Судья Мальченко А.А. Дело 33а-14584/2021
УИД 24RS0012-01-2021-001046-73
3.024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Корниенко А.Н.,
судей Ковалевой Т.В., Лазовского С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копейкиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чужбы Александра Викторовича к муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство» города Дивногорска Красноярского края о признании незаконным действий по исключению из членов приемочной комиссии
по апелляционной жалобе представителя МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска Красноярского края по доверенности Богданова В.Е.
на решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 10 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Чужбы Александра Викторовича к Муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство» города Дивногорска о признании незаконным решения, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.
Признать незаконным абзац 5 пункта 8 Положения о приемочной комиссии муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» города Дивногорска, утвержденного приказом № 193 от 20 октября 2017 года, устанавливающий обязанность членов комиссии обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в заявках участников, информации, содержащейся в контракте и иных документах, информации о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками контракта.
Признать незаконным приказ № 72 от 10 июня 2021 года Муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» города Дивногорска.
Возложить обязанность на Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска устранить нарушения закона в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска обязанность сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения суда в Дивногорский городской суд Красноярского края и административному истцу Чужбе Александру Викторовичу.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» города Дивногорска в пользу Чужбы Александра Викторовича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.»
Заслушав и обсудив доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Чужба А.В. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения главы г. Дивногорска Красноярского края от 12 октября 2017 года № 2306р создана приемочная комиссия для приемки выполненных работ по капитальному и текущему ремонту, по ремонту автомобильных дорог, по благоустройству, по устройству ограждений пешеходных переходов при осуществлении закупок для обеспечения нужд МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска Красноярского края.
Приказом директора МКУ ГХ города Дивногорска № 193 от 20.10.2017г. утверждено Положение о приемочной комиссии для приемки выполненных работ по капитальному и текущему ремонту, по ремонту автомобильных дорог, по благоустройству, по устройству ограждений пешеходных переходов при осуществлении закупок для обеспечения нужд МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска Красноярского края.
Чужба А.В. как депутат Дивногорского городского Совета депутатов на основании приказа МКУ ГХ города Дивногорска Красноярского края от 8 апреля 2021 года включен в состав членов приемочной комиссии.
Приказом МКУ ГХ города Дивногорска Красноярского края от 10 июня 2021 года № 72 Чужба А.В. исключен из состава приемочной комиссии за нарушение обязанностей, установленных Положением о приемочной комиссии. Поводом послужило разглашение информации, содержащейся в контрактах и иных документах, о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками контакта. Приказ от 10 июня 2021г. для ознакомления и подписи административному истцу не выдавался, с Положением о приемочной комиссии он не был ознакомлен.
Чужба А.В. просил признать:
- недействительным пункт 8 Приложения № 2 Положения о приемочной комиссии, принятого МКУ ГХ города Дивногорска;
- незаконным Приказ № 72 от 10 июня 2021 года МКУ ГХ города Дивногорска об исключении из состава членов приемочной комиссии Чужбы А.В.;
- незаконным исключение из состава членов приемочной комиссии депутата Дивногорского городского Совета депутатов Чужбы А.В.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска Красноярского края по доверенности Богданов В.Е. просил решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку судом нарушены нормы материального права, регулирующих возникшие отношения. Положение о приемочной комиссии МКУ ГХ города Дивногорска не нарушает требований действующего законодательства РФ, о чем указал прокурор г. Дивногорска. Оспариваемое Положение относится к внутренней документации учреждения и разработано для применения в рамках деятельности этого юридического лица.
В отзыве на апелляционную жалобу Чужба А.В. просил оставить ее без рассмотрения, так как она подана не уполномоченным на то лицом.
Заслушав директора муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» города Дивногорска Шнайдер Р.М., поддержавшую апелляционную жалобу, Чужбу А.В., просившего об оставлении жалобы без рассмотрения, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции считает, что итоговое постановление необходимо отменить по следующим основаниям.
В силу ч.6 ст. 94 ФЗ РФ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.(часть 7 ст. 94 ФЗ РФ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Дивногорска Красноярского края № 174п от 22 июня 2011 года создано муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска.
Согласно ст. 16 Устава МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска(далее - МКУ ГХ города Дивногорска) учреждение осуществляет 35 видов деятельности, в том числе дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования.
Распоряжением главы города Дивногорска Красноярского края от 12 октября 2017 года № 2306р на директора МКУ ГХ города Дивногорска возложена обязанность создать приемочную комиссию для приемки выполненных работ по капитальному и текущему ремонту, по ремонту автомобильных дорог, по благоустройству, по устройству ограждений пешеходных переходов при осуществлении закупок для обеспечения нужд МКУ ГХ города Дивногорска.
На основании приказа директора МКУ ГХ города Дивногорска от 20 октября 2017 года № 193 создана приемочная комиссия, утверждено Положение о приемочной комиссии(далее – Положение).
Пунктом 8 Положения установлены обязанности членов приемочной комиссии.
Абзацем 5 пункта 8 Положения определено, что члены комиссии обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в заявках участников, информации, содержащейся в контракте и иных документах, информации о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками контракта.
Распоряжением от 19 ноября 2019 года № 21-к директором МКУ ГХ города Дивногорска назначена Шнайдер Р.М.
Распоряжением главы от 7 апреля 2021 года № 539р внесены изменения в Распоряжение № 2306р от 12 октября 2017 года, а именно в пункт 2, согласно которому директору МКУ ГХ города Дивногорска рекомендовано включить в состав приемочной комиссии Чужбу А.В.
Приказом директора МКУ ГХ города Дивногорска Шнайдер Р.М. № 44 от 8 апреля 2021 года Чужба А.В. включен в состав приемочной комиссии (п. 9).
Приказом директора МКУ ГХ города Дивногорска Шнайдер Р.М. № 72 от 10 июня 2021 года Чужба А.В. исключен из членов приемочной комиссии за нарушение обязанностей, установленных Положением о приемочной комиссии, а именно за разглашение информации, содержащейся в контрактах и иных документах, о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками контракта.
Поводом и основанием для исключения Чужбы А.В. из членов приемной комиссии послужило то, что, по сведениям МКУ ГХ города Дивногорска, Чужба А.В. путем размещения блогов в социальных сетях Instagram, vk.kom распространил сведения о ходе исполнения работ по муниципальным контрактам заключенным МКУ ГХ города Дивногорска в 2021г., которые еще не окончены, сама информация не соответствует действительности.
Удовлетворяя административные исковые требования Чужбы А.В. о признании незаконными пункта 8 Приложения № 2 Положения о приемочной комиссии, Приказа № 72 от 10 июня 2021 года МКУ ГХ города Дивногорска об исключении административного истца из состава членов приемочной комиссии, суд первой инстанции полагал, что разглашенная в социальных сетях Интернета Чужбой А.В. информация не является конфиденциальной и не запрещена к разглашению. Кроме того, суд сделал вывод о том, что абз.5 п.8 Положения о приемочной комиссии противоречит требованиям ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указу Президента РФ от 6 марта 1997г. №188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера".
В целях восстановления нарушенного права Чужбы А.В. суд первой инстанции возложил на муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» города Дивногорска обязанность устранить нарушения закона в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу, не указав, каким образом это возможно сделать.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.
Так, Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. №188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" принят в целях дальнейшего совершенствования порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Поэтому к возникшим правоотношениям он применению не подлежит, так по делу оспаривается внутренний нормативный акт муниципального казенного предприятия и приказ, изданный директором этого предприятия.
Порядок формирования приемочной комиссии, принципы ее функционирования и утверждения заказчиком решения о ее создании положениями ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не регламентирован.
По мнению суда апелляционной инстанции, ссылка суда первой инстанции на то, что предусмотренная ст.1 ФЗ РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» цель повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок не влияет на право уполномоченного заказчиком юридического лица устанавливать полномочия и обязанности членов приемочной комиссии.
Статьи 1 и 5 – 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ, на которые сослался суд первой инстанции, регулируют отношения между следующими обладателями информации, предусмотренными ст.6 данного Федерального закона: гражданами (физическими лицами), юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями.
Данный ФЗ РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не регулирует порядок распространения информации членами приемочной комиссии муниципального образования, предусмотренной частью 6 ст. 94 ФЗ РФ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приемочная комиссия создана в соответствии с указанным выше Распоряжением главы города Дивногорска Красноярского края от 12 октября 2017 года № 2306р на законных основаниях, ее состав, деятельность, а также права и обязанности ее членов урегулированы Положением о приемочной комиссии МКУ ГХ города Дивногорска, утвержденным приказом № 193 от 20.10.2017г. (Приложение №2).
По мнению судебной коллегии, нормы абзаца 5 пункта 8 Положения о приемочной комиссии, утв. приказом директора МКУ ГХ города Дивногорска от 20 октября 2017 года № 193 (члены комиссии обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в заявках участников, информации, содержащейся в контракте и иных документах, информации о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками контракта) ни требований каких-либо федеральных законов, ни прав и законных интересов включенного с 08.04.2021г. в состав приемочной комиссии депутата Дивногорского городского Совета депутатов Чужбы А.В. никак не нарушают.
В материалы дела предоставлены два скриншота: страницы в «Инстаграме», содержащей обращение в прокуратуру, и страницы «Вконтакте» Чужбы А.В., содержащей фотографии асфальта на ул. Школьной г.Дивногорска(л.д.39-42)
На странице в «Инстаграме» опубликовано обращение Чужбы А.В. в прокуратуру Красноярского края от 31 мая 2021г., в котором излагаются сведения о ходе незаконченных работ по муниципальному контракту по ремонту дорог на улицах Машиностроителей, Школьной, Бочкина.
Судебная коллегия считает, что само по себе обращение Чужбы А.В. от 31 мая 2021г. в прокуратуру не является разглашением информации о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками контракта, так как это обращение адресовано в компетентный орган для соответствующей проверки.
Однако публикация такого обращения от 31 мая 2021г. в социальной сети Инстаграм от имени Чужбы А.В.(с указанием того, что ему как члену приемочной комиссии стало известно, что у подрядчиков отсутствует часть документов, касающихся проектов работ, подрядчик отказался предоставить Чужбе А.В. сертификаты на битумную продукцию, журналы производства работ не ведутся ни на одном из объектов, скрытые работы подрядчики с заказчиками не согласуют, акты приемки скрытых работ оформляются задним числом), по мнению судебной коллегии, является разглашением информации о ходе производства работ до даты окончания и приемки работ в соответствии с условиями и сроками муниципального контракта по ремонту дорог на улицах Машиностроителей, Школьной, Бочкина.
Данную информацию в силу указанного абзаца 5 пункта 8 Положения о приемочной комиссии, утв. приказом директора МКУ ГХ города Дивногорска от 20 октября 2017 года № 193, Чужба А.В. не вправе был разглашать путем размещения в общедоступной социальной сети в Интернете как член приемочной комиссии.
Поэтому приказ директора МКУ ГХ города Дивногорска Шнайдер Р.М. № 72 от 10 июня 2021 года, которым Чужба А.В. исключен из членов приемочной комиссии за нарушение обязанностей, предусмотренных абз.5 п. 8 Положения о приемочной комиссии, издан законно. Данный приказ прав и законных интересов Чужбы А.В. не нарушает.
Доказательства нарушения прав и законных интересов административного истца в материалы дела Чужбой А.В. не были предоставлены.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) должностного лица не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.
Судебная коллегия отмечает, что в случае несогласия Чужбы А.В. с обязанностями, предусмотренными абз.5 п. 8 Положения о приемочной комиссии, ему сначала следовало сложить с себя полномочия члена данной комиссии и свободно распространять информацию как гражданином, а не членом указанной комиссии.
Довод Чужбы А.В. о том, что он не был ознакомлен с Положением о приемочной комиссии, как на основание к отмене приказа МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска от 10 июня 2021 года № 72 судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку Чужба А.В. не лишен был возможности ознакомиться с Положением о приемочной комиссии с момента включения его как депутата местного представительного органа в состав данной приемочной комиссии - с 8 апреля 2021г.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Чужбы А.В.
Доводы Чужбы А.В. о том, что апелляционная жалоба подана неуполномоченным лицом Богдановым В.Е., в связи с чем подлежит оставлению без рассмотрения, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права. Как следует из материалов дела, Богданов В.Е., имеющий высшее юридическое образование, действовал по данному административному делу на основании доверенности от 29.07.2021г., выданной МКУ ГХ города Дивногорска (л.д. 37), что соответствует ч.6 ст. 57 КАС РФ. В данной доверенности представителю предоставлено право на обжалование судебного акта, следовательно, апелляционная жалоба подана надлежащим лицом, которому предоставлено право на уплату государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дивногорского городского суда Красноярского края от 10 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований Чужба Александра Викторовича к муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство» города Дивногорска об оспаривании действий по исключению из членов приемочной комиссии, п. 8 Положения о приемочной комиссии МКУ «Городское хозяйство» города Дивногорска, утвержденного приказом № 193 от 20.10.2017г., приказа муниципального казенного учреждения «Городское хозяйство» города Дивногорска от 10 июня 2021 года № 72.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
судьи: