ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1441/20 от 01.06.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Свинкина М.Л.

№ 33а-1441/2020 (10RS0008-01-2020-000088-98)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.

судей Соляникова Р.В., Колбасовой Н.А.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17.02.2020 по административному делу (...)а-146/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Карелия об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что в мае 2012 г. по результатам розыгрыша, состоявшегося в магазине «Магнит», ФИО1 выиграла автомобиль CHERY А13 стоимостью (...) руб. и уплатила от стоимости выигрыша налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 35%. Из телевизионного выпуска новостей в 2020 г. ФИО1 узнала о том, что ставка налога на выигрыш в лотерею составляет 13%. Посчитав уплаченный за выигрыш автомобиля НДФЛ по ставке 35% излишним, ФИО1 обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ в размере (...) руб. в МИФНС России № 9 по Республике Карелия. ФИО1 просила суд обязать МИФНС России № 9 по Республике Карелия вернуть излишне уплаченную сумму налога на доходы физических лиц в размере (...) руб.

Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает на неверное толкование судом первой инстанции положений налогового законодательства. В обоснование жалобы указывает на то, что проводившийся розыгрыш автомобиля не относился к числу конкурсов, игр и других мероприятий в целях рекламы товаров, работ и услуг.

Административный истец в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков УФНС России по Республике Карелия и МИФНС России № 9 по Республике Карелия ФИО2 в заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.

Заслушав пояснения представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Главой 23 НК РФ установлен налог на доходы физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 224 НК РФ).

Абзац третий пункта 2 статьи 224 НК РФ предусматривает, что налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса.

Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно производят исчисление и уплату налога исходя из сумм таких выигрышей (подпункт 5 пункта 1, пункт 2 статьи 228 НК РФ).

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной магазином «Магнит» рекламной акции в 2012 г. ФИО1 стала обладателем приза в виде автомобиля CHERY А13 стоимостью (...) руб.

22.04.2013 ФИО1 подала налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2012г., исчислив налог от выигрыша автомобиля CHERY А13 стоимостью (...) руб. по ставке 35%, и произведя уплату налога 27.06.2013 в размере (...) руб. и 12.07.2013 – (...) руб. Уточненной налоговой декларации за 2012 г. ФИО1 не подавала.

14.01.2020 ФИО1 обратилась в МИФНС России № 9 по Республике Карелия за возвратом излишне уплаченного за 2012 г. НДФЛ в сумме (...)., указав на ошибочность исчисления налога от выигрыша по ставке 35% вместо необходимой ставки – 13%.

Сообщением от 14.01.2020 ФИО1 проинформирована МИФНС России № 9 по Республике Карелия об отказе в возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ в размере (...) руб. в связи с отсутствием переплаты по налогу.

Не согласившись с отказом в возврате суммы излишне уплаченного налога, 23.01.2020 ФИО1 обратилась в суд с административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из установленного факта отсутствия у налогоплательщика переплаты по НДФЛ за 2012 г.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (в редакции, действовавшей в 2012 г.) устанавливала, что лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

При этом согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержку интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, порядок налогообложения полученного приза зависит от того, в какой лотерее физическое лицо выиграло автомобиль.

Выигрыш в лотерее, основанной на риске, облагается по ставке 13%, выигрыш в стимулирующей лотерее, проведенной в рекламных целях, облагается налогом по ставке 35 процентов.

Из пояснений административного истца, имеющихся в материалах дела документах, следует, что автомобиль CHERY А13 стоимостью (...) руб. был разыгран в ходе проведения стимулирующей лотереи в рекламных целях, что в силу абзаца третьего пункта 2 статьи 224 НК РФ предусматривает начисление НДФЛ по ставке 35%.

Следовательно, ФИО1 налог с выигрыша в стимулирующей лотерее – автомобиля CHERY А13 правомерно исчислен из ставки 35%, переплаты по НДФЛ за 2012 г. не имеется.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 17.02.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи