заключить соглашение об информационном взаимодействии

по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Янаульскому району, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Министерства внутренних дел Российской Федерации

на решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 8 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пономаревой И.Н., судебная коллегия

установила:

прокурора Янаульского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Янаульского района во исполнение указания прокуратуры Республики Башкортостан от 19 декабря 2013 года №120/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства» и в соответствии с приказом прокурора Республики Башкортостан №36 от 11 марта 2011 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» в 2021 году проведена проверка деятельности Администрации сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан), в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при осуществлении мер, направленных на урегулирование миграционных потоков и организацию профилактической работы с мигрантами, адаптации к условиям жизни.

Соглашение между миграционным подразделением Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Янаульскому району (далее по тексту Отдел МВД России по Янаульскому району) и Администрацией СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан об информационном взаимодействии не заключены, что не позволяет последнему располагать достоверными сведениями о проживающих на территории иностранных граждан, вести с ними профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремистской и террористической деятельности.

По выявленным нарушениям закона прокуратурой района в адрес главы Администрации СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан 19 апреля 2021 года внесено представление об устранении нарушений закона.

Вместе с тем, административным ответчиком меры к устранению нарушений закона по настоящее время не приняты. Соглашение об информационном обмене сведениями, направленными на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе среди иностранных граждан, не заключено.

Прокурор Янаульского района Республики Башкортостан в уточненном административном исковом заявлении просит:

- обязать устранить нарушения об информационном взаимодействии о проживающих на территории иностранных гражданах, вести с ними профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, а именно обязать Администрацию СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан скоординировать свою деятельность с отделом МВД России по Янаульскому району и отделением по вопросам миграции отдела МВД России по Янаульскому району в части осуществления профилактики экстремизма, а именно: ежемесячно запрашивать в отделе МВД России по Янаульскому району и ОВМ ОМВД России по Янаульскому району сведения по вопросам въезда и выезда на территорию поселения граждан различных национальностей, изменения количества диаспор, проживающих на территории сельсовета, их взглядах.

Определениями Янаульского районного суда Республики Башкортостан привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерство внутренних дел Российской Федерации, отдел МВД России по Янаульскому району.

Решением Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 8 февраля 2023 года постановлено:

административное исковое заявление прокурора Янаульского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан скоординировать свою деятельность с ОМВД России по Янаульскому району в части осуществлении профилактики экстремизма в виде ежемесячного запроса и предоставления сведений о въезде и выезде на территорию сельского поселения иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан различных национальностей, изменения количества диаспор, проживающих на территории сельсовета, их взглядах.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Янаульскому району, Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Министерства внутренних дел Российской Федерации ФИО1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, принять новое решение, в удовлетворении требований административного истца отказать. В обоснование указано, что правовых оснований для заключения между МВД России по Янаульскому району и Администрацией СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан соглашения об информационном обмене сведениями с государственной системой миграционного учета не имеется.

Указанное обстоятельство, при этом, не исключат фактическую возможность взаимодействия МВД России по Янаульскому району с Администрацией СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан по вопросу осуществления профилактики экстремизма, в том числе путем обмена информацией в виде ответов на запросы предоставления имеющейся информации.

В рамках исполнения Комплексного плана идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, Плана мероприятий по реализации в Республики Башкортостан Стратегии по противодействию экстремизму в Республике Башкортостан до 2025 года, по запросам муниципальных образований отдел МВД России по Янаульскому району предоставляет статистическую информацию по пребывающим на территории района иностранным гражданам и лицам без гражданства. Таким образом, порядок взаимодействия территориального подразделения органа внутренних дел на районном уровне с органами местного самоуправления определен и специальной координации не требует.

Более того, законодательством регламентирован перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, который не содержит информации о национальной принадлежности иностранных граждан, изменения количества диаспор, зарегистрированных на той или иной территории, их взглядах. В этой связи, такая информация не может быть предоставлена по запросу Администрации СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Валишина Р.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, выслушав доводы представителей ФИО2, ФИО1, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По пункту 3 статьи 35 Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурору также предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

На основании статьи 3 Федерального закона 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно статье 5 Федерального закона 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Из материалов дела следует и установлено судом, прокуратурой Янаульского района во исполнение указания прокуратуры Республики Башкортостан от 19 декабря 2013 года №120/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением миграционного законодательства» и в соответствии с приказом прокурора Республики Башкортостан №36 от 11 марта 2011 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» в 2021 году проведена проверка деятельности Администрации СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при осуществлении мер, направленных на урегулирование миграционных потоков и организацию профилактической работы с мигрантами, адаптации к условиям жизни.

Соглашение между миграционным подразделением Отдела МВД России по Янаульскому району и Администрацией СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан об информационном взаимодействии не заключено, что не позволяет последнему располагать достоверными сведениями о проживающих на территории иностранных граждан, вести с ними профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремистской и террористической деятельности.

По выявленным нарушениям закона прокуратурой района в адрес главы Администрации СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан 19 апреля 2021 года внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 5-6).

Из ответа Главы Администрации СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан от 19 мая 2021 года следует, что проект соглашения «Об информационном взаимодействии» с миграционным подразделением ОМВД России по Янаульскому району подготавливается, после подписания проекта соглашение будет представлено в прокуратуру Янаульского района (л.д.7).

Таким образом, Администрация СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан факты, изложенные в представлении прокурора, признала и предприняла меры для их устранения.

25 августа 2022 года Главе Администрации СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан от отдела МВД России по Янаульскому району направлено письмо, из которого следует, что проект соглашения об информационном обмене сведениями из государственной системы миграционного учета возвращен, поскольку оператором информационной системы является Министерство внутренних дел Российской Федерации (л.д.35).

Полагая, что административным ответчиком меры к устранению нарушений закона по настоящее время не приняты, соглашение об информационном обмене сведениями, направленными на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе среди иностранных граждан, не заключено, прокурор Янаульского района Республики Башкортостан обратился с указанным иском в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие скоординированной деятельности между Администрацией СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан и отделом МВД России по Янаульскому району не позволяет Администрации располагать достоверными сведениями о проживающих на поднадзорной территории иностранных гражданах и лиц без гражданства, вести с ними профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, что в свою очередь не отвечает требованиям действующего законодательства и может повлечь последствия в виде распространения чуждой идеологии и негативного воздействия ее на подрастающее поколение, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции при возложении обязанности на Администрацию СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан скоординировать свою деятельность с отделом МВД России по Янаульскому району и ОВМ ОМВД России по Янаульскому району об осуществления профилактики экстремизма, а именно: ежемесячно запрашивать в отделе ОВМ ОМВД России по Янаульскому району сведения по вопросам о въезде и выезде граждан различных национальностей, изменения количества диаспор, проживающих на территории сельсовета, их взглядах, не учтено следующее.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» установлено, что взаимодействие органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты содержащихся в информационных системах (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах, предоставления сведений для предоставления государственных или муниципальных услуг осуществляется в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2005 года № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в том числе являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации (далее - иностранные граждане), предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета.

Частью 5 Положения предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы (структурные подразделения), осуществляющие учет иностранных граждан, обрабатывают и передают в центральный банк данных информацию об иностранных гражданах, поступающую от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих учет иностранных граждан, находящихся на их территории, а также от органов местного самоуправления и организаций, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации.

При этом, за полноту и достоверность информации об иностранных гражданах несут ответственность ее поставщики.

Согласно пункту 11 Положения порядок представления информации органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам определяется Федеральной миграционной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии с Положением о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года N 94, указанное Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», определяет порядок формирования и обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета (далее - информационная система), внесения изменений в сведения (информацию) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, содержащиеся в информационной системе (далее - сведения), порядок и срок их хранения, порядок доступа к сведениям, порядок их предоставления, использования и защиты, а также порядок взаимодействия органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты сведений (пункт 1).

Целями формирования информационной системы являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;

б) обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации (далее - иностранные граждане);

в) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и осуществлении ими трудовой деятельности, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации (пункт 2).

Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел Российской Федерации (пункт 5).

Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба.

Поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае, если на указанные органы возложены в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязанности (полномочия) по фиксации (учету) информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета.

Поставщик сведений заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями в соответствии с настоящим Положением (пункт 6).

Как установлено частью 1 статьи 9 Федерального закона от 18 июля 2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

4) дата и место рождения;

5) пол;

6) гражданство (подданство);

7) цель въезда в Российскую Федерацию;

8) профессия;

9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;

10) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;

11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;

12) сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях);

13) сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем);

14) сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (принималось или нет, если принималось, то когда и кем);

15) сведения о привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

16) дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда;

17) основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.

В рамках исполнения Комплексного плана идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 года №ПР-2665, Плана мероприятий по реализации в Республике Башкортостан стратегии по противодействию экстремизму в Республике Башкортостан до 2025 года, утвержденного распоряжением Главы Республики Башкортостан от 14 ноября 2015 года №РГ-190дсп по запросам муниципальных образований ОМВД России по Янаульскому району предоставляет статистическую информацию по пребывающим (проживающим) на территории района иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Между тем, информационная система миграционного учета не содержит информации о национальной принадлежности иностранных граждан, изменения количества диаспор, зарегистрированных на той или иной территории, их взглядах, соответственно, такая информация не может быть предоставлена по запросу Администрацию СП Первомайский сельсовет МР Янаульский район Республики Башкортостан.

Таким образом, судебная коллегия находит довод, указанный в апелляционной жалобе обоснованным, и приходит к выводу о том, что законодательством не установлено при осуществлении миграционного учета истребование сведений о национальной принадлежности иностранных граждан, изменения количества диаспор, зарегистрированных на той или иной территории, а также их взглядах.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым возложить обязанность на Администрацию сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан скоординировать свою деятельность с отделом по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел по Янаульскому району в виде ежемесячного запроса сведений о въезде и выезде на территорию поселения иностранных граждан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 8 февраля 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать Администрацию сельского поселения Первомайский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан скоординировать свою деятельность с отделом по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел по Янаульскому району Республики Башкортостан в виде ежемесячного запроса сведений о въезде и выезде на территорию поселения иностранных граждан.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Ф.М. Каримова

Судьи У.В. Зинова

И.Н. Пономарева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 августа 2023 года

Справка: судья Газизова Д.А.