Судья Рудых Г.М. Дело № 33а-14651/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Тертышной В.В.,
судей Бычкова В.В., Антропова Е.А.,
при секретаре Редько Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности к устранению нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле,
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 30 августа 2016 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения - удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес> в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес> в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес> в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность устранить выявленные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993г. № 221, а именно: привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие автомобильных дорог: по <адрес>
В удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию Волгограда обязанности обеспечить наружное освещение проезжей части грунтовой дороги по <адрес> в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности обеспечить обустройство тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «Менделеева» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности включить автомобильную дорогу по <адрес> в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>; о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бычкова В.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Волгограда обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о возложении обязанности к устранению нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В обоснование требований указывал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее: автомобильные дороги по <адрес> включены в перечень автомобильных дорог города, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>, и являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения (группа В), дорожное покрытие – грунт/щебень. Дорожное покрытие указанных дорог на момент проверки (август 2015 года) находилось в неудовлетворительном состоянии (многочисленные просадки и ямы).
В рамках повторной проверки, проведенной совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, также установлено, что на всей протяженности дорожного покрытия дорог по указанным улицам имеются многочисленные неровности, просадки, выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые размеры, установленные ГОСТом Р 50597-93.
Кроме того, проверка показала, что на автомобильных дорогах по <адрес> (в границах от <адрес> до <адрес> (в границах от <адрес> до <адрес> (в границах от <адрес> до <адрес>) вопреки п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение. По итогам проверки, ранее проведенной прокуратурой г. Волгограда по обращению Незнайкиной Л.П., также выявлялись нарушения в сфере безопасности дорожного движения в части отсутствия тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «Менделеева», а также наружного освещения проезжей части грунтовой дороги по <адрес>. В этой связи 18.01.2016г. прокуратурой города в адрес главы администрации г. Волгограда внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Однако повторная проверка, проведенная прокуратурой г. Волгограда совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду в порядке контроля, показала, что указанные нарушения фактически не устранены.
Проверкой дорожного покрытия участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес>) установлено, что указанная автодорога имеет грунтовое покрытие, которое не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 (размеры отдельных просадок, выбоин достигают: ширина - 90 см, длина - 130 см, глубина - 9 см), кроме того, данная дорога не включена в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>.
Прокурор просил обязать администрацию Волгограда в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наружное освещение проезжей части грунтовой дороги по <адрес>; обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>; обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>; обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>; обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить обустройство тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «<адрес>»; обязать администрацию Волгограда включить автомобильную дорогу по <адрес> в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>; обязать администрацию Волгограда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утверждённого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. № 221, а именно: привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие автомобильных дорог: по <адрес>; привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, указывает, что данное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить с принятием нового решения, которым заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Мамину Н.Л., поддержавшую доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложено на уполномоченные органы местного самоуправления частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (ч.ч. 1, 4 ст. 17 Закона № 257-ФЗ).
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11октября 1993 года № 221 утвержден «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который признан национальным стандартом, которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно ГОСТу Р 50597-93 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающее безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В силу п. 3.1.1 указанного ГОСТом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. При наличии таковых с размерами, превышающими предельно допустимые нормы, установлен срок ликвидации повреждений, составляющий от 5 до 10 суток.
В соответствии с п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТу Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Как следует из положений ст. 13 Закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности администрации Волгограда, в ходе которой установлено следующее: автомобильные дороги по <адрес> включены в перечень автомобильных дорог города, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>, и являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения (группа В), дорожное покрытие – грунт/щебень.
Дорожное покрытие указанных дорог на момент проверки (август 2015 года) находилось в неудовлетворительном состоянии (многочисленные просадки и ямы). В этой связи прокуратурой города в адрес руководителя комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда 03.08.2015г. внесено обобщенное представление. Однако, исчерпывающие меры, направленные на устранение указанных нарушений, комитетом не приняты.
В рамках повторной проверки, проведенной совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, также установлено, что на всей протяженности дорожного покрытия дорог по <адрес> имеются многочисленные неровности, просадки, выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые размеры, установленные ГОСТом Р 50597-93.
Кроме того, проверка показала, что на автомобильных дорогах по <адрес> (в границах от <адрес> до <адрес> (в границах от <адрес> до <адрес> (в границах от <адрес> до <адрес>) вопреки п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение.
Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 16.04.2016г. с приложением фототаблицы.
При разрешении судом требований административного истца относительно выявленных недостатков в сфере безопасности дорожного движения по вышеуказанным адресам, учитывая, что административным ответчиком не исполнена в полной мере обязанность по организации безопасности дорожного движения, допущены нарушения требований законодательства об исполнении обязанности по решению вопросов местного значения, суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования о возложении обязанности на администрацию Волгограда обеспечить наружное освещение проезжей части автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>, автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>, автомобильной дороги по <адрес> в границах от <адрес> до <адрес>; о возложении обязанности на администрацию Волгограда устранить выявленные нарушения требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993г. № 221, а именно: привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие автомобильных дорог: по <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует содержанию исследованных судом доказательств, нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вместе с тем, вывод суда о том, что требования прокурора в части возложения на администрацию Волгограда обязанности обеспечить наружное освещение проезжей части грунтовой дороги по <адрес>, в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложения обязанности обеспечить обустройство тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «Менделеева», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложения обязанности включить автомобильную дорогу по <адрес> в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>; возложения обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не подлежат удовлетворению, поскольку указанная проезжая часть грунтовой дороги на момент рассмотрения дела не включена в реестр муниципальной собственности городского округа Волгограда и не может содержаться за счет средств муниципальной казны, судебная коллегия находит ошибочным, по следующим основаниям.
Пунктом 4 ст. 6Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а также п. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесена, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 9 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 11 статьи 5 Закона № 257-ФЗ закреплено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что указанная выше проезжая часть грунтовой дороги по <адрес> - юридически не оформлена, в реестр муниципальной собственности городского округа Волгограда не включена, что сторонами в судебном заседании суда первой инстанции и не оспаривалось.
Вместе с тем, исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что автодорога по <адрес>, расположенная в границах <адрес>, относится к автомобильным дорогам местного значения, что свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления обязанности содержать данную автомобильную дорогу и обеспечивать на ней безопасность дорожного движения.
Неисполнение данной обязанности административным ответчиком не только является нарушением законодательства о безопасности дорожного движения, но и влечет повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба автовладельцам, создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей Волгограда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на администрацию Волгограда обязанности обеспечить наружное освещение проезжей части грунтовой дороги по <адрес>, в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности обеспечить обустройство тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «<.......>», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности включить автомобильную дорогу по <адрес> в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>; о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ оно подлежит отмене в этой части с принятием в данной части нового решения, которым следует возложить на административного ответчика обязанность устранить указанные выше нарушения, как на владельца, который должен нести бремя содержания автомобильной дороги, принимая все необходимые меры для обеспечения безопасности дорожного движения. В остальной части решение необходимо оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Волгограда области от 30 августа 2016 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований о возложении на администрацию Волгограда обязанности обеспечить наружное освещение проезжей части грунтовой дороги по <адрес>, в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности обеспечить обустройство тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «Менделеева», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности включить автомобильную дорогу по <адрес> в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>; о возложении обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – отменить и принять в этой части новое решение, которым возложить на администрацию Волгограда обязанности обеспечить наружное освещение проезжей части грунтовой дороги по <адрес>, а течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанности обеспечить обустройство тротуара или пешеходной дорожки от многоквартирного <адрес> до остановки общественного транспорта «Менделеева», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить обязанности включить автомобильную дорогу по <адрес> в реестр (перечень) автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, утвержденный постановлением главы Волгограда от 16.10.2008г. № <...>; возложить обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 дорожное покрытие участка автомобильной дороги по <адрес> (до <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
«Согласовано»:
Судья Волгоградского областного суда В.В. Бычков