Судья Фомушина М.А. Дело 33а-72/2022
УИД 24RS0040-01-2021-002652-76
А-3.022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко Е.А.
судей Ковалевой Т.В., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Норильска Красноярского края в защиту неопределенного круга лиц к Администрации г. Норильска Красноярского края об оспаривании подпункта «е» пункта 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений маневренного фонда муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска 12 марта 2013 года № 82,
по апелляционной жалобе заместителя прокурора г. Норильска Красноярского края Сагалакова Е.С.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 июля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Норильска Красноярского края Большунов В.А. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что постановлением Администрации г. Норильска 12 марта 2013 года № 82 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений маневренного фонда муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск. Постановлением Администрации г. Норильска от 7 апреля 2021 года № 137 в Административный регламент были внесены изменения, пункт 1.2 дополнен подпунктом «е», который не соответствует требованиям ст. 95 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ, поскольку отдельные категории граждан лишены гарантий предоставления им жилых помещений маневренного фонда. Муниципальная услуга по предоставлению жилых помещений маневренного фонда оказывается лишь в случае, если жилое помещение заявителя, принадлежащее на праве собственности или занимаемое по договору социального найма, договору найма служебного жилого помещения, стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из-за такой конструкции подпункта «е» пункта 1.2 Административного регламента на территории МО г. Норильск указанной услуги лишаются лица, проживающие в общежитии, а также занимающие жилые помещения по договору коммерческого найма, что содержит коррупциогенный фактор выборочного изменения объема прав граждан по усмотрению органов местного самоуправления, предусмотренный пп.в п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96. Администрация города вышла за рамки своих полномочий. Главе города Норильска были направлены прокурором замечания к проекту постановления, но они не были учтены.
Прокурор г. Норильска Красноярского края просил:
- признать не соответствующим требованиям пункта 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации подпункт «е» пункта 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений маневренного фонда муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска 12 марта 2013 года № 82,
- обязать административного ответчика в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу привести подпункт «е» пункта 1.2 указанного Административного регламента в соответствие с требованиями пункта 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заместитель прокурора г. Норильска Красноярского края Сагалаков Е.С. просил отменить решение, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, которым суд первой инстанции не дал должной оценки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО1 просила оставить без изменения решение суда первой инстанции, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Заслушав мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Смирновой Я.Е., просившей об удовлетворении апелляционной жалобы, представителя Администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности ФИО2, согласившегося с решением суда, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что итоговое постановление необходимо оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
- 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
-2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
-3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
- 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии со статьей 683 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет. Если в договоре срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (пункт 1). К договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 677, статьями 680, 684 - 686, абзацем четвертым пункта 2 статьи 687 Кодекса, если договором не предусмотрено иное (пункт 2).
Договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния (абзац 1 пункта 3 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12 марта 2013 года Администрацией города Норильска Красноярского края принято постановление № 82, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению жилых помещений маневренного фонда муниципального жилищного фонда муниципального образования город Норильск.
Постановлением Администрации города Норильска от 07 апреля 2021 года № 137 в постановление Администрации города Норильска от 12 марта 2013 года № 82 внесены изменения.
Подпункт «е» пункта 1.2 указанного Административного регламента (в редакции постановления № 137 от 07 апреля 2021 года) предусматривает, что муниципальная услуга по предоставлению жилых помещений маневренного фонда оказывается в случае, если жилое помещение заявителя, принадлежащее на праве собственности или занимаемое по договору социального найма, договору найма служебного жилого помещения, стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в случае признания многоквартирного дома непригодным для проживания из-за признания аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции гражданам, занимающим жилые помещения на основании договора коммерческого найма и на основании договора найма жилого помещения в общежитии не предоставляются жилые помещения маневренного фонда в порядке пункта 3.1 ст.95 ЖК РФ.
Суд принял во внимание то, что договор коммерческого найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния (абзац 1 пункта 3 статьи 687 Гражданского кодекса Российской Федерации). Положения пункта 1 статьи 88, части 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении нанимателя и членов его семьи другим жилым помещением без расторжения договора коммерческого найма жилого помещения не могут быть применены, так как действующим законодательством не предусмотрено право нанимателей жилого помещения по договорам коммерческого найма на замену занимаемого ими жилого помещения при его неудовлетворительном состоянии.
Суд первой инстанции учел положения ст. 102 ЖК РФ о том, что договор найма специализированного жилого помещения, в том числе жилого помещения в общежитии прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, переходом права собственности на жилое помещение в общежитии либо его передачей в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу за исключением случаев, установленных указанной статьей. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст.102 настоящего Кодекса и ч.2 настоящей статьи.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств по делу и на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
К лицам, проживающим в аварийном жилом помещении по договору коммерческого найма, положения пункта 1 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации об обеспечении нанимателя и членов его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другим жилым помещением без расторжения договора социального найма жилого помещения не могут быть применены.
Действующим законодательством не предусмотрено право нанимателей жилого помещения по договорам коммерческого найма или по договору найма жилого помещения в общежитии на замену занимаемого ими жилого помещения при его неудовлетворительном состоянии.
Прокурор, обосновывая административный иск, ссылался на противоречие подпункта «е» пункта 1.2 указанного Административного регламента (в редакции постановления № 137 от 07 апреля 2021 года) требованиям пункта 3.1 ст.95 ЖК РФ.
Прокурор не учел то, что пункт 3.1 ст.95 ЖК РФ регламентирует вопросы предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам проживающим в многоквартирных домах, а не в общежитиях.
В соответствии с п.6 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункту 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Исходя из приведенных понятий многоквартирный дом и общежитие имеют различную правовую природу.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 N 5-КГ19-221, статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Гражданину, фактически пользовавшемуся жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение.
Согласно предоставленных Администрацией г.Норильска Красноярского края и управления жилищного фонда Администрации г.Норильска в судебную коллегию справок на территории г.Норильска отсутствуют отдельно стоящие здания, отнесенные к статусу общежитий.
Распоряжением Администрации г.Норильска от 11 марта 2016г. № 950 все здания, ранее использовавшиеся в качестве общежитий, утратили данный статус и в настоящее время являются многоквартирными домами с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, на территории г. Норильска к жилым помещениям в домах, которые ранее являлись общежитиями, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому никакой возможности ущемления прав граждан, проживающих в домах, ранее являвшихся общежитиями, оспариваемый подпункт «е» пункта 1.2 Административного регламента не содержит.
Подп.в пункт 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96 коррупциогенным фактором признает выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Вопреки утверждениям прокурора подпункт «е» пункта 1.2 Административного регламента не предоставляет никакой возможности выборочного изменения объема прав граждан, а лишь конкретизирует круг лиц, которые имеют право на предоставление жилых помещений маневренного фонда муниципального жилищного фонда с учетом состава этого фонда в городе Норильске.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя прокурора г. Норильска Красноярского края Сагалакова Е.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: