ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1463/20 от 08.12.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

СудьяХрипков А.И. Дело №33а-1463/2020

УИД - 26RS0024-01-2020-001672-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 8 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.

судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.

при секретаре судебного заседания Пика А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК – ФИО8 на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года

по административному делу по иску ФИО3, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО1 к администрации города Невинномысска об оспаривании постановления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанностей в порядке восстановления нарушенных прав путем восстановления в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты,

заслушав доклад судьи ФИО15, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца ФИО3 и заинтересованного лица ФИО1

установила:

ФИО3 действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО1, обратилась в суд с административным иском к администрации города Невинномысска об оспаривании постановления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанностей в порядке восстановления нарушенных прав путем восстановления в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты.

В обоснование исковых требований указано, что 05.02.2019 в связи с реализацией на территории г. Невинномысска мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в жилищный отдел администрации г. Невинномысска ею подано заявление о признании ее семьи в составе четырех человек: ФИО3, ФИО14, ФИО2 и ФИО1, нуждающейся в жилых помещения. К заявлению представлены все необходимые документы. 17.07.2019 она получила уведомление о признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещения для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на основании постановления администрации г.Невинномысска от 17.07.2019 № 1177, присвоен регистрационный номер - 20.

29.07.2019 в жилищный отдел администрации г. Невинномысска представлена справка о платежеспособности.

09.08.2019 получила уведомление о включении в число участников мероприятия «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на основании постановления администрации г. Невинномысска от 09.08.2019 № 1308. Присвоен регистрационный номер 871.

20.02.2020 обратилась в жилищный отдел администрации г. Невинномысска с заявлением о включении в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году молодую семью в составе четырех человек.

22.04.2020 получила извещение № 81 о снятии ее молодой семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании постановления администрации г. Невинномысска от 22.04.2020 № 652 - в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, без какой-либо мотивировки отказа.

Считает постановление администрации г. Невинномысска от 22.04.2020 № 652 незаконным и необоснованным, так как полагает, что ею выполнены все требования действующего законодательства, и на момент подачи заявлений 05.02.2019 и 20.02.2019, а из оспариваемого постановления не следует, что какое-либо обстоятельство явилось основанием для снятия ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного административный истец просила суд признать незаконным постановление администрации г. Невинномысска № 652 от 22.04.2020 «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещений и исключении из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ»; возложить на администрацию г. Невинномысска обязанность восстановить ФИО3, 30.09.1986 года рождения, <данные изъяты> года рождения, <данные изъяты> рождения, в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право получение социальной выплаты, в той очередности, которая существовала на момент незаконного их исключения из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Обжалуемым решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года исковые требования <данные изъяты> действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> к администрации г.Невинномысска об оспаривании постановления о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанностей в порядке восстановления нарушенных прав путем восстановления в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий имеющих право на получение социальной выплаты, удовлетворены.

Суд признал постановление администрации города Невинномысска №652 от 22.04.2020г. «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещений и исключении из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», незаконным.

На администрацию г. Невинномысска возложена обязанность восстановить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, <данные изъяты> в списке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право получение социальной выплаты, в той очередности, которая существовала на момент издания постановления администрации г. Невинномысска № 652 от 22.04.2020, для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК – ФИО8, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование апелляционных требований ссылается на то, что семья истцов не имеет в собственности жилых помещений. При подсчете нуждаемости было учтено жилое помещение принадлежащее сестре истицы в которой никто не проживает. Полагает, что заявитель совершил намеренные действия по ухудшению жилищных условий ввиду наличия регистрации в одном жилом помещении, при фактическом проживании в другом.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителем истца ФИО3, представлены возражения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры СК – ФИО8 на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года направлено для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела ФИО3 имеет несовершеннолетнюю дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

14.12.2018г. ФИО3 и ФИО14 заключили брак, о чем отделом ЗАГС по г.Невинномысску Управления ЗАГС по СК составлена актовая запись .

У ФИО3 и ФИО14 имеется общий несовершеннолетний ребенок - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из материалов дела, а также из материалов учетного дела семьи следует, что ФИО3 и несовершеннолетняя ФИО2 зарегистрированы по адресу: СК, <адрес>, площадь указанной квартиры составляет 32,9 кв.м.

05.02.2019г. в связи с реализацией на территории г.Невинномысска мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в жилищный отдел администрации г.Невинномысска ФИО3 подано заявление о признании ее семьи в составе четырех человек: ФИО3, ФИО14, ФИО2 и ФИО1, нуждающейся в жилых помещения. К заявлению представлены документы в подтверждение нуждаемости в жилых помещениях.

Согласно акту обследования жилищных условий граждан, претендующих на участие в данном мероприятии, составленному 28.01.2019г. (л.д.19), ФИО9, ФИО14, ФИО2 и ФИО1 фактически проживают по адресу: СК, <адрес>, данная квартира имеет площадь 49,9 кв.м. В квартире зарегистрированы также ФИО10 и ФИО11 - родители ФИО14, и ФИО12 - брат ФИО14

На основании постановления администрации г.Невинномысска от 17.07.2019г. №1177 молодая семья признана нуждающейся в жилом помещения для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», присвоен регистрационный номер - 20.

29.07.2019г. в жилищный отдел администрации г.Невинномысска ФИО3 представлена справка о платежеспособности.

На основании постановления администрации г.Невинномысска от 09.08.2019г. №1308 семья включена в число участников мероприятия «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Присвоен регистрационный номер 871.

20.02.2020г. истица обратилась в жилищный отдел администрации г.Невинномысска с заявлением о включении в список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году молодую семью в составе четырех человек.

На основании постановления администрации г.Невинномысска от 22.04.2020г. №652 - семья снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из состава участников программы в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, со ссылкой на п.2 4.1 ст.56 ЖК РФ.

Из содержания пояснительной записки к проекту оспариваемого постановления, следует, что в 2020 году семья обновила документы учетного дела, и при проверке правильности представленной заявителем информации о принадлежащих на праве собственности жилых помещений у членов семьи ФИО3 на территории РФ было установлено, что членам семьи заявительницы принадлежат жилые помещения по адресам: <адрес> - площадью 54,1 кв.м., по адресу никто не зарегистрирован; <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м., зарегистрировано 5 человек; <адрес>, общей площадью 32.9 кв.м., зарегистрировано 4 человека. Со ссылкой на 4.1 и ч.2 ст.31 ЖК РФ, определяющей понятие члена семьи собственника жилого помещения, и ч.2 ст.51 ЖК РФ о том, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, а также на решение Думы <адрес>, которым установлена учетная норма нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв.м. на одного человека, органом местного самоуправления произведен расчет, в соответствии с которым учтены площади всех квартир, принадлежащих на праве собственности, в том числе и сестре ФИО3 -ФИО13 (54,1+49,9+32,9)/9 чел. = 15,21 кв.м. на одного человека, что более учетной нормы.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В ее состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья устанавливается указанной подпрограммой.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г. №1710 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, а постановлением Правительства РФ от 30.01.2019г. №62 с 09.02.2019г. наименование данной программы изменено на ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг». До 01.01.2018г. указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050. содержатся, аналогичные нормы.

Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных вышки на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом. социальная выплата), а также использования таких выплат установлены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в Приложении №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п.п.«б» п.6 Правил, участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В силу п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.01.2020) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Административный истец и члены его молодой семьи в составе 4 человек в собственности жилых помещений не имеют, жилыми помещениями по договору социального найма не обеспечены.

Согласно ч.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут 5ыть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ, предусмотрены основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, п.2 ч. 1 данной нормы - гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 5 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с данными положениями жилищного законодательства, Уставом г.Невинномысска, Решением Думы г.Невинномысска №67-9 от 28.06.2006г. утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории г.Невинномысска в размере 13 кв.м., общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного человека.

Из материалов дела, а также из материалов учетного дела семьи следует, что ФИО3, ФИО14, ФИО9 и ФИО1 не имели и не имеют в собственности жилых помещений, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости. Жилые помещения по договорам социального найма им не предоставлялись.

При постановке на учет семьи ФИО3 в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в расчет общей площади занимаемых членами ее семьи жилых помещений включены следующие жилые помещения:

- квартира по адресу: <адрес>, площадью 49,9 кв.м., зарегистрировано пять человек;

- квартира по адресу: <адрес>, площадью 32,9 кв.м., зарегистрировано четыре человека.

Однако, при проверке сведений, указанных ФИО3 в заявлении от 20.02.2020г., установлено, что ФИО13 - сестра истицы, приобрела в собственность на основании договора купли-продажи с привлечением заемных средств жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>, площадью 54,1 кв.м., по данному адресу никто не зарегистрирован.

Судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что ФИО3 были соблюдены все требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также к участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», молодая семья ФИО3 как на момент постановки на учет, так и в настоящий момент отвечает всем требованиям, предъявляемым к участникам программы.

Снятие семьи ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в данном случае нарушает право этой на получение социальной выплаты, так как семья полностью лишается гарантированного ст.52 ЖК РФ права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, гарантированного государством участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В данном случае, при определении уровня обеспеченности жилой площадью молодой семьи недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами этой молодой семьи.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административных истцов.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, а иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь статьями 307-HYPERLINK consultantplus://offline/ref=60E8429351D90E907A75EF7502CD8FC229A00C2C799354732CA17CFE8EDF216A7816 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 27 июля 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи