Судья 1 инстанции Плындина О.И. | УИД 38RS0029-01-2021-000955-65 |
Судья-докладчик Абрамчик И.М. | № 33а-1459/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бутиной Е.Г.,
судей Каракич Л.Л., Абрамчика И.М.,
с участием прокурора Нарижняк О.Н.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-858/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистые Ключи» к администрации Баклашинского сельского поселения о признании недействующим постановления администрации Баклашинского сельского поселения в части со дня его принятия
по апелляционной жалобе администрации Баклашинского сельского поселения на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 г.,
установила:
в обоснование административного искового заявления указано, что Общество в течение 2019-2020 годов оказывало услуги по холодному водоснабжению на территории Баклашинского муниципального образования.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района от 2 сентября 2019 г. № 578-ПА «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования Шелеховского района» ООО «Чистые Ключи» определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования на период с 2 сентября 2019 г. по 20 января 2021 г. В связи с осуществлением регулируемого вида деятельности по холодному водоснабжению администрацией в рамках осуществления отдельных государственных полномочий, установленных Законом Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» (с последующими изменениями) и постановлением от 27 апреля 2020 г. №П-449 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» (с последующими изменениями) с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) установило тарифы на оказываемые услуги.
26 января 2021 г. в адрес ООО «Чистые Ключи» поступило постановление администрации Баклашинского сельского поселения от 30 декабря 2020 г. № П-1545/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения», опубликованное в информационной газете «Правовые акты Баклашинского сельского поселения» № 171 от 31 декабря 2020 г., размещенное на официальном сайте Баклашинского сельского поселения, которым отменены со дня принятия: постановление от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановление от 19 июня 2020 г. № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановление от 12 августа 2020 г. № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановление от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», постановление от 26 мая 2020 г. № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи». Однако Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что деятельность по холодному водоснабжению осуществляется на основании установленных тарифов.
Общество в период с февраля 2020 года по декабрь 2020 года приобретало у МУП «Водоканал» г. Шелехова холодную воду и отпускало ее по водопроводным сетям потребителям с. Баклаши и п. Чистые Ключи по установленным тарифам. Тариф на холодную воду для населения был установлен ниже экономически обоснованного.
Считает, что полномочиями по отмене тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Баклашинское муниципальное образование Законом Иркутской области № 114-ОЗ не наделено.
Административный истец полагает, что пункт 1 постановления администрации от 30 декабря 2020 г. № 1545-/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения» противоречит действующему законодательству, влечет нарушение прав и законных интересов истца и неопределенного круга лиц, поскольку приводит к нарушению принципа тарифного регулирования – достижения и соблюдения баланса экономических интересов при осуществлении регулируемого вида деятельности – холодного водоснабжения. ООО «Чистые Ключи» имеет право на получение субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, определяемой исходя, в том числе, из размера экономически обоснованного тарифа.
Отмена установленного тарифа оспариваемым постановлением повлекла за собой отказ в предоставлении субсидии обществу, поставило под угрозу завершение расчетов с МУП «Водоканал» г. Шелехова, чем нарушены права и законные интересы Общества, поскольку услуги по холодному водоснабжению потребителям фактически оказаны, предъявлены к оплате по тарифам, отмененным оспариваемым постановлением.
На основании изложенного административный истец просил суд признать недействующим со дня принятия постановление администрации от 30 декабря 2020 г. № П-1545/2020 «Об отмене отдельных постановлений администрации Баклашинского сельского поселения» в части отмены постановлений от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 19 июня 2020 г. № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 12 августа 2020 г. № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», от 26 мая 2020 г. № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 г. административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Чистые Ключи» удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации Баклашинского сельского поселения ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, полагая, что суд первой инстанции не дал им надлежащей правовой оценки. Судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что тарифные решения утверждены администрацией Баклашинского сельского поселения до установления юридического факта эксплуатации ООО «Чистые Ключи» системы водоснабжения в отсутствие правовых оснований, администрацией Баклашинского сельского поселения в порядке самоконтроля в рамках актуализации нормативной правовой базы при установлении регулируемых тарифов было принято обоснованное и законное оспариваемое решение.
В отзыве относительно доводов апелляционной жалобы представитель службы по тарифам Иркутской области ФИО2 поддерживает позицию, изложенную в суде первой инстанции.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, заключение прокурора Нарижняк О.Н., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и неподлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, объяснения представления административного истца ООО «Чистые Ключи» по доверенности ФИО3, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 213 приведенного Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме (часть 7).
На основании части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 2); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт «г» пункта 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению подлежит государственному регулированию.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определены статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 8 и 9 части 1 данной статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: 1) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 2) утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 4) выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 5) согласование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, долгосрочных параметров регулирования тарифов, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, метода регулирования тарифов; 6) утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Указанные полномочия осуществляется органами местного самоуправления в случае, когда регулируемые организации осуществляют эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также подвоз холодной воды, и обслуживаемые указанными регулируемыми организациями потребители соответствующего муниципального образования потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих регулируемых организаций (часть 2 статьи 2 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения»).
Баклашинское муниципальное образование является органом местного самоуправления, которому переданы соответствующие полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 3 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных законодательством и обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Баклашинского муниципального образования от 2 сентября 2019 г. № 578-ПА «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования Шелеховского района» гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории Баклашинского муниципального образования Шелеховского района, определено ООО «Чистые Ключи».
Зоной деятельности гарантирующей организации определена территория Баклашинского муниципального образования Шелеховского района.
В рамках переданных государственных полномочий администрацией Баклашинского муниципального образования, учитывая итоги рассмотрения предложения и документов ООО «Чистые Ключи» принято постановление от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», которым установлен тариф на питьевую воду для населения и прочих потребителей в с. Баклаши и п. Чистые Ключи на период с 29 ноября 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
Указанным постановлением определено, что компенсация выпадающих доходов ООО «Чистые Ключи», возникающих вследствие предоставления населению услуг водоснабжения и водоотведения по льготным тарифам, осуществляется в соответствии со ст. 5 Закона Иркутской области от 1 октбяря 2014 г. № 103-ОЗ «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения».
Постановлениями администрации Баклашинского муниципального образования от 19 июня 2020 г. № 590/2020, от 12 августа 2020 г. № П-934/2020 внесены изменения в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», изменен тариф за период с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Постановлением администрации Баклашинского муниципального образования от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи» установлен тариф на питьевую воду для населения и прочих потребителей в п. Куйтун Шаманского муниципального образования на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., действующий с 27 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.
Постановлением администрации Баклашинского муниципального образования от 26 мая 2020 г. № П-527/2020 внесены изменения в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи», изменен тариф для населения.
ООО «Чистые Ключи» в качестве гарантирующей организации 31 января 2020 г. заключило с МУП «Водоканал» (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) договор № 19 поставки холодной воды, в соответствии с которым МУП «Водоканал» обязуется подавать гарантирующей организации через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Гарантирующая организация обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, установленного качества, в объеме, определенном настоящим договором.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2020 г. по делу № А19-4840/2020 удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Иркутской области в интересах Шелеховского муниципального образования, Баклашинского муниципального образования к Управлению по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района, ООО «Чистые Ключи» о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки. Признан недействительным договор аренды муниципального имущества № 12/19, заключенный 15 июля 2019 г. между Управлением по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района и ООО «Чистые Ключи». Применены последствия недействительности ничтожности сделки, путем возложения на ООО «Чистые Ключи» обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу возвратить Управлению по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района имущество согласно приложениями № 1, 4 к договору аренды муниципального имущества № 12/19, заключенному 15 июля 2019 г. между Управлением по распоряжению муниципальным имуществом администрации Шелеховского муниципального района и ООО «Чистые Ключи», приложению № 2 к дополнительному соглашению к указанному договору.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2020 г. по делу № А19-4840/2020 вышеуказанное решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Администрацией Баклашинского муниципального образования 30 декабря 2020 г. принято постановление № П-1545/2020 «Об отмене постановлений администрации Баклашинского сельского поселения», в соответствии с пунктом 1 которого отменены со дня принятия следующие постановления администрации Баклашинского сельского поселения:
1) от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,
2) от 19 июня 2020 г. № 590/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,
3) от 12 августа 2020 г. № П-934/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,
4) от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи»,
5) от 26 мая 2020 г. № П-527/2020 «О внесении изменений в постановление администрации Баклашинского муниципального образования от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019 «Об установлении тарифа на питьевую воду для ООО «Чистые Ключи».
Указанное постановление направлено директору ООО «Чистые Ключи» 30 декабря 2020 г.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав положения Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения», Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», суд пришёл к выводу, что администрация Баклашинского муниципального образования не имела оснований для издания постановления 30 декабря 2020 г., влекущего отмену постановлений, которыми установлены тарифы для ООО «Чистые Ключи» на период по 31 декабря 2020 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как указано в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г., исходя из части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 26 мая 2011 г. № 739-О-О, от 22 марта 2012 г. № 486-О-О и от 19 декабря 2017 г. № 3094-О отмечал, что часть 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия, ранее изданных муниципальных правовых актов, не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им нормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону. В данном случае необходимо учитывать, что, обладая достаточно широкой дискрецией, органы муниципального образования не могут действовать произвольно и должны соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов, а также принципы справедливости, равенства и соразмерности.
Решение об установлении тарифов принимается в форме нормативного правового акта органа тарифного регулирования.
Согласно пункту 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
Таким образом, принимая 30 декабря 2020 г. оспариваемый нормативный акт административный ответчик нарушил принцип запрета придания тарифам обратной силы, доводы апелляционной жалобы об обратном не свидетельствуют.
Действительно, судебными постановлениями по делу № А19-4840/2020 от 27 июля 2020 г., 26 ноября 2020 г. подтверждено отсутствие у ООО «Чистые Ключи» законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности.
В силу положений части 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, в отсутствие использования на законных основаниях имущества, необходимого для осуществления регулируемой деятельности, не образует той совокупности обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает необходимость установления тарифов.
Но с учетом того, что постановления об установлении тарифов от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019, от 19 июня 2020 г. № 590/2020, от 12 августа 2020 г. № П-934/2020, от 28 ноября 2019 г. № П-1551/2019, от 27 апреля 2020 г. № П-449/2019, от 26 мая 2020 г. № П-527/2020 неоднократно применялись и на основании этих актов были реализованы права участников правоотношений, оснований для их отмены со дня принятия у администрации не имелось, на что администрации Баклашинского сельского поселения 13 января 2021 г. было указано Службой по тарифам Иркутской области о возможности актуализации нормативной правовой базы при установлении регулируемых тарифов на следующий период регулирования.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд, в частности, выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
Согласно части 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Закон Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» устанавливает лиц, имеющих право на льготы при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу статьи 3 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» право на льготы имеют физические лица, проживающие на территории Иркутской области, при наличии основания, указанного в статье 4 данного Закона.
В соответствии со статьей 4 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» основанием для предоставления льгот является определяемое в установленном уполномоченным органом порядке превышение размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
Из буквального толкования данной нормы следует, что если при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения тарифным органом будет установлено превышение размера роста платы граждан за коммунальную услугу в данной сфере над предельным индексом для соответствующего муниципального образования, то для потребителей ресурсоснабжающей организации категории «население» подлежат установлению льготные тарифы.
Согласно статье 5 Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 114-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих вследствие предоставления льгот, осуществляется путем предоставления субсидий организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 г. № 439-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» уполномоченным органом по предоставлению субсидий является министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области.
Как следует из требования министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 28 мая 2021 г. №02-58-4880/21, направленного ООО «Чистые ключи», министерство потребовало возврата субсидии за 2020 год в размере 9 884 554 рубля 20 копеек. Из объяснений представителя административного истца ФИО3 следует, что в связи с принятием администрацией Баклашинского сельского поселения оспариваемого нормативного акта, предоставленная субсидия была возвращена.
Таким образом, судом первой инстанции установлены обстоятельства нарушения прав и законных интересов административного истца, в связи с чем правильно принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Разрешая данный административный спор, суд правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного ответчика в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 29 октября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | Е.Г. Бутина | |
Судьи | Л.Л. К.И. Абрамчик |