ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14460/2021А-21А от 25.11.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья - Кулага С.В. Дело 33а-14460/2021 А-21а

84RS0002-01-2018-000070-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2021 годаКрасноярский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Данцевой Т.Н.,

рассмотрев материал, выделенный из административного дела по административному иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Караул по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка ее деятельности, возложении обязанности

по частной жалобе представителя администрации сельского поселения Караул - ФИО1

на определение Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 12 октября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления администрации сельского поселения Караул об отсрочке исполнения в части решения Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 16.10.2018 года по административному делу № 2а-47/2018 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Караул по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка ее деятельности, об обязании администрации сельского поселения Караул в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка ее деятельности, обязании администрации сельского поселения Караул в течении одного месяца с момента вступления в силу решения суда привести в соответствие с требованиями санитарного законодательства места захоронений, - отказать»,

УСТАНОВИЛ:

Вступившим в законную силу решением Усть-Енисейского районного суда от 16 октября 2018 года признано незаконным бездействие администрации сельского поселения Караул по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка ее деятельности, а именно: нормативных правовых актов, регламентирующие порядок расходования бюджетных средств на ритуальные услуги, стоимости предоставляемых услуг по погребению, в том числе в части получения согласований отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов, регламентирующих: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На администрацию сельского поселения Караул возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка ее деятельности, а именно - нормативных правовых актов, регламентирующие порядок расходования бюджетных средств на ритуальные услуги, стоимости предоставляемых услуг по погребению, в том числе в части получения согласований отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов, регламентирующих: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Также на указанный орган местного самоуправления возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда привести в соответствие с требованиями санитарного законодательства места захоронений в п. Бакаловске, п. Воронцово, с. Караул, п. Тухард, п. Носок.

Администрации сельского поселения Караул обратилась в суд с заявлением о предоставлении до 20 сентября 2022 года отсрочки исполнения названного решения в части принятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, порядка ее деятельности, а именно - нормативных правовых актов, регламентирующие порядок расходования бюджетных средств на ритуальные услуги, стоимости предоставляемых услуг по погребению, в том числе в части получения согласований отделений Пенсионного фонда Российской Феде-рации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов, регламентирующих: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом),

В обоснование своих требований сослалась на то, что судебный акт в указанной части в установленный судом срок не может быть исполнен, поскольку для придания учреждению статуса специализированной организации необходимо издать соответствующий правовой акт. Для определения порядка расходования бюджетных средств на ритуальные услуг; стоимости предоставляемых услуг по погребению требуется разграничить сферу действия, компетенцию органов местного самоуправления. В настоящее время администрацией сельского поселения Караул разработан проект решения Караульского сельского Совета депутатов «Об утверждении Положения об организации содержания мест погребения, порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и организации ритуальных услуг на территории сельского поселения Караул Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края», который направлен на рассмотрение представительного органа. После получения согласований, будет проводиться разработка и утверждение правовых актов, регламентирующих порядок расходования бюджетных средств на оформление документов, предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозку тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) и погребение (кремацию с последующей выдачей урны с прахом). На осуществление намеченных мероприятий может быть затрачено значительное время.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе представитель администрации сельского поселения Караул - ФИО1 ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного. Полагает, что что судом сделан необоснованный вывод об отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих в настоящее время исполнению решения суда.

В соответствии с ч.ч. 2, 2.1 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется судьями соответствующих судов единолично по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.

Как усматривается из представленных материалов, решение Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 16 октября 2018 года, вступившее в законную силу 19 ноября 2018 года, по состоянию на 12 октября 2021 года исполнено администрацией сельского поселения Караул лишь в части внесения изменений в Устав МКУ «Центр по обеспечению хозяйственного обслуживания» о наделении его правом оказывать ритуальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда. Суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств дела, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

Таким образом, по смыслу закона, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. При этом при рассмотрении подобных требований судом должны соблюдаться принципы адекватности принимаемых мер, сохранения равновесия между интересами должника и взыскателя и недопустимости ущемления прав одного в пользу другого.

Отказывая в удовлетворении предъявленного заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законные основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда отсутствуют. Достоверных доказательств, с достаточной полнотой свидетельствующих об отсутствии у обозначенного органа местного самоуправления возможности своевременно выполнить возложенные на него обязанности, должником не представлено. Выдвинутые им в рамках аргументации своей позиции доводы (необходимость предоставления дополнительного времени в связи с направлением проекта решения Караульского сельского Совета депутатов на рассмотрение представительного органа поселения с последующим утверждением объема финансирования для содержания кладбищ; утверждением стоимости гарантированного перечня услуг по погребению) в качестве таковых расценены быть не могут, учитывая и то обстоятельство, что с даты вынесения решения прошло более трех лет.

При таких обстоятельствах несостоятельны ссылки в частной жалобе на наличие объективных и непреодолимых препятствий для исполнения судебного постановления. Долговременность проведения запланированных органом местного самоуправления мероприятий не может быть признана исключительным обстоятельством, препятствующим исполнить решение суда.

Доводы жалобы о наличии неустранимых обстоятельств выводов суда об отсутствии исключительных оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта не опровергают.

Дальнейшее неисполнение решения суда по указанным должником основаниям повлечет необоснованное затягивание исполнения вступившего в законную силу судебного постановления и будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства, требованиям о необходимости соблюдения требований об исполнении судебных актов в разумные сроки.

При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Усть-Енисейского районного суда Красноярского края от 12 октября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу представителя администрации сельского поселения Караул - ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.

Судья Т.Н.Данцева