ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14436/20 от 24.12.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ключникова И.А. адм.дело № 33А-14436/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.,

судей Неугодникова В.Н., Марковой Н.В.

при секретаре Моревой Н.П.

с участием прокурора Семдяновой Я.Ю,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2а-1930/2020 по апелляционному представлению прокурора Красноярского района Самарской области на решение Красноярского районного суда Самарской области от 17.11.2020 года, по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Каримова Исы Абдулаевича.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., прокурор аСемдяновой Я.Ю. поддержавшего апелляционное представление, объяснения Каримова И.А., чье участие в судебном заседании обеспечено посредством видео-конференц-связи, полагавшего апелляционное представление не подлежащего удовлетворению, судебная коллегия,

установила:

Начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Каримова И.А.

В обоснование иска указал, что Каримов И.А. осужден за совершение преступления при рецидиве, по ст. 314-1 ч.1 УК РФ, уклонение от административного надзора. В период отбывания в местах лишения свободы начало срока 15.09.2020 года конец срока 27 декабря 2020 года, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался. Характеризуется отрицательно, дисциплинарных взысканий и поощрений не имеет.

Просил суд установить в отношении Каримова И.А. административный надзор и административные ограничения: в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывание поднадзорного лица с 23.00 до 06.00, за исключением случаев, связанных с учебой или работой сроком до погашения судимости.

Решением Красноярского районного суда Самарской области от 17.11.2020 г. требования начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Самарской области удовлетворены частично. Установлен административный надзор сроком на 3 года, установлены административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Прокурор Красноярского района Самарской области в апелляционном представлении просит решение суда изменить, установив дополнительные административные ограничения в виде запрета покидать места жительства, либо пребывание поднадзорного лица с 23.00 до 06.00, за исключением случаев, связанных с учебой или работой, в остальной части решения суда оставить без изменения.

В соответствии со ст. 272 ч.7 КАС РФ административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Осужденный Каримов И.А. освобождается 27.12.2020 года, этапируется 25.12.2020 года, таким образом, 24.12.2020 года последний день, когда можно обеспечить ВКС с осужденным, сам Каримов И.А. выразил желание рассмотреть дело 24.12.2020 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнение Каримова И.А., не возразившего рассмотреть дело 24.12.2020 года, не поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Согласно ст.6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 3 указанного Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 и пункту 1 части 3 статьи 5 данного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

На основании ч.8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Каримов И.А. осужден 18 августа 2020 г. приговором Грозненского районного суда Чеченской Республики по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.

Указанным приговором в действиях Каримова И.А. установлен рецидив преступлений, что является основанием в соответствии со ст. 3 ч.2 п.2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" для назначения административного надзора.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Каримова И.А.

Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, в соответствии с ч 2 ст. 4 вышеуказанного Закона, установлено ограничение в виде явки 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.

Судебная коллегия считает, что срок административного надзора и один из видов административных ограничений, установленные в отношении Каримова И.А., определены в соответствии с положениями Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

В то же время, судебная коллегия полагает, что при определении ограничений и обязанностей при установлении административного надзора в отношении Каримова И.А., судом не в полной мере учтены обстоятельства совершения им преступления, а также оценены данные характеризующие личность осужденного и его поведение в период отбывания наказания.

Установление административных ограничений направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора.

Установление этого административного ограничения отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, в связи с эти судебная коллегия полагает, что необходимо изменить состоявшееся решение суда первой инстанции в части указания на дополнительное административное ограничение в виде запрета покидать места жительства, либо пребывания в период с 23.00 ч. до 06.00 час., за исключением связанных с учебой или работой

Вместе с тем, разрешая вопрос о видах административных ограничений, суду следовало руководствоваться разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которым выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.

В частности, с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, который согласно приговору Грозненского районного суда Чеченской Республики от 18.08.2020 года по ч.1 ст.314.1 УК РФ поднадзорный Каримов И.А. совершил самовольное оставление места жительства, в целях уклонении от административного надзора, в том числе в ночное время суток, суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения являющего местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток.

В нарушение положений действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд не определил время суток, в течение которое Каримову И.А. запрещено пребывание вне жилого или иного помещения являющего его местом жительства либо пребывания.

Судебная коллегия полагает необходимым время суток, в течение которого Каримову И.А. запрещено пребывание вне жилого или иного помещения являющего его местом жительства либо пребывания определить с 23 часов до 06 часов следующих суток, за исключением случаев, связанных с учебой или работой.

При таких обстоятельствах решение подлежит изменению в указанной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Красноярского районного суда Самарской области от 17 ноября 2020 г. изменить.

Установить в отношении Каримова Исы Абдулаевича, 23 декабря 1970 года рождения дополнительное административное ограничение в виде запрета покидать место жительство, либо пребывания в период с 23.00 до 06.00 часов, за исключением случаев, связанных с учебой или работой.

В остальной части решения оставить без изменения.

Апелляционное представление прокурора Красноярского района Самаркой области удовлетворить.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский районный суд Самарской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено 24 декабря 2020 г.

Председательствующий –

Судьи –