Судья Ковалева Т.В. Дело 33а-1434/2022
УИД 24RS0056-01-2020-006608-51
3.061
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 февраля 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» об оспаривании решения
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с указанным административным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что в июле 2020 г. он обратился в Военный комиссариат Красноярского края с заявлением о предоставлении справки о прохождении им военной службы в действующей армии. Он(ФИО1) участвовал в боевых действиях в рамках вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики с 16.06.1995г. по 21.08.1995г.) в составе сводного батальона 7 воздушно-десантной дивизии. Участие в боевых действиях подтверждается военным билетом и архивной справкой Минобороны России, удостоверением ветерана военных действий, а также имеющимися учетами Военного комиссариата Красноярского края. Требуемая справка административному истцу необходима для реализации дополнительных социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Ответом военного комиссара Красноярского края от 21.07.2020г. № 7/530 отказано в предоставлении справки со ссылкой на отсутствие в комиссариате Красноярского края сведений о прохождении им службы в воинских частях, входящих в состав действующей армии в годы ВОВ 1941-1945 гг.
Отказ является неправомерным, поскольку запрашиваемая информация относится к периоду с 16.06.1995г. по 21.08.1995г., предоставленный ответ противоречит сути запрашиваемой информации, нарушает права и законные интересы административного истца.
ФИО1 просил признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» об отказе в предоставлении справки о прохождении службы в действующей армии и возложить обязанность на административного ответчика по выдаче справки.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просил решение отменить, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, которым суд первой инстанции не дал должной оценки. Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Не применен закон, подлежащий применению, - Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утв. Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. № 190, которым установлен образец справки о периоде военной службы в составе действующей армии.
Заслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст.308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 9, 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации и по результатам его рассмотрения дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства.
На момент обращения административного истца с заявлением к военному комиссару Красноярского края от 14.07.2020г. действовало "Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР" (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190), согласно которому трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
Согласно п. 1.3 названного Положения в подтверждение военной службы в составе Вооруженных Сил СССР, органах государственной безопасности и внутренних дел, пребывания в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн принимаются: справки военных комиссариатов, записи о военной службе, внесенные в трудовую книжку на основании документов.
Военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении интернационального долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении на основании справок военных комиссариатов, выдаваемых в порядке, определяемом Министерством обороны СССР (форма справки прилагается).
В соответствии с п.33 Перечня организаций и архивов, исполняющих запросы социально-правового характера, утвержденного приказом Минобороны РФ от 19.10.2012г. № 3300 «О порядке ведения справочной работы по личному составу» запросы о периодах фактического участия в проведении контртеррористических, миротворческих операций, выполнения задач в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республике по истечении более 15 лет после убытия из воинской части направляются в филиал Центрального архива Минобороны РФ.
Согласно п.п. 13, 14 Правил оформления и выдачи справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и членам их семей, утвержденных Приказом Министерства обороны РФ от 04.04.2017г. «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» гражданам, уволенным с военной службы, выдаются справки о социальных гарантиях в области трудовых отношений, предоставляемых им.
В силу п. 77 указанной Инструкции справка - документ, описывающий или подтверждающий те или иные действия, факты, события, содержащий выводы.
В соответствии с п.2 Постановления ВС РФ от 21.07.1993 № 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установить, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 состоит на воинском учете в военном комиссариате Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края.
Согласно учетным данным Военного комиссариата Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края от 20.07.2019г. № 2/2026, № 148 ФИО1 проходил действительную военную срочную службу в период с 18.06.1994г. по 18.12.1995г., во время которой в период с 18.06.1995г. по 30.08.1995г. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики (л.д. 38-43).
Удостоверением ветерана боевых действий серии БК № от <дата> ФИО1 установлен статус ветерана боевых действий за выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994г. по 1996г. (л.д.44).
14.07.2020г. ФИО1 обратился к Военному комиссару Красноярского края с заявлением о выдаче справки о периоде военной службы в составе действующей армии, ссылаясь на Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991г. № 190, приложил образец испрашиваемой справки, являющейся Приложением №1 к указанному Положению.
По результатам рассмотрения обращения военным комиссаром Красноярского края предоставлен ответ от 21.07.2020г. № 7/530 об отказе ФИО1 в предоставлении справки. Отказ мотивирован положениями ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», указано, что сведения о прохождении заявителем службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии в годы ВОВ 1941-1945 гг., поименованных в перечнях, введенных в действие директивами Генштаба ВС СССР, приказами МВД СССР и Комитета государственной безопасности СССР, в военном комиссариате Красноярского края отсутствуют. ФИО1 имеет статус ветерана боевых действий за выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.
Проанализировав предоставленные доказательства в совокупности с требованиями действующего законодательства, регулирующего вопросы выдачи справок о прохождении военной службы в составе действующей армии, суд первой инстанции не нашел оснований для признания незаконными действий ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» по отказу в предоставлении справки о прохождении службы в действующей армии, поскольку ФИО1 не предоставлено сведений о его службе в составе действующей армии. Ответ от 21.07.2020г. дан военным комиссариатом в предусмотренные законом сроки. Нарушений прав и законных интересов административного истца не допускалось.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют правильно установленным обстоятельствам, имеющим юридическое значение для дела, а также основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Административный истец, ссылаясь на положения п. 2 Постановления ВС РФ от 21.07.1993 № 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", а также Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190), свое право на получение справки у военного комиссариата связывает с тем, что он относится к военнослужащим, проходящими военную службу в действующей армии.
Как следует из содержания Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190), испрашиваемая ФИО1 справка предоставляется в подтверждение военной службы в составе Вооруженных Сил СССР в период гражданской и Великой Отечественной войн. Как указал в своем ответе административному истцу Военный комиссариат Красноярского края, сведения о прохождении заявителем службы в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. отсутствуют, поэтому в предоставлении такой справки обоснованно отказано.
Отнесение пунктом 2 Постановления ВС РФ от 21.07.1993 № 5481/1-1 военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, к военнослужащим, проходящим военную службу в действующей армии не свидетельствует о необходимости выдачи военкоматом справки, образец которой приводится в Приложении №1 к Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР (утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190).
Судебная коллегия отмечает, что у ФИО1 имеются выданные надлежащими органами документы и справки, подтверждающие его участие в период с 18.06.1995г. по 30.08.1995г. в боевых действиях на территории Чеченской Республики:
- приложенная к административному иску копия справки заведующего 2-м архивным хранилищем Саратовского филиала Центрального архива Министерства обороны РФ от 17 сентября 2019г.(л.д.13-14)
- справки Военного комиссариата Березовского района и г. Сосновоборска Красноярского края от 20.07.2019г. № 2/2026, № 148(л.д.38-39,40)
- копия военного билета(л.д.41-43)
В таком положении у военного комиссара Красноярского края не имелось оснований для выдачи ФИО1 требуемой им справки о периоде военной службы в составе действующей армии.
Судебной коллегией признаются несостоятельными доводы представителя административного истца, изложенные в суде первой инстанции со ссылкой на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 12.10.2021г., не вступившее в законную силу, которым удовлетворены частично административные исковые требования ФИО1, признано незаконным действие врио начальника организационно-мобилизационного управления штаба Центрального военного округа ФИО3 от 12.01.2021г. об отказе в предоставлении документа – справки о прохождении службы ФИО1 в действующей армии, выраженное в ответе. Как следует из содержания решения суда от 12.01.2021г., указанные действия признаны незаконными в связи с отсутствием ответа на поставленный ФИО1 вопрос в своем обращении, а не по иным причинам.
Иная оценка доказательств и иное толкование норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: