ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14684/2023 от 04.09.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Кукленко С.В.

УИД 61RS0004-01-2023-001958-69

Дело № 33а-14684/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Авиловой Е.О.,

судей: Мамаевой Т.А., Медведева С.Ф.

при секретаре: Ткачеве Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области к Главному управлению МЧС России по Ростовской области о признании предписания незаконным,

по апелляционной жалобе Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Мамаевой Т.А., судебная коллегия по административным делам

установила:

Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 4-ЧС от 10 марта 2023 года в период времени с 27 марта 2023 года по 7 апреля 2023 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

13 марта 2023 года административным ответчиком административному истцу направлено уведомление о проведении внеплановой проверки № ИП-203-189 с приложением распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной власти от 10 марта 2023 года № 4-ЧС.

6 апреля 2023 года административный ответчик направил административному истцу уведомление: об обеспечении явки 7 апреля 2023 года к 12 часам 00 минутам законного представителя юридического лица для составления и получения административного протокола; прибытии законного представителя Департамента и получении документов по результатам проведенной внеплановой проверки (акт и предписание) 7 апреля 2023 года к 11 часам 50 минутам.

7 апреля 2023 года по итогам проверки законному представителю Департамента вручены следующие документы: акт проверки от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС, предписание об устранении выявленных нарушений реализации полномочий от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС.

В ходе проведения проверки реализации полномочий выявлены нарушения:

1. Не обеспечено сопряжение региональной системы оповещения населения об угрозах возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с муниципальными системами оповещения (г. Зверево и Советский район Ростовской области);

2. Не обеспечено региональной системой оповещения доведение сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся на территории Ростовской области (г. Зверево и Советский район Ростовской области);

3. По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения оформляется акт, в котором были отражены проверенные вопросы и оценка готовности системы оповещения населения «ограниченно готова к выполнению задач», однако в связи с тем, что в настоящее время региональная система оповещения не обеспечивает доведение сигналов оповещения до людей, находящихся на территории Ростовской области (г. Зверево, Советский район Ростовской области), оценка должна быть «не готова к выполнению задач»;

4. Результаты ТО-2 оборудования региональной системы оповещения населения не в полном объеме занесены в формуляр (паспорт) ТСО;

5. Техническое обслуживание оборудования региональной системы оповещения населения не завершено, так как не внесены в формуляры (паспорта) ТСО (проведенное ТО-2);

6. Не обеспечено обновление (актуализация) утвержденного перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (постановление Правительства Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740), а именно: в перечне имеются организации, прекратившие свою деятельность (ГБУ РО «Ростовская областная ветеринарная лаборатория», ФГБУ «Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями и др.), организации, изменившие организационно-правовую форму и название, указано ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - Ростовэнерго, сейчас ПАО «Россети Юг» и другие организации;

7. Не представлен документ, подтверждающий согласование с МЧС России утвержденного Перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области;

8. Не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов согласно утвержденной номенклатуре (продовольственных) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Номенклатура и объеме областного (территориального резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций) межмуниципального и регионального характера (постановление Правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года № 554) определены без учета возможных чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области (количество пострадавших, эвакуируемых, масштабы чрезвычайной ситуации – согласно утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области).

Административный истец не согласен с выявленными нарушениями, поскольку предписание не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленных нарушений.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписание об устранении выявленных нарушений реализации полномочий от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС, вынесенное на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 4-ЧС от 10 марта 2023 года должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ростовской области в отношении Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2023 года административные исковые требования Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования Департамента в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в основу решения судом положена позиция административного ответчика, изложенная в возражениях на административное исковое заявление, что свидетельствует, по мнению заявителя, о нарушении судом принципов состязательности и равноправия сторон, а также объективности и беспристрастности суда.

Заявитель обращает внимание, что наличие в соответствии с Положением о Департаменте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области у административного истца функции по разработке и представлению в установленном порядке предложений по реализации государственной политики и проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не наделяет его полномочиями по принятию таких нормативных правовых актов, а, следовательно, административным ответчиком на него незаконно возложена обязанность по обеспечению обновления (актуализации) утвержденного перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Кроме того заявитель отмечает, что у административного ответчика отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за соблюдением соответствия законам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поскольку данные полномочия в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» возложены на прокуратуру Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель также обращает внимание на то, что установленными требованиями в области гражданской обороны не предусмотрено предоставление документа, подтверждающего согласование с МЧС России утвержденного Перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области. Кроме того, заявитель считает, что не обладает полномочиями по принятию нормативных правовых актов в области гражданской обороны на уровне субъекта Российской Федерации, в связи с чем, требование административного ответчика в данной части является незаконным.

По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Заявитель жалобы также указывает, что при оценке законности пунктов предписания, судом не дана правовая оценка доводам административного истца, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

Кроме того, как указывает заявитель жалобы, судом необоснованно отклонена ссылка административного истца на то, что ранее административным ответчиком также было выдано предписание № 41-ГО от 29 ноября 2022 года, в котором пункты предписания повторяют пункты оспариваемого предписания, и срок его исполнения также установлен до 15.03.2024. При этом суд ограничился указанием на то, что одно предписание было выдано в сфере гражданской обороны, а оспариваемое в сфере чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель по доверенности Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области Ковалева О.Н., поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Представитель ГУ МЧС России по Ростовской области по доверенности Копыт В.В. просил решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области суд первой инстанции, исходил из отсутствия предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации совокупности условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления, поскольку материалы дела содержат достаточные и необходимые доказательства, подтверждающие факт несоблюдения административным истцом обязательных к исполнению требований в отношении систем оповещения населения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Анализ положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконным решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

Положениями ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365 утверждено Положение о системах оповещения населения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, должностными лицами управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ростовской области в период времени с 27 марта 2023 года по 7 апреля 2023 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № 4-ЧС от 10 марта 2023 года.

Уведомление о проведении внеплановой проверки административным ответчиком направлено административному истцу 13 марта 2023 года № ИП-203-189 с приложением распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной власти от 10 марта 2023 года № 4-ЧС.

6 апреля 2023 года административный ответчик направил административному истцу уведомление: об обеспечении явки 7 апреля 2023 года к 12 часам 00 минутам законного представителя юридического лица для составления и получения административного протокола; прибытии законному представителю Департамента и получении документов по результатам проведенной внеплановой проверки (акт и предписание) 7 апреля 2023 года к 11 часам 50 минутам.

По итогам проверки 7 апреля 2023 года законному представителю Департамента вручены следующие документы: акт проверки от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС, предписание об устранении выявленных нарушений реализации полномочий от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС, срок устранения недостатков установлен до 15 марта 2024 года.

По результатам проведенной внеплановой проверки нарушения реализации полномочий выявлены следующие нарушения:

1. Не обеспечено сопряжение региональной системы оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций с муниципальными системами оповещения (г. Зверево и Советский район Ростовской области) (п. 7, п. 5 Приложения № 1 Положения о системах оповещения населения, утверждено приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365; подпункт «п» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

2. Не обеспечено региональной системой оповещения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся на территории Ростовской области (г. Зверево, Советский район Ростовской области) (п. 12 Положения о системах оповещения населения, утверждено приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365; подпункт «п» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

3. По результатам комплексной проверки готовности региональной системы оповещения населения оформлялся акт, в котором были отражены проверенные вопросы и оценка готовности системы оповещения населения «ограниченно готова к выполнению задач», однако в связи с тем, что в настоящее время региональная системы оповещения не обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся на территории Ростовской области (г. Зверево, Советский район Ростовской области), оценка должна быть «не готова к выполнению задач» (п. 27, п. «Д» подраздела «Оценка «готова к выполнению задач» Приложение № 3 Положения о системах оповещения населения, утверждено приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365; подпункт «п» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

4. Результаты ТО-2 оборудования региональной системы оповещения населения не в полном объеме занесены в формуляр (паспорт) ТСО (п. 21 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утв. приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 579/366; подпункт «п» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

5. Техническое обслуживании оборудования региональной системы оповещения населения не завершено, так как не внесены в формуляры (паспорта) ТСО (проведенное ТО-2) (п. 23 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 579/366; пп. «п» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

6. Не обеспечено обновление (актуализация) утвержденного перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (Постановление Правительства Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740), а именно: в перечне имеются организации, прекратившие свою деятельность (ГБУ РО «Ростовская областная ветеринарная лаборатория», ФГБУ «Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями и др.), организации, изменившие организационно-правовую форму и название, указано ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - Ростовэнерго, сейчас ПАО «Россети Юг» и другие организации (п. 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794; п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года №1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

7. Не представлен документ, подтверждающий согласование с МЧС России, утвержденного Перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (п. 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794).

8. Не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов согласно утвержденной номенклатуре (продовольственных) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Номенклатура и объемы областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (постановление правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года № 554) определены без учета возможных чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области (количество пострадавших, эвакуируемых, масштабы чрезвычайной ситуации – согласно утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области) (пп. «ж» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.п. 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794).

Согласно п. 50 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года № 1086, по результатам проверки непосредственно после ее завершения инспекторами органа, осуществляющего государственный надзор, составляется акт проверки в 2 экземплярах.

Пунктом 60 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 2022 года № 1086 инспекторами ГУ МЧС России по Ростовской области по результатам проверки были выявлены нарушения реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Должностными лицами выдан акт проверки, по утвержденной МЧС России типовой форме (Приложение № 7 Распоряжения МЧС России от 6 июля 2022 года № 658 «Об утверждении типовых форм, используемых при осуществлении государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»). В выданном акте проверки от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС указаны выявленные нарушения реализации полномочий (с указанием положений (нормативных) правовых актов).

Постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 года № 218 утверждено Положение о Департаменте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (далее - Положение).

Согласно Положению - Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области (далее - Департамент) является исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области), осуществляющим на территории Ростовской области государственное регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера (далее – чрезвычайная ситуация), пожарной безопасности, а также уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Ростовской области (далее – система - 112 Ростовской области), организующим и осуществляющим региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области и государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области, координацию по вопросам внедрения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Ростовской области, организующим деятельность единой службы оперативной помощи гражданам по номеру «122».

Задачами Департамента является: осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях.

Функциями Департамента является: разработка и представление в установленном порядке предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, а также другие документы; поддержание в готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, проводит мероприятия по ее совершенствованию и развитию; разработка и утверждение нормативных правовых актов Департамента, Положения о региональной системе оповещения населения Ростовской области; организация создания, хранения, восполнение и контроль за использованием и восполнением резерва материальных ресурсов Ростовской области, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет их номенклатуру и объемы исходя из потребностей Ростовской области, а также осуществляет методическое обеспечение создания резервов в муниципальных образованиях в Ростовской области; организация работы по накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также определяет номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; обеспечение информирования населения о чрезвычайных ситуациях, своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях; организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.

Должностными лицами ГУ МЧС России по Ростовской области выявлены нарушения реализации полномочий Департаментом, в том числе - Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365:

Согласно п. 7. Положения о системах оповещения населения: системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения).

В п. 5 Приложения № 1 к Положению о системах оповещения населения указано, что, одно из требований к сопряжению является - сопряжение региональной системы оповещения с муниципальными системами оповещения и КСЭОН, обеспечивается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как следует из п. 1 Положения о системах оповещения населения, оно разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Постановлением Департамента от 13 января 2023 года № 1 утверждено Положение о региональной системе оповещения населения Ростовской области. Утверждение данного Положения, является одним из требований к региональной системе оповещение, и согласно п. 16 Положения о системах оповещения населения - Положения о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением. Отсутствие Положения о региональных системах оповещения, влияет на готовность ее на территории Ростовской области.

В соответствии с п. 12 Положения о системах оповещения населения, основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации; органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее - территориального органа МЧС России); органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления; единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований; сил ГО и РСЧС субъекта Российской Федерации; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения; людей, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что в связи с отсутствием сопряжения региональной системы оповещения с муниципальной системой оповещения (г. Зверево, Советский район Ростовской области), уполномоченным органом исполнительной власти не выполнена задача по оповещению.

Согласно п. 27 Положения о системах оповещения населения, с целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок: комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения; технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.

Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.

По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения.

Согласно подраздела «Оценка «готова к выполнению задач» Приложение №3 к Положению о системах оповещения населения, готовность региональной системы оповещения оценивается:

Оценка «готова к выполнению задач», если:

а) региональная система оповещения создана, соответствует проектно-сметной документации и введена в эксплуатацию;

б) на территории субъекта Российской Федерации во всех муниципальных образованиях созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с региональной системой оповещения муниципальные системы оповещения;

в) на территории субъекта Российской Федерации КСЭОН во всех зонах экстренного оповещения населения созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и сопряжены с системой оповещения соответствующего уровня;

г) в субъекте Российской Федерации имеются положения о региональной и муниципальных системах оповещения, паспорта рекомендованного образца и другая документация по вопросам создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;

д) региональная система оповещения, в установленное настоящим Положением время и с установленных пунктов управления обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Оценка «ограниченно готова к выполнению задач», если выполнены пункты «а», «г», «д», «е», «з», «н» требований на оценку «готова к выполнению задач», вместе с тем:

а) на территории субъекта Российской Федерации во всех муниципальных образованиях созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и не менее 75% сопряжены с региональной системой оповещения муниципальные системы оповещения.

Должностными лицами ГУ МЧС России по Ростовской области при проведении проверки учитывались сведения о том, что на территории субъекта Российской Федерации во всех муниципальных образованиях созданы, соответствуют проектно-сметной документации, введены в эксплуатацию и не менее 75% сопряжены с региональной системой оповещения муниципальные системы оповещения», однако в случае если не выполняются требования п. «Д» на оценку «готова к выполнению задач» – региональная система оповещения не готова к выполнению задач.

По результатам комплексной проверки региональной системы оповещения населения, участие в которой принимал сотрудник управления связи ГУ МЧС России по Ростовской области, составлен акт от 24 ноября 2022 года. Указанный сотрудник подписал акт, приложив особое мнение. В особом мнении указано, что региональная система оповещения не готова к выполнению задач. Однако, несмотря на данный факт, по результатам проверки Департаментом была определена оценка готовности региональной системы оповещения как «ограниченно готова к выполнению задач».

Механизм устранения данного нарушения был доведен до контролируемого лица при обсуждении выявленных нарушений, а именно: в рамках следующей комплексной проверки региональной системы оповещения необходимо дать достоверную оценку на основе выполненных мероприятий согласно Приложению № 3 к Положению о системах оповещения населения.

Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденное приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 579/366 разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Согласно п. 21 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения: ТО-1 и ТО-2 проводятся с периодичностью, установленной ЭТД на ТСО. Выполнение ТО-1 и ТО-2 отражается в плане проведения технического обслуживания ТСО. Результаты ТО-2 со значениями измеренных параметров заносятся в формуляр (паспорт) ТСО.

Так, при проведении внеплановой выездной проверки совместно с представителем Департамента, было выявлено, что в связи с большим объемом формуляров (паспортов) ТО-2 не были внесены в них (только порядка 20 % было внесено по состоянию на 7 апреля 2023 года). В рамках рассмотрения административного дела в отношении Департамента, факт невнесения ТО-2 в формуляры (паспорта) был установлен и не оспаривался административным истцом.

Согласно п. 23 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, техническое обслуживание считается завершенным при выполнении следующих условий: на ТСО выполнен перечень работ, предписанных ЭТД; устранены все выявленные неисправности; внесены соответствующие записи в книгу учета ТСО (при проведении текущего ремонта) и формуляры (паспорта) ТСО (при проведении ТО-2).

Техническое обслуживание оборудования региональной системы оповещения населения не может считаться завершенной, в случае не выполнения хотя бы одного из условий, а именно внесение в формуляры (паспорта) ТСО (проведенное ТО-2).

По пунктам 6, 7 Предписания № 4-ЧС, в части определения перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области суд первой инстанции отметил следующее.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 года № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в установленном порядке утвердить перечни сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечить их автоматизированный учет, хранение и обновление.

Правительство Ростовской области в целях реализации п. 4 указанного Постановления своим постановлением утвердило Перечень сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740.

Так, из материалов дела следует, что не обеспечено обновление (актуализация) утвержденного постановления Правительства Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740, а именно: в перечне имеются организации, прекратившие свою деятельность (ГБУ РО «Ростовская областная ветеринарная лаборатория», ФГБУ «Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями и др.), организации, изменившие организационно-правовую форму и название, указано ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» - Ростовэнерго, сейчас ПАО «Россети Юг» и другие организации.

При этом, согласно Положению о Департаменте - Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области является исполнительным органом Ростовской области, осуществляющим на территории Ростовской области государственное регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера, а также Департамент наделен функцией по разработке и представлению в установленном порядке предложений по реализации государственной политики и проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Данным органом исполнительной власти было внесено постановление Правительства Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740 «Об утверждении перечня сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области».

Необходимость издания данного документа также определена п. 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794.

В п. 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794, указано, что Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При этом судом первой инстанции установлено, что ссылки Департамента о согласовании данного Перечня (постановление Правительства Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740) с ГУ МЧС России по Ростовской области в 2014 году, не соответствуют законодательству Российской Федерации, а именно: требования по согласованию Перечня сил постоянной готовности территориальных подсистем определено с МЧС России, а не с территориальным органом МЧС России. В ГУ МЧС России по Ростовской области 17 апреля 2023 год от Департамента поступило письмо №32/3.1./1211 о согласовании проекта постановления «Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем». Согласно ответу ГУ МЧС России по Ростовской области № ИП-203-344 от 24 апреля 2023 года согласование сил постоянной готовности территориальных подсистем осуществляется с МЧС России.

По пункту 8 Предписания № 4-ЧС, в части создания резервов материальных ресурсов суд первой инстанции отметил следующее.

Согласно пп. «ж» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и п.п. 6, 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В соответствии с п. 3.10 раздела 3 Положения о Департаменте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 9 декабря 2011 года № 218, к функциям Департамента отнесен вопрос организации создания, хранения, восполнения и контроля за использованием и восполнением резерва материальных ресурсов Ростовской области, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, определение их номенклатуры и объемов, исходя из потребностей Ростовской области, а также осуществление методического обеспечения создания резервов в муниципальных образованиях в Ростовской области.

Постановлением Правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года №554 «О Порядке создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» утверждены: Порядок создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; номенклатура и объемы областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Из п. 2 Приложения № 1 к Порядку создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года № 554, следует, что резерв создается заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им помощи, обеспечения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации угрозы и последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. 8 Приложения № 1 к Порядку создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, заказчиком материальных ресурсов резерва на поставку продовольствия, товаров первой необходимости, нефтепродуктов, топливных ресурсов, средств радиационной, химической, индивидуальной, медицинской защиты и средств связи является Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Согласно п. 4 Приложения № 1 к Порядку создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, создание, хранение и восполнения резерва осуществляется, в том числе за счет внебюджетных источников.

Из утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области следует, что на территории Ростовской области количество населения, подлежащее эвакуации из зоны затопления при наиболее вероятном сценарии развития гидродинамической аварии на Цимлянской ГЭС – 147 194 человек, а при наихудшем сценарии развития – 240 601 человек. Также данным Планом ЧС предусмотрены нормы и нормативы обеспечения продуктами питания пострадавшего при ЧС населения в сутки на человека (хлеб, крупы, макаронные изделия, молоко и молокопродукты, сахар, картофель и др.).

Согласно Приложению № 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года № 554, утверждена номенклатура и объем резервов для ликвидации ЧС, в том числе Продовольствие и пищевое сырье. Так, утверждены: чай – 15 кг, соль – 300 кг, масло растительное (жиры) – 100 кг, мясные консервы – 100 кг, консервы растительные 50 кг, сахар – 100 кг.

Не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов согласно утвержденной номенклатуре (продовольственных) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Номенклатура и объемы областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, утвержденные постановлением Правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года № 554, определены без учета возможных чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области (количество пострадавших, эвакуируемых, масштабы чрезвычайной ситуации – согласно утвержденного плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ростовской области).

В соответствии с п. 68 Правил государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населении и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1086 от 15 июня 2022 года, контролируемое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган, осуществляющий государственный надзор, возражения в письменной форме в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. В адрес ГУ МЧС России по Ростовской области возражений в отношении выданного Предписания № 4-ЧС от Департамента не поступало.

Досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) инспекторов органов, осуществляющих государственный надзор, и принятых ими решений в ходе осуществления государственного надзора со стороны Департамента не осуществлялось.

7 апреля 2023 года в отношении Департамента по нарушениям, указанным в акте проверки и предписании № 4-ЧС был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об АП - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону от 5 мая 2023 года Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об АП с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 июля 2023 года постановление мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону от 5 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1ст. 20.6 Кодекса РФ об АП в отношении Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области оставлено без изменения, жалоба Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области – без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы Департамента о том, что ранее ГУ МЧС России по Ростовской области Департаменту также было выдано предписание от 29 ноября 2022 года № 41-ГО, в котором пункты предписания повторяют пункты оспариваемого предписания, и срок его исполнения установлен также - 15.03.2024, подлежат отклонению, поскольку проверки проводились в разных сферах законодательства. Так, в предписании от 29 ноября 2022 года № 41-ГО указано на необходимость устранения недостатков в системе гражданской обороны, а в предписании от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС – в сфере чрезвычайных ситуаций. При этом, тот факт, что система едина, не свидетельствует о нарушениях, допущенных ГУ МЧС России по Ростовской области.

Относительно указанного довода судебная коллегия также отмечает, что внеплановая проверка, по результатам которой Департаменту выдано предписание от 29 ноября 2022 года № 41-ГО, проводилась по поручению заместителя председателя Правительства Российской Федерации и в рамках Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», тогда как предписание от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС, выданное по результатам внеплановой проверки, проводимой в рамках Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и по поручению Президента Российской Федерации.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что наличие в соответствии с Положением о Департаменте по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области у административного истца функции по разработке и представлению в установленном порядке предложений по реализации государственной политики и проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не наделяет его полномочиями по принятию таких нормативных правовых актов, по следующим основаниям.

Так, судебная коллегия, полагает правомерным возложение на Департамент обязанности по обеспечению обновления (актуализации) утвержденного перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области. При этом судебная коллегия учитывает, что проекты постановления Правительства Ростовской области от 6 ноября 2014 года № 740 «Об утверждении Перечня сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области», а также постановления Правительства Ростовской области от 2 июля 2012 года № 554 «О Порядке создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» вносились Департаментом по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области.

Относительно доводов апелляционной жалобы о том, что у ГУ МЧС России по Ростовской области отсутствуют полномочия по осуществлению надзора за соблюдением соответствия законам нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, поскольку данные полномочия в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» возложены на прокуратуру Российской Федерации, основаны на неверном толковании административным истцом действующего законодательства, и относятся к плановым проверкам.

Так, согласно положениям ч. 9 ст. 63 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2023 года, утвержденным МЧС России 17 февраля 2023 года № 2-4-48-2-5, основанием для проведения проверок готовности является Решение оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период» от 8 февраля 2023 года (Пр-467 от 14 февраля 2023 года). Данное Решение от 8 февраля 2023 года утверждено Президентом Российской Федерации от 14 февраля 2023 года № Пр-267.

В соответствии с пп. «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации № 336 от 10 марта 2022 года установлен исчерпывающий перечень оснований проведения в 2022-2023 годах внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе без согласования с органами прокуратуры, в частности по поручению Президента Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия считает, что ГУ МЧС России по Ростовской области в 2023 году правомерно проведена внеплановая проверка Департамента, в соответствии с требованиями закона и иных правовых актов, по результатам которой обоснованно Департаменту выдано предписание от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при оценке законности пунктов предписания, судом не дана правовая оценка доводам административного истца, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку выборочное и фрагментарное толкование Департаментом норм права применительно к существенным обстоятельствам дела не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предписание ГУ МЧС России по Ростовской области от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС принято уполномоченным лицом, соответствует закону и иным правовым актам, в связи с чем, обоснованно не установил оснований для удовлетворения административных исковых требований Департамента.

Доводы Департамента о неисполнимости оспариваемого предписания правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку предписание содержит перечень конкретных действий, которые необходимо совершить проверяемому лицу, чтобы устранить выявленные нарушения.

При этом, представленное письмо Департамента от 10 июля 2023 года №32/3.2/2206 о частичном исполнении требований, изложенных в предписании от 7 апреля 2023 года № 4-ЧС, дополнительно свидетельствует о его правомерности и обоснованности вынесения.

В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ростовской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Авилова Е.О.

Судьи: Мамаева Т.А.

Медведев С.Ф.

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 сентября 2023 года.