ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14327/20 от 30.11.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0043-01-2020-001142-14

Судья: Целованьева Н. А. Дело № 33а-14327/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«30» ноября 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Нестеровой Е.А.,

судей: Авиловой Е.О., Медведева С.Ф.,

при секретаре Виннике А.Д.,

с участием прокурора Емелиной Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению МО МВД России «Морозовский» к ФИО1 об установлении административного надзора, по апелляционному представлению и.о. прокурора Морозовского района на решение Морозовского районного суда Ростовской области от 2 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

МО МВД России «Морозовский» обратился в суд с административным иском об установлении в отношении ФИО1 административного надзора сроком на 3 года и административных ограничений в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения находиться вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства пребывания или фактического нахождения, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; запрещения выезда за пределы территории муниципального района в составе субъекта Российской Федерации по месту регистрации, жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица; запрещения пребывания в кафе, барах, ресторанах и иных питейных заведениях, осуществляющих продажу спиртного.

В обоснование требований указано, что приговором Морозовского районного суда Ростовской области от 19 марта 2015 года по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы на 2 года 2 месяца, с применением ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение, назначенное приговором Морозовского районного суда Ростовской области от 19 февраля 2014 года, с применением ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение, назначенное по приговору мирового судьи судебного участка № 2 Морозовского судебного района Ростовской области по ч. 1 ст. 158 УК РФ от 7 февраля 2014 года. По правилам ст. 70 УК РФ к наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору Морозовского районного суда Ростовской области от 19 февраля 2014 года по ч. 2 ст. 158 УК РФ и не отбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 2 по ч. 1 ст. 158 УК РФ от 7 февраля 2014 года и по совокупности приговоров окончательно к отбытию назначено наказание в виде 3-х лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях ФИО1 установлен рецидив преступлений.

25 августа 2017 года ФИО1 освобожден из ФКУ ИК - 14 ГУФСИН России по Ростовской области, по отбытию наказания.

5 марта 2019 года решением Морозовского районного суда Ростовской области в отношении ФИО1 установлен административный надзор со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания по 25 августа 2020 года включительно, с возложением дополнительных обязанностей.

Имея непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, ФИО1 в течение одного года был трижды привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ и ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ.

По мнению административного истца, в данном случае имеется предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» основание для установления в отношении ФИО1 административного надзора.

Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 2 октября 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.

Суд установил в отношении ФИО1 административный надзор сроком на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с целью предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, с установлением ограничений в виде: обязательной явки 1 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов следующего дня; запрещения на выезд за пределы территории муниципального района в составе субъекта Российской Федерации по месту регистрации, жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица; запрещения пребывания в кафе, барах, ресторанах и иных питейных заведениях, осуществляющих продажу спиртного на розлив.

Срок административного надзора исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционном представлении и.о. прокурора Морозовского района просит об изменении решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при установлении срока административного надзора, указав, что в решении суда указано установить административный надзор сроком на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, в то время, как п. 1 ч. 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» такой формулировки не содержит. При верном установлении срока административного надзора со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в резолютивной части решения суда ошибочно допущена формулировка об исчислении срока административного надзора со дня вступления решения в законную силу. Также судом не конкретизирован муниципальный район, за пределы которого ФИО1 запрещен выезд.

В заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. просила изменить абзац 2 и 3 резолютивной части решения суда первой инстанции, конкретизировав административное ограничение в части запрета выезда за пределы Морозовского района Ростовской области и и правильно указать срок, с которого подлежит исчислению срок административного надзора.

Дело рассмотрено в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие представителя административного истца МО МВД России «Морозовский», административного ответчика ФИО1, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что административный ответчик, ранее осужденный за тяжкое преступление, совершил в период непогашенной судимости в течение одного года три административных правонарушения против порядка управления, здоровья населения и общественной нравственности, а потому имеются предусмотренные законом основания для установления в отношении ФИО1 административного надзора для целей профилактического воздействия и защиты государственных и общественных интересов.

Выводы суда в указанной части соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом в порядке ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приговором Морозовского районного суда Ростовской области от 19 марта 2015 года ФИО1 назначено наказание по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ в виде лишения свободы на 2 года 2 месяца, с применением ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение, назначенное приговором Морозовского районного суда Ростовской области от 19 февраля 2014 года, с применением ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение, назначенное по приговору мирового судьи судебного участка № 2 по ч. 1 ст. 158 УК РФ от 7 февраля 2014 года. По правилам ст. 70 УК РФ к наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору Морозовского районного суда Ростовской области от 19 февраля 2014 года по ч. 2 ст. 158 УК РФ и не отбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка № 2 по ч. 1 ст. 158 УК РФ от 7 февраля 2014 года и по совокупности приговоров окончательно к отбытию назначено наказание в виде 3-х лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

25 августа 2017 года ФИО1 освобожден из ФКУ ИК - 14 ГУФСИН России по Ростовской области, по отбытию наказания.

Решением Морозовского районного суда Ростовской области от 5 марта 2019 года в отношении ФИО1 был установлен административный надзор сроком со дня постановки на учет в ОВД по избранному месту жительства или пребывания по 25 августа 2020 года включительно, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства для регистрации; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 час. до 06:00 час. следующего дня; запрета на выезд за пределы территории муниципального района в составе субъекта Российской Федерации по месту регистрации поднадзорного лица; запрета на пребывание в кафе, барах, ресторанах и иных питейных заведениях, осуществляющих продажу спиртного.

Поводом обращения в суд с настоящим административным иском явилось то обстоятельство, что ФИО1, имея непогашенную или неснятую судимость, совершил в течении года три административных правонарушения против общественного порядка и общественной безопасности: 14 июня 2020 года по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ, 16 июня 2020 года по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ, 2 июля 2020 года по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ.

Срок погашения судимости истекает 25 августа 2025 года.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее пол тексту Закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Согласно ч. 3 названной статьи Закона в отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

В силу ч. 6 ст. 9 Закона при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона, в течение срока, установленного законодательством для погашения судимости.

В силу приведенных норм, установление административного надзора повторно возможно в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при условии совершения им в течение одного года двух или более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Как разъяснено в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора; указанные административные правонарушения могут быть совершены лицом как в период ранее установленного административного надзора, так и после его прекращения.

Изложенное подтверждает правильность выводов суда о том, что в отношении ФИО1 имелись основания для установления административного надзора, административный ответчик относится к категории лиц, определенных законом, которым срок административного надзора устанавливается на срок погашения судимости и истечение срока административного надзора в отношении данного лица не исключает его повторного назначения; судимость ФИО1 не снята и не погашена, в то же время административный ответчик трижды в течение года привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления и общественной нравственности, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что срок исчисления административного надзора указан в резолютивной части решения не корректно, а также формулировки административных ограничений, установленных судом и указанных в резолютивной части решения не соответствуют требованиям Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

В силу части 6 статьи 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3, в течение срока, установленного законодательством для погашения судимости.

Таким образом, установление административного надзора повторно возможно в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при условии совершения им в течение одного года двух или более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

При этом, как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора; указанные административные правонарушения могут быть совершены лицом как в период ранее установленного административного надзора, так и после его прекращения

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» одним из административных ограничений является запрет на выезд за установленные судом пределы территории.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд должен установить территорию, за пределы которой запрещен выезд лицу, в отношении которого устанавливается административный надзор.

Указание судом в решении на запрет выезда за пределы территории, на которой будет проживать ФИО1, содержит неопределенность и не позволяет однозначно установить территорию, выезд за пределы которой запрещен административному ответчику.

В остальной части решение суда от 2 октября 2020 года подлежит оставлению без изменения, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели либо могли привести к вынесению неправильного решения в данной части, районным судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

решение Морозовского районного суда Ростовской области от 2 октября 2020 года изменить, изложив абзацы 2 и 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

Установить в отношении ФИО1 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, уроженца ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, зарегистрированного АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, административный надзор сроком на 3 года, с применением следующих административных ограничений:

- обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня;

- запрещения на выезд за пределы Морозовского района Ростовской области;

- запрещения пребывания в кафе, барах, ресторанах и иных питейных заведениях, осуществляющих продажу спиртных напитков.

В остальной части решение Морозовского районного суда Ростовской области от 2 октября 2020 года оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Нестерова Е.А.

Судьи: Авилова Е.О.

Медведев С.Ф.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 декабря 2020 г.