ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1436/2022 от 16.02.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Барушко Е.П.

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-1436/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,

при секретаре судебного заседания Бадиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-320/2021 по административному иску прокурора Заларинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог по Иркутской области» об обязании устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог по Иркутской области» – ФИО4 на решение Заларинского районного суда Иркутской области от 2 августа 2021 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что прокуратурой района в ходе рассмотрения обращения депутата Думы Веренского муниципального образования ФИО3 о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги Веренка-Тыреть, установлено что, собственником автомобильной дороги регионального значения «Тыреть-Веренка» является Иркутская область. В соответствии с распоряжением министерства имущественных отношений Иркутской области от Дата изъята Номер изъят автомобильная дорога «Тыреть-Веренка» закреплена на праве оперативного управления за ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». Прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России «Заларинский» проведено визуальное обследование эксплуатационного состояния автомобильной дороги регионального значения «Тыреть-Веренка», в ходе которого выявлены недостатки транспортно-эксплуатационного состояния автодороги: повреждения дорожного полотна в виде выбоин, просадок с 1 км. по 5 км. + 500 м., глубиной 6 см. на высоту 10 см. и более; коллейность дорожного полотна с 2 км. по 3 км., глубиной 10 см. и более; коллейность дорожного полотна на 3 км. глубиной 12 см. и более, что является нарушением п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; занижение обочины относительно уровня дорожного полотна на 1 км. + 800 м. и далее по 06 км., глубиной от 4 до 15 см., что нарушает п.5.3.1 ГОСТ Р 50597- 2017. По информации ОГКУ «Дирекция автодорог» от Дата изъята Номер изъят из-за интенсивного движения тяжеловесной техники отдельные участки автомобильной дороги «Тыреть-Веренка» находятся в неудовлетворительном состоянии, для приведения автодороги в нормативное состояние необходим капитальный ремонт. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, предусматривающие необходимые обследования состояния автодороги, срок проведения работ - декабрь 2021 года. Ежегодная оценка технического состояния автодороги не проводится по причине отсутствия финансирования. ОГКУ «Дирекция автодорог» ненадлежащим образом осуществляется дорожная деятельность в отношении автодороги «Тыреть- Веренка», поскольку оценка технического состояния и работы по ремонту дороги с учетом результатов оценки до настоящего времени не организованы и не выполнены. Состояние автомобильной дороги «Тыреть-Веренка» в настоящее время не позволяет в должной мере обеспечить требуемые потребительские свойства автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. При этом указанная автомобильная дорога имеет большое социальное значение, так как связывает между собой муниципальные образования района по автомобильной дороге осуществляется, проезд по вызовам экстренных служб. Неисполнение вышеизложенных требований законодательства влечет опасность возникновения аварий, рост травматизма и дорожно-транспортных происшествий нарушение прав и законных интересов граждан, пользователей автомобильных дорог. Определить круг лиц, права которых нарушены или могут быть нарушены в будущем, не представляется возможным, так как автомобильные дороги общего пользования предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, в связи с чем, число граждан, передвигающихся по указанным дорогам, постоянно меняется.

Административный истец просил обязать ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о дорожной деятельности: обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильной дороги «Тыреть-Веренка»; обеспечить проведение, с учетом результатов оценки технического состояния автомобильной дороги ремонтных работ для восстановления транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги «Тыреть-Веренка» в соответствие с требованиями технических регламентов.

Решением Заларинского районного суда Иркутской области от 2 августа 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог по <адрес изъят>» – ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание довод ответчика о том, что проведение обследования указанной дороги нецелесообразно, так как о ее неудовлетворительном состоянии известно. Для проведения капитального ремонта дороги заключен государственный контракт на разработку проектно-сметной документации в соответствии с ФЗ-44 РФ. Следующим этапом является проведение аукциона, так же по правилам ФЗ-44. Текущий ремонт и содержание автомобильной дороги осуществляется в рамках государственного контракта Номер изъят от Дата изъята , в рамках указанного контракта ОГКУ «Дирекция автодорог» приняты меры, необходимы для приведения дороги в надлежащее техническое состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения, в установленном законодательством порядке. Считает требование об обязании обеспечить проведение оценки технического состояния автомобильной дороги и проведение с учетом результатов оценки технического состояния автомобильной дороги ремонтных работ для восстановления транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги в соответствии с требованиями регламентов необоснованно, незаконно и не подлежит удовлетворению в силу ст.3 Методики диагностики автомобильных дорог и улично-дорожной сети в рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» Минтранса России № НА-24/4315 от Дата изъята Заявитель так же указывает на то, что судом нарушена презумпция принципа всестороннего и полного исследования обстоятельств дела при не принятии во внимание письменных возражений в виду отсутствия в качестве приложения к ним диплома о высшем юридическом образовании.

В письменных возражениях заместитель прокурора района ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Махмудовой О.С., объяснения представителя административного ответчика ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог по Иркутской области» - ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Матвеевской М.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Задачами правого регулирования в данной сфере являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.12 названного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 3 Закона дорожная деятельность включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, включая элементы обустройства - дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и т.д., оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 5, 6, 12).

Автомобильные дороги, включенные в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 12 ФЗ № 257-ФЗ).

Из материалов дела следует, что собственником областной автомобильной дороги общего пользования Тыреть-Веренка по адресу: Иркутская область, Заларинский район, с.Веренка, от км 5+576 км. автодороги Тыреть-Веренка до км 7+970 м. автодороги Тыреть-Веренка, с кадастровым номером Номер изъят; областной автомобильной дороги общего пользования Тыреть-Веренка по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п.Тыреть, от примыкания к полосе отвода автодороги Тыреть-Тагна_Хор-Тагна на 5,060 км. до км 1+790 м. автодороги Тыреть-Веренка, с кадастровым номером Номер изъят областной автомобильной дороги общего пользования Тыреть-Веренка по адресу: Иркутская область, Заларинский район, п.Тыреть, от км 1+790 м. автодороги Тыреть-Веренка до км 5+576 м. автодороги Тыреть-Веренка, с кадастровым номером Номер изъят является Иркутская область, а правообладателем на праве оперативного управления ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области».

Из информации ОГКУ «Дирекция автодорог» от Дата изъята Номер изъят, следует, что из-за интенсивного движения тяжеловесной техники отдельные участки автомобильной дороги «Тыреть-Веренка» находятся в неудовлетворительном состоянии, для приведения автодороги в нормативное состояние необходим капитальный ремонт. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, предусматривающие необходимые обследования состояния автодороги, срок проведения работ - декабрь 2021 года. Ежегодная оценка технического состояния автодороги не проводится по причине отсутствия финансирования, до выполнения работ по капитальному ремонту автодороги работы по диагностике нецелесообразны и проводиться в 2021 году не будут.

В результате визуального обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги регионального значения «Тыреть-Веренка», согласно акту от Дата изъята выявлено, что на указанном участке автодороги имеются повреждения дорожного полотна в виде выбоин, просадок с 01 км. по 5 км. + 500 м., глубиной 6 см. на высоту 10 см. и более, выступ скальной породы на высоту 10 см. и более; колейность дорожного полотна со 2 км. по 3 км. глубиной 10 см. и более; колейность дорожного полотна на 3 км. глубиной 12 см. и более; занижение обочины относительно уровня дорожного полотна на 1 км. + 800 м. и далее по 6 км., глубиной от 4 до 15 см. Акт составлен совместно государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДДД МО МВД России «Заларинский» ФИО7 и помощником прокурора Заларинского района ФИО8, к акту приложена фототаблица, наглядно подтверждающая указанные в акте обстоятельства и свидетельство о поверке Номер изъят используемого при обследовании участка автомобильной дороги средства измерения – рейки дорожной КП-231 РДТ.

Обращаясь в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор района просил обязать ответчика привести ответчика автомобильные дороги в надлежащее для эксплуатации состояние.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» обязанности устранить выявленные нарушения законодательства путем проведения ремонта указанных автомобильных дорог.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.

По правилам ч.1 ст.18 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

В соответствии с пп.6, 7, 12 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; к владельцам автомобильных дорог относятся исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Также в состав работ по содержанию входит диагностика, обслуживание и оценка состояния автомобильных дорог, замена части асфальтобетонного покрытия, устранение дефектов, разработка проектов содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений, паспортизация.

В соответствии с п.13.2 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц. Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого Технического регламента Таможенного союза. При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.

Согласно п.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Таким образом, содержание автомобильных дорог в надлежащем состоянии для их эксплуатации пользователями является обязанностью административного ответчика по обеспечению безопасного движения на этих дорогах.

Факт ненадлежащего содержания и несоответствие требованиям ГОСТ Р 52766-2007 автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения подтвержден в ходе судебного разбирательства. Доказательств устранения нарушений, указанных в актах, ответчиком представлено не было.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие необходимости проведения обследования автодороги и ее нецелесообразности не может быть принята во внимание, поскольку противоречит действующему законодательству.

В соответствии с п.1 ст.17 федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч. 4 ст. 17 указанного закона).

Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150 утвержден порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, который определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов.

В соответствии с п.2 Порядка, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150 (далее-Порядок), оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В силу п.3 Порядка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п.4 Порядка).

В соответствии с п.7 Порядка (по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги: устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст.309, ст.311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

определила:

решение Заларинского районного суда Иркутской области от 2 августа 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий И.М. Абрамчик

Судьи Н.Н. Исакова

О.С. Махмудова