Судья Д.В. Прозоров | Дело № 33а-142/2022 (33а-5694/2021) 2а-3/66/2021 43RS0018-03-2021-000017-36 |
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть объявлена 20 января 2022 г.
Мотивированное определение изготовлено 26 января 2022 г.
г. Киров | 20 января 2022 г. |
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи | ФИО1, | |
судей | Е.А. Степановой, ФИО2, | |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Орловского городского поселения Орловского района Кировской области на решение Котельничского районного суда Кировской области от 8 апреля 2021 г.,
принятого по административному делу № 2а-3/66/2021 по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации Орловского городского поселения Орловского района Кировской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать снабжение населения топливом,
заслушав доклад судьи Е.А. Степановой, судебная коллегия
установила:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к администрации Орловского городского поселения Орловского района Кировской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать снабжение населения топливом.
В обоснование требований указал, что к вопросам местного значения городских поселений относится организация в границах поселения снабжения населения топливом. Однако в границах Орловского городского поселения Орловского района Кировской области указанный вопрос не урегулирован, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разрабатывались и не издавались, информация о количестве граждан, в том числе льготной категории, проживающих на территории городского поселения и использующих печное отопление, не аккумулируется, соответствующий мониторинг и сбор сведений о потребности населения в твердом топливе не осуществляется. Из-за отсутствия правового регулирования в сфере снабжения населения топливом, приобретение топлива населением осуществляется самостоятельно, в том числе посредством его купли-продажи на «стихийных» рынках. По этой причине льготная категория граждан при покупке дров не может получить подтверждающие документы о стоимости топлива, его доставки до места назначения, являющиеся основанием для получения соответствующей компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие организации снабжения населения твердым топливом – дровами, подрывает его повседневную жизнедеятельность, ему очень проблематично находить топливо для отопления жилья зимой.
Просил признать незаконным бездействие администрации Орловского городского поселения Орловского района Кировской области по организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом – дровами, и обязать администрацию Орловского городского поселения организовать снабжение населения топливом, в том числе твердым топливом – дровами.
Решением Котельничского районного суда Кировской области от 8 апреля 2021 г. административные исковые требования удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации Орловского городского поселения Орловского района Кировской области по организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом – дровами; на администрацию Орловского городского поселения Орловского района Кировской области возложена обязанность в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организовать на территории Орловского городского поселения Орловского района Кировской области снабжение населения топливом, в том числе твердым топливом – дровами.
В апелляционной жалобе администрация Орловского городского поселения Орловского района Кировской области указывает на незаконность решения суда первой инстанции. Полагает, что доказательств того, что истец является инвалидом, суду не представлено. На территории поселения обеспечение населения твердым топливом осуществляется, граждане могут его приобрести самостоятельно путем подачи заявки в лесничество или у частных лиц, организаций. Кроме того, ФЗ «О теплоснабжении» не устанавливает правовые основы обеспечения населения твердым топливом. Просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся участников, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив и проверив доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела,административный истец ФИО4 проживает по адресу: <адрес>.
Из иска ФИО4 следует, что в его квартире печное отопление, в качестве топлива он использует твердое топливо в виде дров, которое приобретает на различных пилорамах в г. Орлове Кировской области, при этом каждый раз с приобретением топлива возникают трудности, поскольку отсутствует информация о местах, где можно приобрести дрова. Отсутствует и нормативное правовое регулирование в сфере организации снабжения населения г. Орлова топливом, при приобретении топлива не выдаются какие-либо подтверждающие документы, что влечет нарушение его прав, поскольку все вопросы по приобретению топлива ему приходится решать самостоятельно.
Таким образом, право на подачу административного искового заявления у ФИО4 имеется.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого заявителем судебного акта в силу следующего.
Судом первой инстанции верно определено, что в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в его границах снабжения населения топливом, при этом полномочия определены в том числе ФЗ от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (п. 4.2 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ).
К числу таких полномочий ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» относит следующие: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
Указанное нормативное регулирование применено судом первой инстанции обосновано.
Удовлетворяя административные исковые требования, Котельничский районный суд Кировской области исходил из того, что организация теплоснабжения отнесена законом к вопросам местного значения, обеспечение топливом является по своей правовой природе публичной услугой, органы местного поселения обязаны наладить скоординированное функционирование деятельности по обеспечению тепловой энергией потребителей, бесперебойному доступу к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, при этом административным ответчиком не доказано осуществление в достаточном объеме регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия с целью создания необходимых условий для предоставления населению тепловой энергии надлежащего качества, в том числе путем контроля за наличием необходимого нормативного запаса топлива.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда мотивированными и соответствующими собранным по делу доказательствам. Администрацией Орловского городского поселения Орловского района Кировской области не решен надлежащим образом вопрос организации снабжения населения топливом, в том числе твердым топливом – дровами, не анализируется фактическое наличие необходимого нормативного запаса топлива, которое граждане могут приобрести, нормативные правовые акты, регулирующие организацию снабжения населения топливом, не разрабатывались и не издавались.
При апелляционном рассмотрении настоящего дела администрация Орловского городского поселения Орловского района Кировской области не представила доказательств, опровергающих выводы суда.
Судебная коллегия приходит к выводу, что бездействие административного ответчика является незаконным, может привести к нарушению прав граждан, в том числе и ФИО4, на удовлетворение жизненной потребности в обогреве жилого помещения в холодное время года.
При этом наличие актов регионального уровня, касающихся решения вышепоставленных вопросов, не освобождают администрацию от исполнения возложенных на нее ФЗ «О теплоснабжении» обязанностей.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котельничского районного суда Кировской области от 8 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Орловского городского поселения – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу посредством подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий | ФИО1 | |
Судьи | Е.А. Степанова ФИО2 |
Определение27.01.2022