Дело № 33а-1420/2018 Председательствующий в первой
Категория 019а инстанции Кириленко Е.А.
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2018 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Гончаровой Е.А.
при участии:
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным действий о выдаче градостроительного плана земельного участка, не соответствующего требованиям действующего законодательства, по апелляционной жалобе Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В октябре 2017 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, просил признать незаконным действия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по выдаче градостроительного плана земельного участка № - № от 16.03.2017г., расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., кадастровый №, принадлежащий по праву собственности ФИО3, оформленного в нарушение требований статьи 57.3 Градостроительного Кодекса РФ, а также приказа Минстроя России от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения; обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, оформить и выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, кадастровый №, принадлежащий по праву собственности ФИО3, в соответствии с требованиями статьи 57.3 Градостроительного Кодекса РФ, а также приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения»; взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на незаконность выдачи ответчиком градостроительного плана земельного участка, не соответствующего требованиям законодательства в части не указания минимальных отступов строений от границ участка и от зданий, строений и сооружений.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2017 года административное исковое заявление ФИО3 удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по выдаче градостроительного плана земельного участка № - № от 16.03.2017г., расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, кадастровый №, принадлежащий по праву собственности ФИО3
Обязано Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО3 об изготовлении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м, кадастровый №, принадлежащий по праву собственности ФИО3
В удовлетворении иной части требований отказано.
Взыскано с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу ФИО3 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
На данное решение представителем административного ответчика подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель административного ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что при изготовлении ГПЗУ № – № Департаментом были не указаны все сведения, предусмотренные законом.
Коллегия судей не соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон - 6-ФКЗ) установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, городу Севастополю законодательно предоставлено право регулировать особенности земельных, градостроительных отношений нормативным правовым актом субъекта, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 3 статьи 5 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
С целью установления на территории города федерального значения Севастополя особенностей выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также во исполнение части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее - Положение № 339-ПП).
В соответствии с п. 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 №, до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом:
1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114;
2) проектов планировки территории;
3) проектов межевания территории;
4) правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
5) детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, а именно:
- корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 N 1272;
- фрагмента детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 15.12.2009 N 8545;
- детального плана территории района Балаклавы города Севастополь, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 26.12.2012 N 5065;
- детального плана территории в районе горы Гасфорт, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 26.12.2012 N 5065.
Из материалов дела усматривается, что 16.02.2017 года истцом подано в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования данного участка – «для индивидуального дачного строительства».
По данному заявлению административному истцу выдан градостроительный план № - №, утвержденный распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 16.03.2017 года № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка <адрес>».
Как следует из пункта 2 указанного градостроительного плана, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского совета от 13.12.2005 года №, земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно-развлекательные комплексы).
Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального дачного строительства (пункт 2.1 градостроительного плана).
Согласно п. 3.2 указанного градостроительного плана объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют, однако в соответствии с приказом Минкультуры России от 08.06.2016 года № 1279 «О включении выявленного объекта культурного наследия - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории», вышеуказанный земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия – достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» и в соответствии с картой (схемой) к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» относится к зоне с режимом использования Р-4-6, участок ПР-1.
Согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 07.05.2015 № 6, административному истцу был выдан градостроительный план земельного участка №, где указано, что согласно Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне кратковременной рекреации (пляжи, спортивно- развлекательные комплексы).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
По смыслу части 5 статьи 41 ГрК РФ одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 3 данной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).
Градостроительный план земельного участка является документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, которое открывается на каждый земельный участок (часть 5 статьи 56 ГрК РФ).
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 20 статьи 45 ГрК РФ).
Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, регламентирован статьей 46 ГрК РФ, в части 17 которой предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Как следует из оспариваемого градостроительного плана и не опровергнуто при рассмотрении дела, земельный участок, принадлежащий истцу, согласно Генеральному плану города Севастополя, расположен в проектируемой зоне кратковременной рекреации.
В соответствии с п. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий.
Согласно п.1 ст.98 этого Кодекса к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан и в отношении таких земель, в силу п. 5 ст. 98 Земельного кодекса содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.
Учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального дачного строительства», указанный в правоустанавливающих документах на земельный участок, не соответствует назначению функциональной зоны в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, административный ответчик правомерно не указал минимальные отступы строений от границ участка, а равно места допустимого размещения зданий, строений и сооружений на чертеже градостроительного плана.
На указанное суд первой инстанции внимания не обратил, что привело к принятию ошибочного решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 09 ноября 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным действий о выдаче градостроительного плана земельного участка, не соответствующего требованиям действующего законодательства - отказать.
Председательствующий:
Судьи: