ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1440/19 от 27.03.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья: Шешуков Д. А. Дело № 33а-1440/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О. В.,

судей Сентяковой Н. Н.,

Машкиной Н. Ф.,

при секретаре Пенькиной Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 27 марта 2019 дело по апелляционной жалобе административного ответчика Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 17 января 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики о признании незаконным предписания и его отмене удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Требования Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска об отмене предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Машкиной Н. Ф., выслушав объяснения представителя административного ответчика М.Д.М., М., поддерживающей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца П.Л.В., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия по административным делам,

У С Т А Н О В И Л А:

Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее по тексту – Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска) обратилось в суд с административным исковым заявлением Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики, в котором просит:

признать незаконным и отменить предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с указанным предписанием Управлению ЖКХ Администрации г. Ижевска надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести по обращению Г.Т.Ю, в рамках государственного жилищного надзора проверку соблюдения ООО «Городская УК» обязательных требований к установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Считает предписание незаконным, неисполнимым и не соответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку проведение государственного жилищного надзора будет незаконным в виду того, что: государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным и домами на основании лицензии; ООО «Городская УК» имеет соответствующую лицензию; с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Городская УК» прекратила исполнение обязанности по договору управления многоквартирным домом по <адрес>. В связи с чем, нарушаются права и законные интересы административного истца.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качества заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Городская УК» (далее по тексту - ООО «Городская УК»).

В судебном заседании представитель административного истца П.Л.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представители административного ответчика М.Д.М., М.А.И. заявленные требования не признали.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Городская УК» не явился. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. В соответствие со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела рассмотрено по существу в отсутствие указанного лица.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, полагает, что суд неверно определил обстоятельства имеющие значение для дела и нормы материального права. Считает, что судом не учтено исключение многоквартирного дома из Перечня домов, находящихся в управлении лицензиата, что влечет невозможность осуществления им деятельности по управлению таким домом, и соответственно проведения в отношении него проверки в рамках лицензионного контроля. При этом законом не установлено невозможности проведения проверки за истекший период времени. Не проведение проверок в таких случаях влечет нарушение жилищных прав граждан и невозможностью пресечения незаконных действий управляющих компаний.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела 06 сентября 2018 года в адрес Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска поступило предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ Управлению ЖКХ Администрации г. Ижевска необходимо организовать и провести по обращению Г.Т.Ю,, направленному в адрес Управления ЖКХ Администрации <адрес> жилищной инспекцией Управления по надзору УР (Исх. -ж от ДД.ММ.ГГГГ) в рамках государственного жилищного надзора проверку соблюдения ООО «Городская УК» обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Полагая, что предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, и нарушает права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого предписания.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Частью 1 статьи 21 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 3 статьи 21 указанного Федерального закона).

На основании пункта 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее по тексту - Закон УР № 40-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору.

Согласно части 2 статьи 1 Закона УР № 40-РЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по лицензионному контролю, в том числе в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе проведение проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Из правового анализа указанного выше законодательства следует, что органам местного самоуправления могут быть переданы на основании закона субъекта Российской Федерации государственные полномочия, при этом органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Управление ЖКХ является отраслевым органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим функции управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с функциями, установленными Положением об Управлении ЖКХ (далее по тексту - Положение), утвержденным решением Городской Думы города Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска».

В соответствии с пунктом 2.13 Управление ЖКХ осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю согласно Закону Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года № 40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Установленное свидетельствует о том, что предписание выдано уполномоченным органом лицу, наделенному правом по проведению государственного жилищного надзора и лицензионному контролю.

Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается, в том числе, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, к лицензионным требованиям отнесено соблюдение правил, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Подпункт «б» указанного пункта Положения о лицензировании к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В решении Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № АКПИ15-957 изложена правовая позиция, в соответствии с которой предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании требования во взаимосвязи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом и как требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг, поскольку возлагают на лицензиата обязанность соблюдать установленные в соответствующей сфере деятельности правила, к которым, в частности, относятся правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В решении также указано, что отнесение требований, указанных в Положении о лицензировании, к лицензионным соответствует изменениям, внесенным в правовое регулирование отношений по управлению многоквартирными домами. Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменено содержание части 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая в редакции, действующей с 01 января 2015 года, устанавливает, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

С указанного момента в отношении управляющих компаний, имеющих лицензии, органами государственного жилищного надзора осуществляется лицензионный контроль, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами согласно статье 12 Феодального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию (пункт 51).

Из материалов дела следует, что ООО «Городская УК» зарегистрировано в качестве юридического лица 25 марта 2015 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Городская УК» является «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение ли на договорной основе».

ООО «Городская УК» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Городская УК» осуществляла деятельность по управлению многоквартирным домом по <адрес>.

То есть, на момент выдачи, оспариваемого предписания № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Городска УК» прекратила исполнение обязательство договору управления многоквартирным домом по <адрес>.

В то же время, указанное обстоятельство при наличии действующей лицензии не исключает признание деятельности ООО «Городская УК» лицензионной.

Как следует из разъяснения Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ответ на вопрос № 21 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2015 года, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено пунктом 4 части 4 статьи 1 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и в лицензию включаются сведения о лицензируемом виде деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (статья 15 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В связи с этим, в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не отражаются сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Как следует из содержания части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что осуществление юридическим лицом на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда лицензиат прекратил управление конкретным многоквартирным домом, не является безлицензионной деятельностью.

В соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на её осуществление, проверка таких организаций проводиться посредством лицензионного контроля.

Таким образом, положения данной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают запрет в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, запрет в отношении государственного жилищного надзора.

Следовательно, с момента получения управляющей компанией лицензии, в отношении нее должен осуществляться лицензионный контроль для проверки соблюдения лицензионных требований. Осуществление других видов контроля не соответствует целям лицензионного законодательства.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что оспариваемое предписание не содержит законных требований о проведении в рамках государственного жилищного надзора проверки в отношении ООО «Городская УК», в связи с чем, оно не может быть признано законным.

Исходя из положений действующего законодательства, предписания выдаются с целью устранения выявленных нарушений.

Нормы жилищного законодательства направлены, прежде всего, на соблюдение прав жильцов и безопасности эксплуатации многоквартирных домов.

С учетом установленных обстоятельств и норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, административным ответчиком могло быть выдано предписание иного характера, направленное на выполнение требований жилищного законодательства. При этом, исключение многоквартирного дома из перечня домов, находящихся в управлении лицензиата, не влечет как установлено было выше прекращение исполнения последним лицензионных требований при осуществлении своей деятельности. Законодателем не установлены нормы, исключающие возможность проведения лицензионного контроля в связи с прекращением исполнения обязанностей по договору управления.

В рассматриваемом случае в нарушение положений статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого предписания, в части проведения в отношении ООО «Городская УК» в рамках государственного жилищного надзора проверки соблюдения обязательных требований к установлению размер платы на содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Административный истец в целях устранения нарушения его прав и законных интересов просит отменить предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, в связи с чем, необоснованы требования административного истца в указанной части.

Судебная коллегия не усматривает оснований для применения положений пункта 1 части 2, части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку право административного истца восстановлено путем признания незаконным оспариваемого предписания.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 19 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики – без удовлетворения.

Председательствующий судья: О. В. Захарчук

Судьи: Н. Н. Сентякова

Н. Ф. Машкина