ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-144/19 от 16.01.2019 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Волынская Н.В.

стр. 021а г/п 00 руб.

Докладчик Пыжова И.А.

Дело №33а-144/2019

16 января 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Брагина А.А.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 16 января 2019 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 2 октября 2018 года, постановлено:

«административное исковое заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район», возложении обязанности по обеспечению разработки и утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Архангельской области проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в срок до 31 декабря 2021 года обеспечить разработку и утверждение в уполномоченном органе исполнительной власти Архангельской области проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения: Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, Няндомский район, ж/д ст. Бурачиха, пер. Центральный, строение 9; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, мкр. Каргополь-2, ул. Школьная д. 2б; Здание с артскважиной и водонапорной башней, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Садовая, д. 19, строение 1; Здание с артскважиной и водонапорной башней, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Труда, д. 11, строение 3; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Загородная, д. 17б; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Свободы, д. 51б; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Сосновая, д. 29; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Советская, д. 4б; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Сосновая, д. 27; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Индустриальная, д. 4к; Здание с артскважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, пер. Свободы, д. 50; Скважина № 1, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Московская, д. 6б, строение 1; Скважина № 2, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Московская, д. 6б, строение 2; Скважина № 3, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Московская, д. 6б, строение 3; Артезианская скважина № 5, в 490 м. юго-восточнее южного переезда, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 2, в 40 м. южнее д. 51 по ул. Ленина, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 8, в 125 м. южнее д. 34 по ул. Фадеева, г. Няндома, Архангельская; Артезианская скважина № 7, в 20 м. южнее д. 12 по ул. Южная, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 439, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Ушакова, сооружение 2а; Артезианская скважина № 590, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Заводская, сооружение 13б; Водонапорная башня с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. П. Морозова, сооружение 7б; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Первомайская, сооружение 2б; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Первомайская, сооружение 4б; Артезианская скважина № 417, адрес: Архангельская область, Няндомский район, л/пос. Тарза, ул. Строителей, сооружение 5; Артезианская скважина № 415, адрес: Архангельская область, Няндомский район, л/пос. Тарза, ул. Школьная, сооружение 42; Артезианская скважина № 840, адрес: Архангельская область, Няндомский район л/пос. Лепша-Новый, ул. Строительная, сооружение 8а; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Трубная, сооружение 18а; Артезианская скважина № 102, адрес: Архангельская область, Няндомский район, ж/д ст. Лельма, ул. Лесная, сооружение 2а; Артезианская скважина № 73, адрес: Архангельская область, Няндомский район, ст. Шожма, ул. Железнодорожная, сооружение 1а».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению разработки и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомский муниципальный район», возложении обязанности по обеспечению разработки и утверждению в уполномоченном органе исполнительной власти Архангельской области проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района выявлено бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение проектов зон санитарной охраны объектов – источников водоснабжения, расположенных на территории Няндомского района, эксплуатируемых ООО «Грата» и МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское». Администрация МО «Няндомский муниципальный район» осуществляет полномочия собственника в отношении 47 источников водоснабжения на территории МО «Няндомское» и МО «Шалакушское». Отсутствие утвержденных проектов и установленных границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на территории МО «Няндомский муниципальный район» создает угрозу загрязнения и повреждения места водозабора и водозаборных сооружений, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Вследствие бездействия ответчика не проводится необходимый комплекс мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зон санитарной охраны, а также мероприятия по предупреждению загрязнения источников водоснабжения, определению режима хозяйственного использования территории зон санитарной охраны.

С учетом отказа от исковых требований в части и уточнения требований прокурор просил признать бездействие администрации МО «Няндомский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных на территории МО «Няндомский муниципальный район», незаконным. Обязать администрацию МО «Няндомский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку и утверждение в уполномоченном органе исполнительной власти Архангельской области проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения: Здание с артезианской скважиной строение 9, пер. Центральный, ст. Бурачиха, Няндомский район, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 2б, ул. Школьная, мкр. Каргополь-2, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной строение 1, д. 19, ул. Садовая, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной строение 3, д. 11, ул. Труда, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 17б, ул. Загородная, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 51б, ул. Свободы, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 29, ул. Сосновая, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 4б, ул. Советская, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 27, ул. Сосновая, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 4к, ул. Индустриальная, г. Няндома, Архангельская область; Здание с артезианской скважиной д. 50, пер. Свободы, г. Няндома, Архангельская область; Скважина № 1 строение 1, д. 6б, ул. Московская, г. Няндома, Архангельская область; Скважина № 2 строение 2, д. 6б, ул. Московская, г. Няндома, Архангельская область; Скважина № 3 строение 3, д. 6б, ул. Московская, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 5, в 490 м. юго-восточнее южного переезда, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 2, в 40 м. южнее д. 51 по ул. Ленина, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 8, в 125 м. южнее д. 34 по ул. Фадеева, г. Няндома, Архангельская; Артезианская скважина № 7, в 20 м. южнее д. 12 по ул. Южная, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 439, сооружение 2а, ул. Ушакова, п. Шалакуша, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина № 590, сооружение 13б, ул. Заводская, п. Шалакуша, Няндомский район, Архангельская область; Водонапорная башня с артезианской скважиной сооружение 7б, ул. П. Морозова, п. Шалакуша, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина сооружение 2б, ул. Первомайская, п. Шалакуша, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина сооружение 4б, ул. Первомайская, п. Шалакуша, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина № 417, сооружение 5, ул. Строителей, п. Тарза, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина № 415, сооружение 42, ул. Школьная, п. Тарза, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина № 840, сооружение 8а, ул. Строительная, п. Лепша-Новый, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина, сооружение 18а, ул. Трубная, п. Шалакуша, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина № 102, сооружение 2а, ул. Лесная, ст. Лельма, Няндомский район, Архангельская область; Артезианская скважина № 73, сооружение 1а, ул. Железнодорожная, ст. Шожма, Няндомский район, Архангельская область.

И.о. заместителя прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. в судебном заседании доводы и требования административного искового заявления с учетом уточнения требований поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Холматова С.С. в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что администрация МО «Няндомский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком пор делу, поскольку часть объектов эксплуатируется ООО «Грата» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией МО «Няндомский муниципальный район» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Няндомский муниципальный район». По условиям данного соглашения концессионер обязан за свой счет выполнить реконструкцию муниципального имущества, а именно провести мероприятия по модернизации и техническому перевооружению сетей водоснабжения и водоотведения, их эксплуатации и обслуживания, а также мероприятия по переустройству объекта концессионного соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. При заключении соглашения ООО «Грата» было известно о необходимости разработки проектов зон санитарной охраны. Остальная часть объектов эксплуатируется МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское» на праве хозяйственного ведения. Таким образом, ООО «Грата» и МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское» являются эксплуатирующими организациями и согласно п.1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 обязаны исполнять требования указанных санитарных правил и требований природоохранного законодательства, соответственно, на них лежит обязанность по обеспечению разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения. Утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Архангельской области отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Представитель заинтересованного лица ООО «Грата» Новрузова А.М. в судебном заседании административные исковые требования прокурора поддержала. Пояснила, что на администрации МО «Няндомский муниципальный район» как на собственнике источников водоснабжения лежит обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны. Концессионным соглашением от 27 ноября 2017 года на ООО «Грата» не возложена такая обязанность. Кроме того, в настоящее время в Арбитражном суде Архангельской области рассматривается дело о признании данного концессионного соглашения незаключенным, поэтому не исключено, что данные объекты будут переданы в эксплуатацию иному лицу.

Представитель заинтересованного лица МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское» в судебное заседание не явился. Согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание также не явился. В телефонограмме просил рассмотреть дело в свое отсутствие, требования прокурора поддержал.

Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 02 октября 2018 года производство по настоящему делу прекращено в части требований о возложении на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» обязанности обеспечить разработку и утверждение в уполномоченном органе исполнительной власти Архангельской области проектов зон санитарной охраны ряда источников водоснабжения, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о том же предмете по тем же основаниям, а также в связи с отсутствием сведений о регистрации объекта – здания с артезианской скважиной д.51 по ул Свободы в г.Няндома.

Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация муниципального образования «Няндомский муниципальный район». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в отзыве на административное исковое заявление. Кроме того, указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Считает, что надлежащими административными ответчиками по делу являются ООО «Грата» и МУЛ «ШЛИТ» МО «Шалакушское». Указывает, что ООО «Грата» и МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское» являются эксплуатирующими организациями и согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 обязаны исполнять требования указанных санитарных правил и требований природоохранного законодательства. Отмечает, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению и установлению зоны санитарной охраны водных объектов.

В суде апелляционной инстанции прокурор Малыщев Я.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, указав на законность постановленного по делу решения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Малышева Я.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что администрация МО «Няндомский муниципальный район» осуществляет полномочия собственника источников водоснабжения, в отношении которых заявлены административные исковые требования, в частности: Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, Няндомский район, ж/д ст. Бурачиха, пер. Центральный, строение 9; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, мкр. Каргополь-2, ул. Школьная д. 2б; Здание с артезианской скважиной и водонапорной башней, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Садовая, д. 19, строение 1; Здание с артезианской скважиной и водонапорной башней, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Труда, д. 11, строение 3; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Загородная, д. 17б; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Свободы, д. 51б; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Сосновая, д. 29; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Советская, д. 4б; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Сосновая, д. 27; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Индустриальная, д. 4к; Здание с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, г. Няндома, пер. Свободы, д. 50; Скважина № 1, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Московская, д. 6б, строение 1; Скважина № 2, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Московская, д. 6б, строение 2; Скважина № 3, адрес: Архангельская область, г. Няндома, ул. Московская, д. 6б, строение 3; Артезианская скважина № 5, в 490 м. юго-восточнее южного переезда, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 2, в 40 м. южнее д. 51 по ул. Ленина, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 8, в 125 м. южнее д. 34 по ул. Фадеева, г. Няндома, Архангельская; Артезианская скважина № 7, в 20 м. южнее д. 12 по ул. Южная, г. Няндома, Архангельская область; Артезианская скважина № 439, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Ушакова, сооружение 2а; Артезианская скважина № 590, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Заводская, сооружение 13б; Водонапорная башня с артезианской скважиной, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. П. Морозова, сооружение 7б; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Первомайская, сооружение 2б; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Первомайская, сооружение 4б; Артезианская скважина № 417, адрес: Архангельская область, Няндомский район, л/пос. Тарза, ул. Строителей, сооружение 5; Артезианская скважина № 415, адрес: Архангельская область, Няндомский район, л/пос. Тарза, ул. Школьная, сооружение 42; Артезианская скважина № 840, адрес: Архангельская область, Няндомский район л/пос. Лепша-Новый, ул. Строительная, сооружение 8а; Артезианская скважина, адрес: Архангельская область, Няндомский район, п. Шалакуша, ул. Трубная, сооружение 18а; Артезианская скважина № 102, адрес: Архангельская область, Няндомский район, ж/д ст. Лельма, ул. Лесная, сооружение 2а; Артезианская скважина № 73, адрес: Архангельская область, Няндомский район, ст. Шожма, ул. Железнодорожная, сооружение 1а.

Факт нахождения в собственности МО «Няндомский муниципальный район» данных источников водоснабжения с указанными наименованиями и по указанным адресам подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН, реестром муниципального имущества и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Указанные объекты находятся в эксплуатации ООО «Грата» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское» на основании распоряжения администрации МО «Шалакушское» от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом первой инстанции также установлено, что до настоящего времени административным ответчиком не обеспечена разработка и утверждение зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Прокурор, считая, что со стороны администрации МО «Няндомский муниципальный район» допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по обеспечению разработки и утверждения проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район», в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, благоприятные и безопасные условия проживания, обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 27, 43, ч.1 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации, п.п. 3, 9 ч.1 ст.15, п.4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, ч.1.1. ст.6 Устава МО «Няндомский муниципальный район» и исходил из того, что администрация МО «Няндомский муниципальный район», как орган местного самоуправления, к полномочиям которого относится решение вопросов организации водоснабжения населения в границах района, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, обязана обеспечить разработку и утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, исследованных доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно п.4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с ч.1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».

Пунктом 1.4 раздела 1 СанПиН 2.1.41110-02 установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5 раздела 1).

Пункт 1.6 раздела 1 СанПиН 2.1.41110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.41110-02).

Согласно ч. 1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Вместе с тем в настоящее время такое Положение Правительством РФ не принято.

Согласно ч.16 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

В силу п. 6 ст. 106 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Пунктом 11 ст.106 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что подготовка предусмотренных пунктом 10 ст.106 ЗК РФ сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории должна обеспечиваться фактическими владельцами спорных объектов, принимая во внимание, что законность передачи ряда спорных объектов по концессионному соглашению ООО «Грата» оспаривается в судебном порядке, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и направлению их для утверждения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта лежит на органе местного самоуправления – администрации МО «Няндомский муниципальный район».

Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по утверждению и установлению зоны санитарной охраны водных объектов, являются необоснованными.

Исходя из положений ст.18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.1, пп.60 п.8 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 марта 2014 года N 92-пп, к компетенции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере водных отношений, а также в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, то есть к компетенции Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области относится установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Вместе с тем совокупный анализ вышеприведенных норм права, а также положений пунктов 1, 4, 14 административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Архангельской области, утвержденного постановлением Минлеспрома Архангельской области от 02.04.2012 N 7п, позволяет сделать вывод о том, что разработка проектов зон санитарной охраны водных объектов осуществляется непосредственно собственниками и иными пользователями таких объектов. Подготовленные проекты передаются для утверждения в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

Таким образом, решение суда о возложении на администрацию МО «Няндомский муниципальный район» обязанности обеспечить разработку и утверждение в уполномоченном органе исполнительной власти Архангельской области проектов зон санитарной охраны указанных источников водоснабжения полностью соответствует действующему в рассматриваемой сфере законодательству.

Оснований для возложения данной обязанности на иное лицо, в частности ООО «Грата» и МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское», не имеется.

В целом доводы апелляционной жалобы на законность постановленного судом решения не влияют, сводятся к неправильному пониманию норм материального права.

Определенный судом срок для исполнения возложенной обязанности является разумным, установленным судом первой инстанции с учетом особой социальной значимости нарушенного права неопределенного круга лиц, а также характера, объема и сложности подлежащих выполнению мероприятий.

Таким образом, судом первой инстанции по настоящему делу правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Няндомского районного суда Архангельской области от 2 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» – без удовлетворения.

Председательствующий

А.А. Брагин

Судьи

И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь