ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14168/19 от 15.08.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

судья Макаров А.И. дело № 33а-14168/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2019 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе

председательствующего Шумкова Е.С.,

судей Кориновской О.Л., Бочкаревой Е.Ю.

при секретаре Колосовой М.Е.

с участием прокурора Истоминой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новолялинского района Свердловской области о признании нормативного правового акта недействующим в части

по апелляционному представлению прокурора Новолялинского района Свердловской области на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., объяснения прокурора Истоминой И.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, возражения относительно представления представителя Администрации Новолялинского городского округа ФИО1, судебная коллегия

установила:

28 мая 2012 года Главой Новолялинского городского округа издано постановление № 498, которым утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Новолялинского городского округа (далее – Положение) (л.д. 13-19)

Текст названного постановления и Положения в первоначальной редакции был опубликован 28 июня 2012 года в средстве массовой информации «Муниципальный вестник Новолялинского городского округа».

Пункт 4.1. Положения в настоящее время действует в редакции постановления Главы Новолялинского городского округа от 06 июля 2018 года № 662 «О внесении изменений в постановление Главы Новолялинского городского округа от 28 мая 2012 года № 498 «Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Новолялинского городского округа» и имеет следующее содержание: «Статусом специализированной служба по вопросам похоронного дела наделяется хозяйствующие субъекты на конкурсной основе» (л.д. 20). Текст названного постановления был опубликован в печатном издании «Муниципальный вестник Новолялинского городского округа» 17 июля 2018 года № 34, а также на официальном сайте Администрации Новолялинского городского округа в сети «Интернет»

Прокурор Новолялинского района Свердловской области обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 4.1. Положения (в действующей в настоящее время редакции), полагая, что он противоречит пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ), так как предполагает наделение статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, в том числе посредством заключения муниципального контракта, в то время, как законодательством предусмотрено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления.

Решением Новолялинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2019 года в удовлетворении административного иска прокурора отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда, настаивая на своих доводах о противоречии оспариваемого пункта Положения требованиям Федерального законодательства. Указывает, что наделение хозяйствующих субъектов статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела ставит под угрозу и может привести к нарушению прав граждан в части оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.

На апелляционное представление прокурора Главой Новолялинского городского округа и Администрацией Новолялинского городского округа поданы возражения с просьбой оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Глава Новолялинского городского округа в настоящее судебное заседание не явился, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. О месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке Глава Новолялинского городского округа был извещен в порядке части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – путем размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», а также факсимильной связью 25 июля 2019 года.

Поскольку Глава Новолялинского городского округа надлежащим образом был извещен о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Новолялинский городской округ, в соответствии с Уставом Новолялинского городского округа, утвержденного решением Новолялинской районной Думы от 13 апреля 2005 года № 81 (далее – Устав), является муниципальным образованием, расположенным на территории Свердловской области и обладает статусом городского округа.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), который к вопросам местного значения городского округа относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 23 части 1 статьи 16).

Устав Новолялинского городского округа, относя к вопросам местного значения вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (подпункт 14 пункта 1 статьи 6), разрешение этих вопросов относит к полномочиям Администрации этого муниципального образования (подпункт 27 статьи 31).

Глава Новолялинского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления этого муниципального образования, является высшим должностным лицом городского округа и на принципах единоначалия возглавляет Администрацию городского округа, вправе издавать нормативные правовые акты в форме постановлений (подпункт 2 пункта 1 статьи 21, статья 28, статья 46 Устава).

Таким образом, Положение, норма которого оспаривается в настоящем деле, издано Главой Новолялинского городского округа в пределах его полномочий и в той форме, в какой это должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты.

Как уже указано выше, Положение опубликовано надлежащим образом, как опубликовано надлежащим образом и постановление Главы Новолялинского городского округа от 06 июля 2018 года № 662, создающее оспариваемую редакцию пункта 4.1. Положения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что пункт 4.1. Положения не противоречит действующему законодательству. При этом суд исходил из того, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг не ограничивается созданием только специализированных служб. Законодательство предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. Действующее законодательство не влечет безусловную необходимость создания именно муниципальных предприятий или учреждений, наделяемых статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, этот вопрос может быть разрешен и путем заключения договора, в том числе и с коммерческой организацией по результатам проведения конкурсных процедур. При этом суд также сослался на не представление прокурором доказательств нарушения прав граждан при погребении.

Однако с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях разрешения вопросов местного значения, определен статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14-16 этого закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (пункт 9 части 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон №8-ФЗ, который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, который осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункт 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона № 8-ФЗ).

Определяя необходимость создания специализированной службы, федеральный законодатель также и определил ряд услуг, оказываемых такой службой.

В частности, специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ).

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Федерального закона № 8-ФЗ).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Федерального закона № 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

Названный Федеральный закон не исключает возможности оказания услуг по погребению, ритуальных и мемориальных услуг другими хозяйствующими субъектами. Однако анализ вышеприведенных предписаний закона приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что статусом специализированной службы может быть наделен любой хозяйствующий субъект (любая коммерческая организация), в том числе и не учрежденный органом местного самоуправления, является ошибочным. (Аналогичное толкование нормам Федерального закона № 8-ФЗ дано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01 июня 20018 года № 36-КГПР18-3).

Следовательно, пункт 4.1. Положения, устанавливающий возможность присвоения статуса специализированной службы любому хозяйствующему субъекту, противоречит пункту 2 статьи 25, статье 29 Федерального закона № 8-ФЗ, прямо предусматривающих, что таким статусом может обладать только организация, созданная органом местного самоуправления, порядок деятельности которой в этом статусе определяется органами местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, по настоящему делу имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемого пункта 4.1. недействующим со дня вступления рения суда в законную силу. Решение же суда первой инстанции при таких обстоятельствах подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что отсутствие доказательств нарушения прав граждан оспариваемым пунктом Положения, не может являться причиной для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку в силу вышеназванной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос об удовлетворении иска об оспаривании нормативного правового акта связывается в первую очередь не с установлением факта нарушения чьих-то прав оспариваемым нормативным правовым актом, а с установлением факта противоречия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 28 мая 2019 отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора Новолялинского района Свердловской области удовлетворить и со дня вступления в законную силу настоящего решения признать недействующим пункт 4.1. Положения об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Новолялинского городского округа, утвержденного Постановлением Главы Новолялинского городского округа от 28 мая 2012 года № 498.

Информация о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном периодическом печатном издании «Муниципальный вестник Новолялинского городского округа» и на официальном сайте Администрации Новолялинского городского округа Свердловской области в сети «Интернет».

Председательствующий Шумков Е.С.

судьи Кориновская О.Л.

Бочкарева Е.Ю.