ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1440/2022 от 01.07.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Еремеев О.И.

Докладчик Лихачева С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск


Сахалинский областной суд в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о признании незаконным акта проверки готовности к отопительному периоду комиссии Сахалинского управления Ростехнадзора,

по частной жалобе администрации муниципального образования городской округ «Охинский» на определение Южно-Сахалинского городского суда от 08 апреля 2022 года,

установил:

приказом Сахалинского управления Ростехнадзора от 17 августа 2021 года № ПР-380-150-0 утвержден план проверок готовности муниципальных образований Сахалинской области к отопительному сезону 2021-2022 годов, согласно которому проверка муниципального образования городской округ «Охинский» запланирована с 27 сентября по 01 октября 2021 года.

Приказом Сахалинского управления Ростехнадзора от 07 сентября 2021 года № ПР-380-174-0 создана комиссия по проверке готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов администрации городского округа «Охинский» Сахалинской области Российской Федерации.

Согласно акту от 29 сентября 2021 года № 06-174-Э в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия установила неготовность к работе в отопительном периоде. Указано, что администрация муниципального образования будет готова к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией, изложенных в приложении № 1.

29 октября и 02 ноября 2021 года администрация сообщила в Сахалинское управление Ростехнадзора об устранении замечаний к данному акту проверки.

Актом № 06-222-0 проверки готовности к отопительному периоду 2021/2022 от 09 ноября 2021 года комиссия в ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду установила неготовность администрации муниципального образования городской округ «Охинский» к работе в отопительном периоде 2021/2022 годов, поскольку на всех котельных, кроме котельной с. Восточное, не обеспечен резервный запас топлива (приложение № 1).

11 февраля 2022 года администрация муниципального образования городской округ «Охинский» обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными акт от 09 ноября 2021 года, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В обоснование заявленных требований указано, что меры по повышению надежности и снижения рисков прекращения теплоснабжения от указанных в акте котельных административным истцом приняты.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 08 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, установленного частью 2 статьи 39 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В частной жалобе администрация муниципального образования городской округ «Охинский» просит определение суда отменить. В обоснование жалобы указано, что порядок проведения проверок готовности муниципального образования к отопительному периоду урегулирован статьей 20 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года, в связи с чем положения Федерального закона № 248-ФЗ в данном случае не подлежат применению.

Письменных возражений относительно доводов частной жалобы не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Сахалинского Управления Ростехнадзора Биль И.В. возражал против удовлетворения частной жалобы. Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе посредством размещении соответствующей информации на официальном сайте Сахалинского областного суда, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав явившегося представителя, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного закона (часть 1).

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2).

Статьей 98 данного Федерального закона установлен порядок его вступления в силу, согласно которому названный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу (часть 1).

Часть 2 статьи 39 данного закона вступает в силу с 1 января 2023 года (часть 3).

Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года (часть 13).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

Суд первой инстанции, установив, что в пункте 42 данного Перечня поименован федеральный государственный энергетический надзор, пришел к выводу о несоблюдении заявителем досудебного порядка рассмотрения жалобы на акт проверки готовности к отопительному периоду, в связи с чем оставил заявление без рассмотрения на основании пункта 1 части 1 статьи 196 КАС РФ.

С данным выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может.

Так, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона № 248-ФЗ его положения применяются к организации и осуществлению контроля за деятельностью органов местного самоуправления, за исключением деятельности, осуществляемой ими при решении вопросов местного значения, осуществления полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с законодательством, если осуществление указанного контроля предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органа местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно статье 4.1. этого Федерального закона федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 1).

К предмету федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения относятся:

1) соблюдение теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями обязательных требований к безопасному ведению работ на объектах теплоснабжения, требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных настоящим Федеральным законом, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также правилами по охране труда применительно к объектам теплоснабжения;

2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Организация и осуществление федерального государственного энергетического надзора регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 гожа № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (часть 4 ).

Аналогичные положения закреплены в пунктах 4 и 13 Положения о Федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1085.

Из приведенных правовых норм следует, что положения Федерального закона № 248-ФЗ применяются только к тем отношениям, которые составляют предмет федерального энергетического надзора.

При этом статьей 20 Федерального закона «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверке готовности к отопительному периоду подлежат:

1) муниципальные образования;

2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;

3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения (часть 1).

Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (часть 2).

Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей (часть 3).

Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (часть 4).

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (пункт 1).

Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (пункт 2).

Порядок проведения проверки регламентирован пунктами 5-12 раздела II данных Правил.

Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия) (пункт 5).

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду (пункт 7).

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения (пункт 8).

В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт (пункт 11).

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (пункт 12).

Из приведенных правовых норм следует, что проверка готовности муниципальных образований к отопительному сезону не относится к предмету государственного энергетического надзора, а осуществляется в порядке контроля за реализацией органом местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» и Правилами оценки готовности к отопительному периоду, в связи с чем к такой проверке положения Федерального закона № 248-ФЗ не применяются.

Таким образом, к отношениям сторон в части оспаривания акта комиссии, утвержденного приказом Сахалинского управления Ростехнадзора, досудебный порядок урегулирования спора, установленный Федеральным законом № 248-ФЗ, применению не подлежит.

Выводы суда первой инстанций о наличии оснований для оставления заявления администрации без рассмотрения основаны на неправильном толковании приведенного законодательства к установленным по данному делу фактам и противоречат задачам судопроизводства по обеспечению доступа к правосудию.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта и направлении дела на рассмотрение в суд первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение Южно-Сахалинского городского суда от 08 апреля 2022 года отменить, дело направить в Южно-Сахалинский городской суд для рассмотрения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья С.А. Лихачева