ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14190/2022 от 18.08.2022 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0040-01-2022-000601-54

Дело № 33а-14190/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2022 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Захарова О.А.,

Бачевской О.Д.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Сокольникова Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой М.Я.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-384/2022 по административному исковому заявлению Копытова Александра Петровича к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 6 о признании незаконным решения от 03 августа 2022 года № 22/78

по апелляционной жалобе административного истца Копытова Александра Петровича на решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 09 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения административного истца Копытова А.П., представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 6 Пономарева А.Е., заключение прокурора Сокольникова Д.В., судебная коллегия

установила:

Копытов А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 6 о признании незаконными действий избирательной комиссии, выразившихся в вынесении решения от 03 августа 2022 года № 22/78, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов путем немедленной регистрации Копытова А.П. кандидатом в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 6.

В обоснование заявленного требования указал, что 22 июля 2022 года представил административному ответчику документы для выдвижения кандидата в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 6. По результатам проверки подписных листов, 03 августа 2022 года административным ответчиком было принято решение № 22/78 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 6 ввиду признания недействительными 14 подписей избирателей, что составило 100 % от числа проверенных подписей избирателей. Полагает, что административным ответчиком вынесено решение незаконно, поскольку действующим избирательным законодательством не предусмотрен запрет на заполнение подписных листов одним избирателем в нескольких строках.

Решением Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 09 августа 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Копытова А.П. отказано.

Административный истец Копытов А.П. подал апелляционную жалобу, в которой, настаивая на отсутствии у административного ответчика оснований для признания всех подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Копытова А.П. недействительными, просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Копытов А.П. доводы апелляционной жалобы поддержал. Дополнительно указал, что с образцом заполнения подписного листа он ознакомлен. Однако ни Избирательным кодексом Свердловской области, ни Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не регламентирован порядок заполнения сведений об избирателе в одной строке. Сведения об избирателях в трех строках были указаны в силу особенностей почерка.

Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии Пономарев А.Е. возражал против доводов апелляционной жалобы административного истца, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Сокольников Д.В. дал заключение о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца Копылова А.П.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы административного истца, отзыв административного ответчика, возражения и.о. прокурора города Нижней Туры на апелляционную жалобу административного истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом (пункт 1).

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

В силу статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи (пункт 1).

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.

В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 названного Федерального закона).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Аналогичные основания для признания подписей избирателей недействительными предусмотрены подпунктами 4, 9 пункта 5 статьи Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекса Свердловской области» (далее по тексту – Избирательный кодекс Свердловской области).

На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).

При этом согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, подпункт 5 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, решением Думы Нижнетуринского городского округа от 16 июня 2022 года № 479 выборы депутатов Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва назначены на 11 сентября 2022 года.

Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 27 апреля 2022 года № 8/53 полномочия по подготовке и проведению выборов в Думу Серовского городского округа с 1 мая 2022 года возложены на Нижнетуринскую районную территориальную избирательную комиссию.

Решением Нижнетуринской районной территориальной избирательной комиссии от 26 мая 2022 года № 8/32 «Об окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 1» полномочия окружных избирательных комиссии по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатным избирательным округам №№ 2, 3, 4, 5, 6 возложены на окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 1.

22 июля 2022 года Копытов А.П. представил в Окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 6 документы для выдвижения кандидата в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 6 в порядке самовыдвижения со всеми необходимыми сопроводительными документами.

25 июля 2022 года административный истец представил административному ответчику подписные листы с подписями избирателей в количестве 14 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на 1 листе, а также иные документы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области проверке подлежали все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения Копытова А.П.

29 июля 2022 года проведено заседание Рабочей группы, на котором присутствовал Копытов А.П.

Согласно ведомостям проверки подписных листов, итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Копытова А.П., действительных признано 0 подписей, недействительными – 14 подписей, которые признаны таковыми по следующим основаниям: неполные фамилия, имя отчество (нет фамилии, имя); неполный адрес места жительства избирателя (нет наименования субъекта Российской Федерации, города, поселка).

03 августа 2022 года Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 6 принято решение № 22/78, которым Копытову А.П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа по трехмандатному избирательному округу № 6.

Основанием для принятия данного решения послужило признание недействительными всех 14 подписей на основания подпункта 4 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области - недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, а именно без указания фамилии и имени избирателя, неполный адрес места жительства избирателя.

Согласно протоколу заседания рабочей группы по проверке соответствия законодательству о выборах порядка выдвижения Копытова А.П. кандидатом в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 6 от 29 июля 2022 года, рабочая группа, признавая подписи избирателей в подписных листах недействительными по указанному выше основанию, руководствовалась положениями Порядка выдвижения и регистрации кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований 11 сентября 2022 года, утв. Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 18 мая 2022 года № 9/64 (далее по тексту – Типовой порядок), не предусматривающим возможность заполнения сведений об избирателе в несколько строк, в связи с особенностью подчерка (в отличии от ранее действующего порядка), пунктом 7.20 данного Порядка, а также размещенным на сайте районной территориальной избирательной комиссии образцом заполнения подписного листа, в соответствии с которым сведения об избирателе и подпись избирателя расположены в одной строке,

Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства о выборах. У окружной избирательной комиссии имелись основания для признания подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Копытова А.П., недействительными. При этом суд, оценив представленные подписные листы, с учетом указанных выше положений избирательного законодательства, утвержденного образца заполнения формы подписного листа, размещенного на сайте Нижнетуринской районной территориальной избирательной комиссии, предусматривающего внесение данных об избирателе (ФИО, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, дата внесения подписи, подпись) в одну строку, пришел к выводу, что избирательное законодательство не допускает произвольного толкования, в связи с чем порядок внесения сведений об избирателях в подписных листах имеет существенное значение, так как разное оформление подписных листов нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к форме подписного листа, являющиеся обязательным для всех кандидатов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности решения окружной избирательной комиссии от 03 августа 2022 года № 22/78, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны по результатам всестороннего исследования и оценки по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющихся в материалах административного дела доказательств.

Как указано выше, для регистрации кандидатом в депутаты Думы Нижнетуринского городского округа седьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 1 с полномочиями окружной избирательной комиссии по трехмандатному избирательному округу № 6 необходимо минимальное количество 10 подписей избирателей, которые должны быть признаны достоверными, максимальное – 14 подписей избирателей.

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования закреплена в приложении 8 к настоящему Федеральному закону.

На основании форм подписных листов, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (часть 8.1 статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 1-1 статьи 49 Избирательного кодекса Свердловской области) подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов также изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению № 3. На основании форм подписных листов, установленных настоящим Кодексом, избирательная комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

В соответствии с Типовым порядком утверждены форма подписного листа и порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов.

В соответствии с п.п. 5.10, 5.11 вышеуказанного Типового порядка при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа только на лицевой стороне.

Кандидатом не рекомендуется устанавливать сквозную нумерацию подписей избирателей (строк, в которых они содержатся) в нескольких и (или) всех подписных листах. Нумерацию строк в подписных листах рекомендуется устанавливать только в рамках одного подписного листа.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, (год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина), ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Согласно образцу заполнения формы подписного листа, размещенного на сайте Нижнетуринской районной территориальной избирательной комиссии, данные об избирателе (ФИО, год рождения, адрес места жительства серия и номер паспорта), дата внесения подписи, подпись вносятся в одну строку.

Между тем, из представленных административным истцом подписных листов, следует, что указанные требования образца оформления подписного листа не выполнены, поскольку одним избирателем данные заполнены в трех строках, имеющим порядковые номера № 1, 2, 3, при этом подпись стоит только в строке № 3, что свидетельствует о нарушении порядка заполнения подписного листа, установленного в образце, которое привело к тому, что в строке № 3, содержащей сведения о паспорте, дате заполнения подписного листа, подписи, не в полном объеме указаны фамилия имя (только отчество), а также адрес места жительства (указана только улица).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 года № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Таким образом, с учетом установленных фактических обстоятельствах дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения окружной избирательной комиссии. При этом судебная коллегия отмечает, что ответственность за правильность составления представляемых в избирательные комиссии документов, в том числе подписных листов, несет лично кандидат (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 5-ИКАД21-1-А1).

Доводы административного истца об отсутствии в действующем законодательстве о внесении информации об избирателе в одной строке, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.

Данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Суд пришел к верному выводу, что форма заполнения подписного листа установлена законодателем, при этом образец, размещенный на официальном сайте избирательной комиссии, с которым был ознакомлен административный истец, что им не оспаривалось, не позволяет произвольно трактовать требования к заполнению подписного листа, из установленного образца очевидно следует, что сведения об избирателе заносятся в одну строку. Об очевидности такого оформления подписного листа следует из представленных подписных листов иных кандидатов.

При этом требований к ширине строки не предъявлено. Административный истец в случае неясности заполнения подписного листа не лишен был возможности обратиться к избирательной комиссии за разъяснениями.

Ссылки административного истца о том, что он ранее предоставлял такие же подписные листы судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку ранее Типовой порядок позволял вносить данные об избирателе в несколько строк, исходя из особенностей подчерка, в настоящем Типовом порядке такая возможность не предусмотрена.

Оценив представленные в материалы административного дела доказательства и установленные при его рассмотрении обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у окружной избирательной комиссии имелись правовые основания для отказа Копытову А.П. в регистрации кандидатом в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения.

Судом первой инстанции при рассмотрении административного дела не допущено существенных нарушений действующего законодательства, которые повлияли или могут повлиять на его исход.

Судебная коллегия не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца, поскольку отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции судебная коллегия признает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нижнетуринского городского суда Свердловской области от 09 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Копытова Александра Петровича – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.В. Шабалдина

Судьи О.А. Захарова

О.Д. Бачевская