ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1454/2022 от 15.06.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 33а-1454/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курган 15 июня 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Арзина И.В.

судей Волосникова С.В., Варлакова В.В.

при секретаре Русских Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 февраля 2022 г. по административному делу № 2а-2106/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Волосникова С.В., объяснения представителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сивковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» (далее – ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям», Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) о возложении обязанности исключить из реестра сведения об Учреждении как о юридическом лице, ответственном за указанный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование требований указано, что 1 сентября 2021 г. Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения. Данным постановлением установлено, что на основании заявки ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» от 22 ноября 2017 г. объект негативного воздействия на окружающую среду – <...> имеющий 4 стационарных источника выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферу: <...>, <...>, <...>, <...>, категория риска – умеренная, место нахождения: <адрес>, поставлен на государственный учет в качестве источника негативного воздействия на окружающую среду. 1 сентября 2021 г. ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» обратилось в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об исключении из реестра сведений об Учреждении как о юридическом лице, ответственном за указанный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Письмом от 21 сентября 2021 г. в удовлетворении указанного заявления отказано. Ссылаясь на то, что хозяйственной или иной деятельности на указанном объекте ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» не осуществляет, данный объект находится в ведении <...>, заявка на постановку на государственный учет в качестве источника негативного воздействия на окружающую среду вышеуказанного объекта недвижимости подавалась <...>, считает постановку на учет и закрепление указанного объекта за Учреждением незаконным, ответ от 21 сентября 2021 г. – нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Определениями судьи Курганского городского суда Курганской области от 18, 26 января 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <...>, Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Указывает, что судом не приняты во внимание доводы административного истца о том, что хозяйственную или иную деятельность на указанном объекте Учреждение не осуществляет, данный объект находится в ведении <...>, которая обособленным (структурным) подразделением Учреждения не является, ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» не обращалось в Управление Росприроднадзора по поводу постановки вышеуказанного объекта на учет, свидетельство о постановке на учет данного объекта Учреждению не выдавалось. Обращает внимание, что заявка о постановке на учет подана представителем <...>

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Сивкова С.В. против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежаще, что подтверждается телефонограммами.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, и не сообщивших суду об уважительности причин своей неявки.

Заслушав пояснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1); порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 10).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 28 Правил изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 33 Правил для исключения объекта из государственного реестра юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют копию акта о консервации, ликвидации объекта в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту его постановки на учет.

Статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1).

В соответствии с пунктом 11 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 12 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) от 6 февраля 2020 г. № 104 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (далее – Административный регламент), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов Росприроднадзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым полномочия по предоставлению государственной услуги переданы на основании соглашений в соответствии со статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно пункту 18 Административного регламента для снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета заявитель направляет заявление о предоставлении сведений и документов о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, для снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета и документы, подтверждающие необходимость снятия объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета, в тот территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти, в котором указанный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, поставлен на государственный учет.

Документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

Согласно пункту 83 Административного регламента основаниями для отказа в снятии объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с государственного учета являются:

а) установление факта представления информации лицами, не являющимися заявителями в соответствии с положениями Административного регламента;

б) представление документов, оформленных с нарушением требований пункта 18 Административного регламента;

в) представление заявления и документов, содержащих неполную, недостоверную и (или) искаженную информацию, необходимую для предоставления государственной услуги.

Как следует из материалов административного дела, 23 ноября 2017 г. ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» обратилось в Управление Росприроднадзора по Курганской области с заявкой о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – <...>, место нахождения объекта: <адрес>, на государственный учет.

По результатам рассмотрения заявки 7 декабря 2017 г. ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» выдано свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, , подтверждающее постановку на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта – <...> и присвоение ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – <...> и <...> категории негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, заместителя руководителя – начальника отдела государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами по Курганской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 1 сентября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2021 г., ООО «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

7 сентября 2021 г. Учреждение обратилось в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением о снятии с государственного учета вышеуказанного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Письмом от 21 сентября 2021 г. Учреждению разъяснено, что, исходя из представленной в письме информации, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, с кодом <...>, расположенный <адрес>, поставленный на учет ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» в настоящее время не ликвидирован, является действующим и эксплуатируется <...>, в связи с чем, в данном случае юридическому лицу, осуществляющему деятельность на объекте, необходимо подать заявление об актуализации учетных сведений.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что у административного ответчика не имелось правовых оснований для снятия с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, по делу не установлена совокупность предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимых условий для его удовлетворения, в том числе, несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением прав либо свобод административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно установил фактические обстоятельства дела и применил нормы закона, регулирующего спорные правоотношения, решение суда является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется учет лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 11 Устава ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям», утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 23 августа 2019 г. № 1791 (далее – Устав) предметом и целями деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере государственной, финансовой и налоговой политики в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществление финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Челябинской, Тюменской и Курганской областей, а также за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Устава для достижения целей, указанных в пункте 11 настоящего Устава, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет, в том числе, такие основные виды деятельности, как:

- составление, подписание и представление отчетности в государственные внебюджетные фонды за Учреждение в соответствии с установленными полномочиями за обслуживаемые воинские части (учреждения);

- осуществление функций администратора доходов бюджетов в отношении закрепленных за Учреждением источников доходов бюджетов, поступающих в результате осуществления обслуживаемыми воинскими частями (учреждениями) приносящей доход деятельности, виды которой отражены в их учредительных документах;

- составление и представление в установленном порядке бюджетной, налоговой, статистической и иной финансовой информации за Учреждение и обслуживаемые воинские части (учреждения);

- финансово-экономическое сопровождение организационно-штатных мероприятий, проводимых в воинских частях (учреждениях), состоящих на финансовом обеспечении в Учреждении.

Как усматривается из материалов дела, <...> самостоятельным юридическим лицом не является, не имеет лицевых счетов и находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям», в обязанности которого входит осуществление финансово-экономического обеспечения указанной воинской части.

Таким образом, лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду является ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям».

С учетом изложенного, оснований для признания незаконными действий административного ответчика по постановке на учет и закреплению за Учреждением указанного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не имеется.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что, заявляя требование о признании незаконным действий административного ответчика по постановке на учет и закрепление вышеуказанного объекта за Учреждением, административный истец фактически ставит под сомнение обстоятельства, установленные по делу об административном правонарушении, что недопустимо при разрешении административного дела.

Из решения судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 23 ноября 2021 г. видно, что доводы Учреждения были предметом проверки и оценки судьи при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 1 сентября 2021 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФКУ «ОФО МО РФ по Челябинской, Тюменской и Курганской областям».

Основанием привлечения к административной ответственности явилось именно то, что Учреждение, обязанное в силу действующего законодательства представить в Управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду по объекту – <...>, находящемуся в его ведении, в срок до 10 марта 2021 г. декларацию за 2020 г. не представило.

С учетом вышеизложенного, ссылка апелляционной жалобы на то, что Учреждение хозяйственной или иной деятельности на вышеуказанном объекте не осуществляет, с заявкой о постановке его на учет не обращалось, судебной коллегией отклоняются.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Челябинской, Тюменской и Курганской областям» – без удовлетворения.

Судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Курганский городской суд Курганской области.

В полном объеме апелляционное определение изготовлено 29 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи