Судья Рудопас Л.В. Дело № 33а-1451/2017
Докладчик Качура И.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2017 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Качура И.О., Лихачевой С.А.,
при секретаре Н.Ю.В. ,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования о признании незаконным бездействия по неоформлению права собственности на автомобильные дороги с. Чехов и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Холмский городской округ» на решение Холмского городского суда от 30 ноября 2016 года, которым признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмский городской округ» по неоформлению права собственности на автомобильные дороги с.Чехов: от перекрестка ул.Северная до перекрестка ул.Рабочий поселок (реестровый номер №), ул.Северная (реестровый номер №), Полевая (реестровый номер №), ФИО1 (реестровый номер №), Западная (реестровый номер №), Школьная (реестровый номер №), ФИО2 (реестровый номер №), Речная (реестровый номер №), Московская (реестровый номер №), Мостовая (реестровый номер №), Фабричная (реестровый номер №), Милицейская (реестровый номер №), Пограничников (реестровый номер №), Рабочий поселок (реестровый номер №), Вокзальная (реестровый номер №), Южная (реестровый номер №), Восточная (реестровый номер №), Победы (реестровый номер №), Комсомольская (реестровый номер №), Луговая (реестровый номер №), Первомайская (реестровый номер №), Базарная (реестровый номер №), Парковая (реестровый номер №), Аптекарская (реестровый номер №), Ленина (реестровый номер №), переулок Лазо (реестровый номер №).
На администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2017 года оформить право собственности на указанные автомобильные дороги, учтенные в реестре муниципальной собственности.
Изучив представленные материалы, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения прокурора Ч.А.С. , полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
21 сентября 2016 года Холмский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» об оспаривании незаконного бездействия по неоформлению в собственность автомобильных дорог местного значения с.Чехов: от перекрестка ул.Северная до перекрестка ул.Рабочий поселок (реестровый номер №), ул.Северная (реестровый номер №), Полевая (реестровый номер №), ФИО1 (реестровый номер №), Западная (реестровый номер №), Школьная (реестровый номер 3862), ФИО2 (реестровый номер №), Речная (реестровый номер №), Московская (реестровый номер №), Мостовая (реестровый номер №), Фабричная (реестровый номер №), Милицейская (реестровый номер №), Пограничников (реестровый номер №), Рабочий поселок (реестровый номер №), Вокзальная (реестровый номер №), Южная (реестровый номер №), Восточная (реестровый номер №), Победы (реестровый номер №), Комсомольская (реестровый номер №), Луговая (реестровый номер №), Первомайская (реестровый номер №), Базарная (реестровый номер №), Парковая (реестровый номер №), Аптекарская (реестровый номер №), Ленина (реестровый номер №), переулок Лазо (реестровый номер №).
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что неоформление права собственности на данные автомобильные дороги не позволяют органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Полагает, что отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, так как автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут остаться без надлежащего обслуживания и ремонта.
С учетом изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие по неоформлению права собственности на указанные автомобильные дороги и возложить обязанность на орган местного самоуправления в срок до 31 декабря 2017 года оформить право собственности на них.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ».
В судебном заседании прокурор К.И.В. заявленные требования поддержал, представитель администрации муниципального образования «Холмский городской округ» Д.К.Д. в удовлетворении административного иска просила отказать. Представитель Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Судом вынесено приведенное выше решение, на которое администрацией муниципального образования «Холмский городской округ» подана апелляционная жалоба. Указывают на исполнение администрацией обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения посредством заключения соответствующих муниципальных контрактов по содержанию улично-дорожной сети, а также принятие муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Холмский городской округ» на 2016-2020 годы». Считают, что судом не учтено применение метода программно-целевого управления при реализации государственных (муниципальных) программ. Ссылаются на непредоставление прокурором доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, связанных с отсутствием зарегистрированного права собственности на автомобильные дороги.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
На основании пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Положениями статей 2 и 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшей до 01 января 2017 года) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Системное толкование приведенных положений федерального законодательства указывает на наличие у администрации муниципального образования «Холмский городской округ» обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования, поскольку неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства Российской Федерации.
Кроме того, содержание части 3 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ и статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывают на то, что оформление права собственности органа в отношении автомобильных дорог местного значения влияет на бюджетную обеспеченность и эффективное финансирование в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, на затраты, связанные с капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Судом установлено, что в отношении автомобильных дорог с.Чехов: от перекрестка ул.Северная до перекрестка ул.Рабочий поселок (реестровый номер №), ул.Северная (реестровый номер №), Полевая (реестровый номер №), ФИО1 (реестровый номер №), Западная (реестровый номер №), Школьная (реестровый номер №), ФИО2 (реестровый номер №), Речная (реестровый номер №), Московская (реестровый номер № Мостовая (реестровый номер №), Фабричная (реестровый номер №), Милицейская (реестровый номер №), Пограничников (реестровый номер №), Рабочий поселок (реестровый номер №), Вокзальная (реестровый номер №), Южная (реестровый номер №), Восточная (реестровый номер №), Победы (реестровый номер №), Комсомольская (реестровый номер №), Луговая (реестровый номер №), Первомайская (реестровый номер №), Базарная (реестровый номер №), Парковая (реестровый номер №), Аптекарская (реестровый номер №), Ленина (реестровый номер №), переулок Лазо (реестровый номер №) право собственности в установленном законом порядке органом местного самоуправления не зарегистрировано.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у администрации муниципального образования «Холмский городской округ» в силу закона обязанности зарегистрировать право собственности на указанные объекты, а ввиду отсутствия таковой, обоснованно возложил ее исполнение на орган местного самоуправления в рамках реализации части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше требований закона, а также препятствует осуществлять государственный контроль за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требования – приведению в надлежащее состояние, в связи с чем оспариваемое прокурором бездействие администрации Холмского городского округа нарушает права неопределенного круга лиц и свидетельствует о наличии у прокурора предусмотренных частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочий для обращения в суд.
Решением суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Холмского городского суда от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Холмский городской округ», - без удовлетворения.
Председательствующий Усольцева И.В.
Судьи Качура И.О.
Лихачева С.А.