ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14335/2016 от 07.02.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Федоренко О.В. Дело № 33а-209/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кулеш О.А.,

судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,

при секретаре Клименко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 31 октября 2016 года

по делу по административному исковому заявлению Овчинниковой Л. Д., Симахиной О. Ф. к Администрации города Бийска, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории г. Бийска, членам названной комиссии Небогину О. Г., Малина Л. Н., Таран А. АлексА.у, Потехиной К. В., Артеминой Е. В., Величко С. В., Борщеву С. В., Гюрджян В. М., Гузееву О. В., Тибейкиной Е. А. об оспаривании решения названной комиссии.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Овчинникова Л.Д., Симахина О.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Бийска, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории г. Бийска, членам комиссии Небогину О.Г., Малина Л.Н., Таран А.А., Потехиной К.В., Артеминой Е.В., Величко С.В., Борщеву С.В., Гюрджян В.М., Гузееву О.В., Тибейкиной Е.А., требуя:

- признать незаконным решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории <адрес>, оформленное протоколом комиссии ***-а от ДД.ММ.ГГ, 1) по принятию заниженного решения оценок критериев по многоквартирному дому, расположенному по <адрес>; 2) по утверждению перечня многоквартирных домов, согласно решению оценок критериев (приложение), без учета критериев отбора программы капитального ремонта, без учета аварийного состояния фасада дома, расположенного по <адрес>, и с нарушением порядка принятия; согласно постановлению Администрации города Бийска № 1212 от 01 июня 2016 года «Об утверждении реестра многоквартирных домов города Бийска подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», опубликовано - Муниципальный вестник № 18 от 08 июня 2016 года и постановлению Администрации города Бийска № 1213 от 01 июня 2016 года «Об утверждении перечня многоквартирных домов города Бийска подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», опубликовано Муниципальный вестник № 18 от 08 июня 2016 года;

- обязать устранить допущенные нарушения, возложив на комиссию обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по <адрес>, в установленном законом порядке в срок до ДД.ММ.ГГ, в том числе: 1) правильно посчитать итоговый балл по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, который согласно расчету истца составляет по каждому виду работ капитального ремонта 11,9 балов, всего: 35,7 баллов, 2) произвести ранжирование многоквартирного дома по <адрес>, в Реестре и Перечне многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта, согласно критериям оценки, с учетом итогового балла дома, передвинув его в реестре и перечне на 2 (второе место); 3) при актуализации краткосрочного плана реализации на 2017 год, ДД.ММ.ГГ, включить многоквартирный дом по <адрес>, в первый этап программы капитального ремонта по всем видам работ капитального ремонта в 2017 и 2018 годы.

В обоснование заявленных требований указали, что постановлением № 1212 от 01 июня 2016 года Администрацией города Бийска утвержден реестр многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Согласно данному реестру многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> по виду работ ремонт крыши подлежит капитальному ремонту в 2032 – 2034 годы, по виду работ ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения – в 2035 – 2037 годы, по виду работ ремонт фундамента, подвального помещения, фасада - в 2041 – 2043 годы. Указанное постановление утверждено на основании материалов рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории муниципального образования город Бийск.

Учитывая, что оценка критериев по дому, расположенному по <адрес>, согласно данному постановлению Администрации города Бийска по своему содержанию не отличается от решения комиссии, принятого согласно протоколу ***а от ДД.ММ.ГГ, и сведений об отмене данного протокола не опубликовано ответчиком, административными истцами оспаривается вышеназванное решение комиссии в связи с неправильной оценкой критериев дома, неправильным подсчетом итогового балла дома и неправильным его ранжированием в Реестре.

Постановлением Администрации Алтайского края от 21 августа 2013 года № 458 утвержден порядок применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно которому для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах согласно перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, предусмотренному статьей 5 закона Алтайского края, органами местного самоуправления используются следующие критерии:

год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;

дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома;

нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах;

полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме (используется при ежегодной актуализации программы).

Оценка указанных критериев приведена в таблице 1.

В данном случае расчет оценки критериев по дому, расположенному по <адрес>, произведен комиссией неправильно, что следует из контррасчета, приведенного в административном иске. Так, комиссией неверно произведено математическое умножение количества баллов на коэффициент весомости, что привело к занижению итогового балла по каждому виду работ капитального ремонта. При расчете оценки по критерию «Превышение нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах» комиссией указано на отсутствие превышения данных сроков. Однако сроки эксплуатации таких конструктивных элементов жилого дома по <адрес> как стены фасада, подвал и внутридомовые инженерные сети превышены, а их износ указывает на необходимость капитального ремонта с восстановлением фундамента, стен, перекрытий, перегородок, и инженерного оборудования. Согласно техническому заключению *** от ДД.ММ.ГГ, техническое состояние фасада дома, в части входной группы подъезда *** - аварийное и требует незамедлительного капитального ремонта в виду возможности обрушения.

Кроме того, при расчете оценки по критерию «Полнота поступлений взносов собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества» комиссией использован коэффициент 0,05, в то время как Порядком применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 03 августа 2016 года № 257 данный коэффициент изменен на 0,30, в связи с чем в настоящее время требуется перерасчет.

При таких обстоятельствах административные истцы считают, что комиссией нарушен порядок применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, что повлекло неправильное формирование реестра многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу, а так же нарушены их права на своевременное проведение капитального ремонта.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 31 октября 2016 года требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов от ДД.ММ.ГГ, оформленное протоколом ***-а от ДД.ММ.ГГ, об утверждении перечня многоквартирных домов г. Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в части, относящейся к многоквартирному дому по <адрес>. На рабочую комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке в срок до ДД.ММ.ГГ. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Администрация города Бийска просит отменить решение суда в части, которой требования удовлетворены. В обоснование жалобы указано, что у комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, состав которой утвержден постановлением Администрации города Бийска от 09 сентября 2016 года № 1856, согласно данному постановлению нет полномочий по пересмотру ранее принятых решений иной рабочей комиссии, в частности, комиссии, утвержденной постановлением Администрации города Бийска от 16 августа 2013 года № 2601, принявшей оспариваемое решение. Постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года № 156 утвержден порядок актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2034 годы, исходя из которого собственникам необходимо представить в комиссию перечень документов, указанный в данном постановлении, однако собственники спорного жилого дома в комиссию не обращались. Кроме того, документы необходимые для принятия решения находятся у собственников многоквартирного дома, однако судом не возложена на них обязанность предоставить все необходимые документы в комиссию с указанием срока. Также судом не учтено, что в соответствии с постановлением № 1212 от 01 июня 2016 года Администрацией города Бийска утвержден Реестр многоквартирных домов и их очередность ремонта. Дом по <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту и включен в указанный перечень.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов Коршиков А.Г., прокурор г. Бийска просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее - Закон Алтайского края № 37-ЗС) установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, и требования к этой программе, а также определено правовое положение регионального оператора и порядок его деятельности.

Полномочия государственной власти Алтайского края в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 2 названного Закона, в частности, к полномочиям Администрации Алтайского края относятся: утверждение краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края (п. 3 ч. 2); установление порядка утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы и их утверждение (п. 4 ч. 2).

К компетенции уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган) относятся: разработка и реализация краевой программы; разработка краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации краевой программы; проведение мероприятий по ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3, 4, 5 ч. 2 ст. 2).

К полномочиям органов местного самоуправления края относятся: принятие решений о проведении капитального ремонта в соответствии с краевой программой и предложениями регионального оператора в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации;
создание комиссий по определению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
утверждение краткосрочных (ежегодных) планов реализации краевой программы на территории соответствующего муниципального образования (пункты 2, 3, 4 ч. 5 ст. 2).

Постановлением Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года № 146 утверждена краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы (далее – краевая программа).

Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, приведен в приложении 2 к краевой программе.

Указанный перечень формируется на основании утвержденных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов реестров многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (раздел 4 краевой программы).

В соответствии с п. 3 Положения о создании и деятельности комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 12 августа 2013 года № 436 (действующим в момент принятия комиссией оспариваемого решения), органы местного самоуправления городских и сельских поселений создают комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях формирования и актуализации краевой программы.

В силу пунктов 10, 11 названного Положения решения комиссии оформляются протоколом, который подписывается присутствующими на заседаниях членами комиссии. Решение комиссии в пятидневный срок с момента его принятия передается в орган местного самоуправления с целью формирования перечня многоквартирных домов для включения в краевую программу. Решения, принимаемые комиссией, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Бийска от 16 августа 2013 года № 2601 утвержден состав рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Судом установлено, что оспариваемым решением рабочей комиссии от ДД.ММ.ГГ, оформленным протоколом ***-а от ДД.ММ.ГГ, утвержден реестр многоквартирных домов с учетом критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в который, в том числе, включен многоквартирный дом по <адрес>.

В связи с формированием и актуализацией краевой программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основании данного решения рабочей комиссии постановлением Администрации города Бийска от 01 июня 2016 года № 1212 утвержден Реестр многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Признавая незаконным оспариваемое решение рабочей комиссии, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при его принятии комиссией была нарушена процедура оценки состояния многоквартирного дома, расположенного по <адрес>

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на законе и обстоятельствах дела.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 8 Закона Алтайского края № 37-ЗС определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется исходя из следующих критериев: 1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы.

Применение критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в порядке, установленном Администрацией Алтайского края.

В силу п.п. 3, 4 Порядка применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 21 августа 2013 года № 458, реестр многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу, формируется органами местного самоуправления (муниципальных районов и городских округов) на основании решений комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданных органами местного самоуправления муниципальных образований края в порядке, установленном Администрацией края.

Для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах согласно перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, предусмотренному ст. 5 Закона Алтайского края № 37-ЗС, органами местного самоуправления используются следующие критерии: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме (используется при ежегодной актуализации программы).

Оценка указанных критериев приведена в таблице 1. Итоговый балл определяется, как сумма значений, полученных по каждому критерию оценки, рассчитанных путем произведения количества баллов по каждому критерию на коэффициент весомости критерия (пункты 5, 6 Порядка применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах).

Поскольку судом установлен факт несоответствия процедуры оценки критериев в отношении многоквартирного дома по <адрес> требованиям приведенных норм, что привело к занижению количества баллов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения рабочей комиссии в части, относящейся к многоквартирному дому, расположенному по <адрес>.

Так, судом верно указано на то, что комиссией допущены ошибки при расчете баллов по критерию «Год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию», учитывая, что спорный дом <данные изъяты> года. Также неверно рассчитан балл по критерию «Нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах» исходя из отсутствия такого превышения в то время как согласно п. 2.2 «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. В данном случае такой оценки не проводилось, а минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов, приведенная в приложении № 3 к ВСН 58-88 (р) с учетом того, что спорный дом <данные изъяты> года, превышены.

Доводы жалобы о том, что в настоящее время комиссия действует во вновь утвержденном составе, и она не вправе пересматривать решения, принятые предыдущими комиссиями, не влекут отмену решения, поскольку такой обязанности судом не установлено. На комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: <адрес>, что соответствует ее полномочиям.

Ссылки в жалобе на то, что постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года № 156 утвержден порядок актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2034 годы, не свидетельствуют о том, что административными истцами избран ненадлежащий способ защиты, поскольку, как указывалось выше, решения, принимаемые комиссией, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не свидетельствуют о том, что права административных истцов оспариваемым решением комиссии не нарушены, поскольку административным ответчиком не представлено данных о проведении к моменту рассмотрения дела оценки критериев в отношении многоквартирного дома по <адрес> в соответствии с установленными требованиями.

Кроме того, в данном случае до проведения указанной оценки говорить о необходимости актуализации программы преждевременно.

Ссылки на отсутствие в распоряжении комиссии документов, необходимых для принятия решения, являются несостоятельными, так как согласно п. 9 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме комиссия вправе запрашивать у организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, информацию о техническом состоянии многоквартирного дома, для которого устанавливается необходимость проведения капитального ремонта. В силу п. 3.1 Положения о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы Комиссия для решения возложенных на нее задач имеет право запрашивать в установленном порядке информацию у государственных органов, организаций, объединений граждан и граждан, необходимую для целей установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Указание на отсутствие документов, перечисленных в п. 10 Порядка актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы, не принимаются, поскольку актуализация программы к полномочиям комиссии не отнесена и такая обязанность судом на комиссию не возложена.

Доводы жалобы о том, что постановлением № 1212 от 01 июня 2016 года Администрацией города Бийска утвержден Реестр многоквартирных домов и их очередность ремонта, при этом дом по <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту и включен в указанный перечень, также не принимаются, поскольку не подтверждают правильность произведенной комиссией оценки, на основании которой формируется указанный реестр. При наличии оснований не исключена актуализация указанного реестра.

При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Бийска – без удовлетворения.

Продлить до 28 апреля 2017 года срок рассмотрения вопроса об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: <адрес>, в установленном законом порядке, определенный решением суда при возложении обязанности на рабочую комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории г. Бийска.

Председательствующий:

Судьи: