ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14272/2015 от 28.10.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-14272/2015

Судья: Васильева М.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

ФИО1, ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в судебном заседании 28 октября 2015 года дело № 2-1920/15 по апелляционной жалобе ФИО4, ФИО5-Львовича, ФИО6, ФИО7 на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2015 года по заявлению ФИО4, ФИО5-Львовича, ФИО6, ФИО7, ФИО8 об оспаривании действий Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения ФИО4, ФИО5, представителя ФИО7 и ФИО6 - ФИО9, представителя ФИО10, ФИО11ФИО12, представителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга – ФИО13, представителя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга - ФИО14, изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8 обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконными действия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга, выраженные в письмах от <дата>№..., от <дата>№..., в согласовании от <дата>№....

В обоснование требований заявители указали, что Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга согласована <дата> за №... «<...>». Письмом от <дата>№... Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга определил исходные данные для планировки и межевания территории, расположенной <адрес>. Письмом от <дата>№... Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга подтвердил соответствие концепции развития участка по адресу: <адрес> требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7. Оспариваемые действия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга нарушают права заявителей на благоприятную окружающую среду, условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на сохранение историко-культурной среды обитания. По мнению заявителей, действия Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга являются незаконными, поскольку в письме от <дата> не учтено, что <...> является доминантой, возвышающейся над массивом городской застройки. Письмо от <дата> противоречит Закону Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», а именно пп. «а» п. 4.4.1 главы 3 Приложения 2 к этому Закону в части соблюдения композиционных принципов застройки набережных. Композиционным принципам размещаемый объект не соответствует, является диссонирующим. Кроме того, как указывали заявители в обоснование своих требований, Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга не истребовано и не учтено мнение ЮНЕСКО, так как речь идет об историческом центре Санкт-Петербурга, который находится под охраной ЮНЕСКО.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27.05.2015 в удовлетворении заявленных ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 требований отказано.

В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не явившиеся лица извещены, доказательств уважительности причин неявки не представили.

Согласно положениям ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27.05.2015, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972, каждое государство - сторона настоящей Конвенции (в том числе и Российской Федерации) - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него. С этой целью оно стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости, посредством международной помощи и сотрудничества, которыми оно может пользоваться, в частности, в финансовом, художественном, научном и техническом отношениях.

В силу положений ст. 10 Конвенции об охране архитектурного наследия Европы от 03.10.1985, подписанной государствами - членами Совета Европы (в том числе и Российской Федерации), каждая сторона обязуется принять к осуществлению комплексную политику в области сохранения, которая: включает охрану архитектурного наследия в качестве основной задачи планирования в масштабах города и страны и обеспечивает учет этого требования на всех этапах как разработки планов развития, так и процесса выдачи разрешений на производство работ; делает сохранение, популяризацию и укрепление архитектурного наследия основным элементом политики в области культуры, охраны окружающей среды и планирования.

Согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В соответствии с положениями ст. 33 данного Федерального закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона).

В силу п. 2 указанной статьи под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно нормам, содержащимся в Положении о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, к функциям Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга отнесено проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; осуществление государственного контроля в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также взаимодействие с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в целях выполнения возложенных на Комитет задач.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга в частности осуществляет взаимодействие по вопросам, находящимся в компетенции Комитета, с органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами; осуществляет выявление и учет объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществляет региональный государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; согласовывает в случаях, предусмотренных действующим законодательством, документацию по планировке территории.

Охранные зоны на территории Санкт-Петербурга установлены Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

Приложением № 1 к указанному Закону определены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга с описанием этих границ.

В соответствии с положениями раздела 2.3 Приложения № 1 «Ценные элементы планировочной и ландшафтно-композиционной структуры» к Режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, установленным вышеупомянутым Законом Санкт-Петербурга, в историческом центре охраняются панорамы, основные площадки и пути их обзора, сочетания компонентов исторического городского ландшафта с акцентами и доминантами на фоне неба в пределах видимости 6 км. Объекты, расположенные за пределами 6 км, утрачивают четкость силуэта и не влияют на зрительное восприятие панорамы. Охраняются панорамы акватории реки Невы: Александро-Невской лавры с пути обзора вдоль Малоохтинского проспекта от Заневского проспекта до Таллинской улицы; панорамы кругового обзора со следующих площадок: галереи верхнего яруса колоннад Исаакиевского собора; моста Лейтенанта Шмидта; Дворцового моста; Троицкого моста. Охраняются сочетания ценных компонентов городского ландшафта с акцентами и доминантами, зрительно четко воспринимаемые на фоне неба в пределах видимости 6 км. Объекты дальних планов, расположенные за пределами видимости 6 км, не должны снижать композиционную роль компонентов ближних планов.

Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, расположенный <адрес>, находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и на него распространяются требования Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

Согласно разделу 4 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» на территории ЗРЗ 2 не допускаются: снос (демонтаж) исторических зданий, сооружений, за исключением разборки аварийных конструкций; в случае разборки аварийных конструкций требуется восстановление внешнего облика исторических зданий, сооружений, формирующих уличный фронт застройки, которое производится в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга; изменение внешнего облика исторических зданий, сооружений, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2; изменение архитектурного решения лицевых фасадов исторических зданий, строений и сооружений, за исключением локальных изменений в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

На территории ЗРЗ 2 допускаются: а) комплексный ремонт и реконструкция территории при соблюдении следующих требований: формирование уличного фронта застройки, соблюдение высотных ограничений застройки; б) проведение реконструкции зданий и сооружений с изменением их габаритов и основных объемно-пространственных характеристик в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия и при соблюдении высотных ограничений: изменение высоты дворовых корпусов; устройство мансард на лицевых и дворовых корпусах, не изменяющих общее архитектурное решение; перекрытие дворовых пространств; локальное изменение архитектурного решения лицевых фасадов и изменение дворовых фасадов зданий и сооружений в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга; в) строительство новых зданий, строений, сооружений в соответствии с условиями режимов использования земель и заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга; г) устройство витрин и дверных проемов, не изменяющих общее архитектурное решение, устройство мансард без изменения внешнего облика исторических зданий (допускается повышение отметки конька на 1 м), локальное изменение архитектурного решения лицевых фасадов на уровне первых этажей; регенерация историко-градостроительной среды на участках утраченной застройки уличного фронта при сохранении характеристик исторической среды, указанных в приложении 1 к режимам использования земель; д) строительство подземных сооружений при наличии инженерно-геологических исследований, подтверждающих отсутствие негативного влияния этих сооружений на окружающую историческую застройку; е) частичное изменение планировочной структуры и модуля кварталов: разделение кварталов, организация проездов и пешеходных проходов при сохранении ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры, указанных в приложении 1 к режимам использования земель; ж) изменение назначения использования территорий исторических промышленных предприятий в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга; з) снос (демонтаж), реконструкция диссонирующих объектов и иных объектов, не являющихся историческими зданиями и строениями.

На территории ЗРЗ 2 устанавливаются ограничения по высоте в соответствии со схемой приложения 2 к режимам использования земель, в том числе: а) формирование уличного фронта застройки с преобладанием горизонтальных линий в силуэте, высотой не более 28 м до карниза и 33 м до конька; б) необходимость обеспечения визуального превышения уличного фронта над внутриквартальной застройкой; в) возможны отдельные высотные акценты в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия; допускается увеличение высоты отдельных частей театрально-концертных зданий в соответствии с технологическими требованиями и при условии сохранения панорам исторического центра Санкт-Петербурга, указанных в приложении 1 к режимам использования земель. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга (п. 4.3 названного раздела).

Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга <дата> начальнику управления градостроительных обоснований развития города Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга было направлено письмо №..., в котором предоставлены исходные данные для территории, расположенной <адрес>.

Указанное письмо было сформировано Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга в ответ на запрос Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, направленный в целях формирования исходных данных.

В данном письме были изложены требования, установленные Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» для зоны ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга.

В названном письме Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга было указано на: недопустимость появления новых доминант в пределах охранной зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 1, а также в пределах обзора панорам исторического центра, открытых городских пространств; охрану доминирующего положения архитектурных доминант, возвышающихся над массивом городской застройки; охрану панорам в историческом центре, основных площадок и путей их обзора; охрану сочетаний компонентов исторического городского ландшафта с акцентами и доминантами на фоне неба в пределах видимости 6 км; охрану сочетания ценных компонентов городского ландшафта с акцентами и доминантами, зрительно четко воспринимаемыми на фоне неба в пределах видимости 6 км.

Кроме того указано на то, что квартал находится в зоне восприятия следующих панорам: <...>

Руководствуясь положениями статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми подготовка проекта перепланировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, принимая во внимание пункты 1 и 2.5 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 № 596, учитывая расположение земельного участка по адресу: <адрес> в зоне ЗРЗ 2-1, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что содержание письма Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от <дата>№... соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

В письме №... от <дата>, направленном в адрес ФИО11 и ФИО10, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга выразил согласие с выводами заключения по результатам градостроительного исследования о соответствии концепции развития участка по адресу: <адрес> требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

В данном письме отражен результат ознакомления Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга с заключением по результатам градостроительного исследования, составленным ООО «<...>», которое представляет собой историческую справку, результат научного исследования, проведенного коммерческой организацией по заказу частных лиц.

Между тем, в целях установления требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия, проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 указанного Федерального закона (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В силу п. 4.2 раздела 4 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» строительство новых зданий, строений, сооружений в названной зане осуществляется на основании заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия, в соответствии с условиями режимов использования земель.

Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия установлен Правительством Санкт-Петербурга в Постановлении от 29.12.2014 № 1264 уже после оформления оспариваемого заявителями письма Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга №... от <дата>.

На основании изложенного обоснованным является вывод суда о том, что письмо Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга №... от <дата> имеет характер деловой переписки, не влечет самостоятельных юридических последствий и не нарушает права и законные интересы заявителей.

В названном письме Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга выражает свое мнение относительно концепции возведения на земельном участке по адресу: <адрес> предполагаемого здания «<...>», что нельзя считать заключением о возможности строительства на территории конкретного нового здания, строения, сооружения с точки зрения соблюдения условий режима использования земель зоны ЗРЗ-2.

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе», действовавшем на момент направления оспариваемых писем, был определен перечень случаев, когда Министерство культуры Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, организуют проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия ими решений, в который не входило согласование проекта планировки территории.

Письмом от <дата>№... Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга проинформировал заказчика согласовательных действий проекта планировки территории рассматриваемого земельного участка ООО «<...>» о согласовании раздела №... «<...>» в части указания ограничений в соответствии с режимом ЗРЗ 2-1, «<...>», «<...>» в части обозначения границ территории ЗРЗ 2-1.

Штампом №... на томе №... «<...>» Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга согласовал проект планировки территории, разработанный ООО «<дата>» по заказу ООО «<...>», в указанной части.

Как правильно указано судом первой инстанции со ссылкой на п. 2.8 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 № 596 и действовавшего на момент написания оспариваемого письма и проставления штампа, названное письмо и штамп не являются документами, на основании которых осуществляются фактические действия по строительству здания, поскольку не носят характера разрешения на возведение объекта капитального строительства, а также не могут служить частью архитектурно-строительной проектной документации предполагаемого объекта, так как не определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения проектируемого объекта капитального строительства.

Заявляя о нарушении своих прав, заявители исходят из того, что оспариваемое ими письмо и проставление указанного штампа неизбежно приведет к строительству здания на участке <адрес>, которое нарушит композиционные принципы застройки набережных и станет новой доминантой по сравнению с <...>.

Указанные доводы заявителей относительно признания незаконным письма от <дата>№... и штампа №... на томе №..., правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку совершение указанных действий Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга не является разрешением на строительство либо частью архитектурно-строительной проектной документации, предусмотренной статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно, для совершения названных действий не требовалось оформления заключения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга, предусмотренного пп. «в» п. 4.2 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга».

В силу положений Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» к диссонирующим объектам могут быть отнесены отдельные неисторические здания, строения, сооружения или их группы, расположенные в исторической среде, которые по своим параметрам или архитектурному решению не соответствуют характеристикам исторической среды и(или) препятствуют обзору объектов культурного наследия, панорам и видов.

Под доминантой понимается воспринимаемые с открытых городских пространств здание (строение) или комплекс зданий (строений), высота которого превышает среднюю высоту расположенных вблизи зданий (строений) более чем на 1/3. В качестве зданий (строений), расположенных вблизи доминанты, принимаются здания (строения), расположенные на расстоянии не более двух высот доминанты от здания (строения), являющегося доминантой, или комплекса зданий (строений).

Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8 требований, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные в материалы дела доказательства и, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, указал, что земельный участок, расположенный <адрес> не может быть отнесен к списку диссонирующих объектов, о которых идет речь в пункте 2 главы 1 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга». Отсутствие определенного архитектурного решения объекта капитального строительства, планируемого к размещению на данном участке, не позволяет прийти к выводу о нарушении композиционного принципа застройки <...>.

Судебная коллегия находит обоснованным данный вывод суда первой инстанции, поскольку оспариваемые заявителями письма Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга не предоставляют собственникам земельного участка разрешение на строительство конкретного здания и не подменяют собой иные акты, принятие которых на каждом этапе проектирования и строительства здания предусмотрено действующим законодательством. Не опровергают данный вывод и представленные заявителями копии из эскиза проекта чертежа планировки территории и изменений в проект планировки территорий (<...>), подготовленных ООО «<...>».

Кроме того, судом первой инстанции на основе представленных в материалы дела доказательств было установлено, что Санкт-Петербургским ГКУ "..." выполнен «<...>», из которого следует, что объект на рассматриваемом земельном участке не будет виден на охраняемых панорамах исторического центра города, земельный участок не входит в границы открытых городских пространств, установленных схемой 7 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга», не включает в себя панорамы исторического центра, охраняемые в соответствии с разделом 2.3 Приложения 1 к Приложению 2 Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. Подтверждение возведения новой доминанты отсутствует.

Доводы заявителей о неприменении судом первой инстанции норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемой ситуации, а именно статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными.

Оспариваемые действия КГИОП не относятся к числу решений, о которых идет речь в частях 1, 7, 9, 12 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ и не свидетельствуют о нарушении части 10 этой статьи.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

По смыслу приведенных норм, гражданин был вправе оспорить действия органов государственной власти, связанные с планировкой территории вопросы, в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что названные действия нарушают его права и свободы. При этом на заявителях лежит обязанность доказать факт нарушения данными действиями их прав и законных интересов.

Доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемыми действиями органа государственной власти каких-либо прав заявителей, в том числе права на доступ к объектам культурного наследия и благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности, ими по делу не представлено.

Кроме того, при рассмотрении данной категории дел суд должен также руководствоваться принципом необходимости соблюдения при осуществлении градостроительной деятельности баланса частных и публичных интересов.

Петербургская стратегия сохранения культурного наследия, одобренная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681, (далее по тексту Петербургская стратегия) определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах Санкт-Петербурга. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой «сохранение через развитие, развитие через сохранение».

В соответствии с главой 6 Петербургской стратегии сохранения культурного наследия, одобренной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681, в целях идентификации Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия выделены наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории, их объектный состав и режимы использования.

Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются: историческая застройка, панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли; соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города); композиционные оси и направления восприятия доминант. Охраняются от застройки основные направления, с которых воспринимаются архитектурные высотные доминанты.

На остальной части объединенных зон охраны устанавливаются дифференцированные режимы ограничений, допускающие реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик, отдельных объектов культурного наследия, в том числе археологии, обеспечивающие сохранность исторической застройки. Охранные режимы должны войти в Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга в качестве основы градостроительной и проектной документации.

В силу положений главы 10 Петербургской стратегии ни один город из числа тех, которые называют музеями под открытым небом, не может быть законсервирован. Санкт-Петербург - развивающийся мегаполис, поэтому согласование интересов охраны культурного наследия с необходимостью развития и реконструкции территорий - одна из важнейших задач.

Доводы заявителей, изложенные в апелляционной жалобе, в целом основываются на предполагаемом запрете осуществления на рассматриваемом земельном участке любого строительства и, по мнению судебной коллегии, не основаны на положениях действующего законодательства, поскольку с учетом обязательного соблюдения параметров разрешенного строительства в зоне ЗРЗ 2-1 на земельном участке, по адресу: <адрес>, возможно возведение объектов недвижимости.

Вопрос о сохранении панорам и видов является оценочным. Правильное архитектурное решение фасадов предполагаемого к строительству здания и соблюдение стиля постройки и архитектурных приемов, может обеспечить новому зданию сочетание и лаконичное существование вблизи с объектами культурного наследия.

При этом оставление неизменными охраняемых законом панорам и видов подлежит оценке при даче разрешения на строительство либо согласовании архитектурно-строительной проектной документации, тогда как оспариваемыми заявителями письмами названные действия Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга не осуществлялись.

Ссылка подателей апелляционной жалобы на нарушение п.п.1.2.3 Приложения 1 к Приложению 2 к Закону Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", согласно которому охраняются открытые акватории в пределах береговой линии исторических гидросистем, не может быть признана состоятельной, поскольку приведенная норма не устанавливает особой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности на земельных участках, примыкающих к этим водным объектам, отличной от установленных в главах 1-2 Приложения 2 к названному Закону Санкт-Петербурга. Особые требования для отдельных территорий в ЗРЗ 2, к которым относятся, в том числе, <...> установлены в п.4.4 главы 3 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7, которым, как обоснованно указанно в решении суда, оспариваемые действия не противоречат. Вопрос формирования земельного участка по исследуемому адресу не отнесен к компетенции КГИОП, не разрешался в письмах и согласовании, обжалуемых заявителями, а потому не являлся предметом проверки в рамках настоящего дела. Границы земельного участка площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> утверждены распоряжением КЗРиЗ от <дата>№..., которое в установленном порядке оспорено и признано незаконным не было, равно, как не оспорено и зарегистрированное на земельный участок право собственности.

Глава 15 Петербургской стратегии предполагает осуществление международного сотрудничества в формах обмена научно-технической информацией и публикациями с международными организациями, действующими в сфере сохранения памятников; участия в международных выставках, конференциях и семинарах; привлечение иностранных экспертов для участия в решении наиболее важных вопросов сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга; создания Санкт-Петербургского отделения Центра всемирного наследия; учреждение в Санкт-Петербурге отделений Международного совета по памятникам и достопримечательным местам, Римского центра реставрации.

Обязательное информирование Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Центра всемирного наследия ЮНЕСКО о совершении оспариваемых действий нормативно не закреплено в качестве обязательного условия для их совершения и не свидетельствует о нарушении органом государственной власти Конвенции об охране всемирного и природного наследия (ЮНЕСКО, 16.11.1972).

Ссылка на нарушение норм процессуального законодательства также не может быть признана состоятельной. При рассмотрении дела суд правильно распределил бремя доказывания, оценил все доказательства, представленные сторонами.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: