Судья: Слобожанина А.П. №33а-14702 Докладчик: Быкова С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«23» ноября 2016 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Михеев С.Н., Пронченко И.Е.,
при секретаре: Ондар В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе Московкина <данные изъяты>, Кудрявцевой <данные изъяты> на решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецк Кемеровской области от 02 сентября 2016 года
по делу по административному исковому заявлению Московкина <данные изъяты>, Кудрявцевой <данные изъяты> к Кемеровской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании отказа в возврате излишне удержанного налога незаконным, обязании вернуть излишне удержанный НДФЛ в полном объеме,
У С Т А Н О В И Л А:
Московкин <данные изъяты>., Кудрявцева <данные изъяты>. обратились с административным иском к Кемеровской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании отказа в возврате излишне удержанного налога незаконным, обязании вернуть излишне удержанный НДФЛ в полном объеме, в пользу Московкина <данные изъяты>. - в размере <данные изъяты> рубля, в пользу Кудрявцевой <данные изъяты>. -в размере <данные изъяты> рублей.
Требования мотивируют тем, что в феврале 2013 г. они были уволены с государственной службы на Новокузнецком таможенном посту Кемеровской таможни в соответствии с п.6 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» с должностей: Московкин <данные изъяты>. - главный государственный инспектор по правовой работе, Кудрявцева <данные изъяты>. - главный государственный инспектор отдела таможенного досмотра.
В соответствии с п.9 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе» им была выплачена компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания в сумме: -Московкину - <данные изъяты> руб., - Кудрявцевой - <данные изъяты>. - <данные изъяты> руб., из которой был удержан НДФЛ) у Московкина <данные изъяты>. - <данные изъяты> руб., у Кудрявцевой <данные изъяты>. - <данные изъяты> руб. Из суммы выплат в размере 3-х месячного заработка у них НДФЛ не удерживался.
В соответствии сп.п.4 п. 10 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», п.1 ст. 51 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ч.7 ст. 3 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» им было выплачено также единовременное пособие, исходя из имеющегося на момент увольнения стажа государственной службы: Московкину <данные изъяты>. <данные изъяты> руб., Кудрявцевой <данные изъяты><данные изъяты> руб., с которых был удержан НДФЛ в размере соответственно у Московкина <данные изъяты>. <данные изъяты> руб., у Кудрявцевой <данные изъяты>. <данные изъяты> руб.
Итого удержан НДФЛ: с Московкина <данные изъяты>. - <данные изъяты> руб., с Кудрявцевой <данные изъяты>. - <данные изъяты> руб.
Считая удержание НДФЛ необоснованным, они обратились в установленном законом порядке к бывшему работодателю - Кемеровской таможне с заявлениями о возврате удержанных сумм. В возврате НДФЛ было отказано.
При этом в отказе в отношении Кудрявцевой указывалось, что заявление ее не подлежит исполнению, т.к. направлено ответчику за пределами установленного п.7 ст. 78 НК РФ 3-летнего срока, что не соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству. Указанный срок заканчивается 04.02.2016 г., а заявление было передано на почту 29.01.2016 г., что свидетельствует о совершении действий в срок. Остальные основания отказа им одинаковы.
Ответчик в обоснование отказов ссылается на письма Минфина от 10 декабря 2012 г. № 03-04-03/6-10 и от 17 июня 2014 г. № 03-04-05/28900, в которых высказывается мнение, что обе указанные выше выплаты фактически являются выходными пособиями только на том основании, что они сопровождают увольнение, независимо от установленных соответствующими законами для них статуса и наименования, совершенно отличных от выплат, предусмотренных ст. 178 Трудового кодекса РФ, и в частности выходного пособия, и поэтому подлежат обложению НДФЛ.
Считают отказ ответчика в возврате НДФЛ, удержанного с произведенных им выплат, незаконным.
Им при увольнении были выплачены компенсация и единовременное пособие, которые не указаны в п.3 ст. 217 НК РФ как выплаты, подлежащие обложению НДФЛ в части превышения 3-хкратного размера среднего месячного заработка. Законные основания их выплат указаны выше, размеры выплат, предусмотренные этими законами, не превышены.
Решением Новоильинского районного суда г. Новокузнецк от 02 сентября 2016 г. в удовлетворении требований Московкину <данные изъяты>и Кудрявцевой <данные изъяты>. отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 <данные изъяты>. и ФИО2 <данные изъяты>. просят решение суда отменить, т.к. оно основано на неверном толковании положений действующего законодательства РФ. Им было произведено две выплаты: компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания и единовременное пособие. Суд же вынес решение только по компенсации, указав на то, что произведенная при увольнении истцам выплата компенсаций за три месяца в полном объеме, а за четвертый месяц за вычетом НДФЛ не противоречит требованиям п. 3 ст. 217 НК РФ. По второй выплате - единовременному пособию решение о правомерности обложения его налогом и в каком порядке это должно производиться, отсутствует.
В выводе суда о том, что произведенные им компенсационные выплаты по своей юридической природе являются выходным пособием, поскольку по прямому указанию закона выплачиваются взамен выходного пособия, отсутствует указание на нормы закона, которые положены в основу данного вывода.
Компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания была выплачена в соответствии с п.9 ст. 37 ФЗ «О государственной гражданской службе». Согласно этому закону гражданскому служащему при увольнении выплачивается компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается. Т.е. буквальный смысл данной нормы- при увольнении государственному служащему осуществляются не две выплаты - компенсация и выходное пособие, а только одна - компенсация. Прямых указаний на их идентичность и выплату одной вместо другой закон не содержит.
Единовременное пособие было выплачено на основании п.п. 4 п. 10 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», п. 1 ст. 51 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ч. 7 ст. 3 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти законы не содержат даже намека на прямое указание закона об его выплате взамен выходного пособия или об их идентичности.
Они не согласны с мнением суда, что налогообложение произведенных им при увольнении выплат не противоречит требованиям п. 3 ст. 217 НК РФ. Выплаты, прямо не упомянутые в п. 3 ст. 217 НК РФ являются теми самыми видами выплат, которые не подлежат налогообложению. Мнение суда основано на попытке адаптировать позицию суда под мнение Минфина России в нарушение положения ст. 120 Конституции России о независимости суда.
Суд не должен принимать во внимание письма Минфина России.
Из писем Минфина России, указанных в решении - 14.08.2013. и от26.05.2015. не следует, что это официальная позиция этого органа, обязательная для исполнения неопределенным кругом лиц.
Согласно письму Минфина России от 20.07.2009 этот орган фактически признал необязательность их исполнения, возложив ответственность за соблюдение их содержания на тех, кто это делает. Из содержания указанных в решении суда писем следует, что это ответы неким безымянным адресатам, а не официальные указания, разосланные для исполнения и соблюдения.
Письма Минфина России, как указанные в решении суда, так и те, на которых основывал свой отказ ответчик, изданы с серьезными нарушениями. Фактически Минфин РФ в угоду своим интересам изменил содержание п. 3 ст. 217 НК РФ.
Минфин России превысил свои полномочия, издавая указанные письма. Согласно ст. 34.2 НК РФ ему предоставлено право только давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, и эти разъяснения не должны менять содержание норм закона. Внесением изменений в законы занимается законодательный орган с содержанием установленных норм законотворческого процесса, а не орган исполнительной власти, которым является указанное выше учреждение, путем издания писем с выражением своих мнений.
Кемеровской таможней Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы представлены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика ФИО11 просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 <данные изъяты>. и ФИО2 <данные изъяты> в соответствии с приказом Кемеровской таможни от 31 января 2013 г. с 4 февраля 2013 г. уволены с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому основанием для увольнения с гражданской службы являлся отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
При увольнении ФИО1 <данные изъяты>. была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п.9 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которой, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Кроме того, ФИО1 <данные изъяты> было выплачено единовременное пособие в размере 2 окладов месячного денежного содержания 11 234 руб. (начислено <данные изъяты> руб., удержан НДФЛ <данные изъяты> руб.) в соответствии с пп 4 п. 10 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», согласно которой при увольнении после 1 января 2013 года указанных лиц из таможенных органов Российской Федерации на пенсию, а также при увольнении по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 и пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 1, 2 и 4 части 1, пунктами 2 и 4 части 2, частью 3 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктами 1 и 2 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, им выплачивается единовременное пособие в порядке и на условиях, которые были установлены пунктом 1 статьи 51 ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с приказом Кемеровской таможни от 16 октября 2013 г. «О внесении изменений в приказы Кемеровской таможни» <данные изъяты> ФИО1 произведен перерасчет единовременного пособия при увольнении. К ранее выплаченному пособию дополнительно начислено и выплачено пять окладов денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб. (начислено <данные изъяты> руб., удержан НДФЛ <данные изъяты> руб.).
ФИО2 <данные изъяты> выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания <данные изъяты> руб. (начислено <данные изъяты> руб., удержан НДФЛ <данные изъяты> руб.), установленной ч. 9 ст. 31 указанного закона, и единовременного пособия в размере 2 окладов месячного денежного содержания <данные изъяты> руб. (начислено <данные изъяты> руб., удержан НДФЛ <данные изъяты> руб.), в соответствии с пп 4 п. 10 ст. 3 ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», п. 1 ст. 51 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ч. 7 ст. 3 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4 ноября 2014 г. Федеральным законом № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 4 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» внесены изменения в части размера единовременного пособия, подлежащего выплате при увольнении после 1 января 2013 года по основаниям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 1 и пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 1, 2 и 4 части 1, пунктами 2 и 4 части 2, частью 3 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
На основании приказа Кемеровской таможни от 25 ноября 2014 г. «О внесении изменений в приказы таможни» ФИО1 <данные изъяты>. дополнительно к ранее начисленному и выплаченному 4 февраля 2013 г. единовременному пособию выплачено <данные изъяты> руб. (начислено <данные изъяты> руб., удержан НДФЛ <данные изъяты> руб.).
На основании приказа Кемеровской таможни от 25 ноября 2014 г. «О внесении изменений в приказы таможни» <данные изъяты> ФИО2 дополнительно к ранее начисленному и выплаченному 4 февраля 2013 г. единовременному пособию выплачено <данные изъяты> руб. (начислено <данные изъяты> руб., удержан НДФЛ <данные изъяты> руб.).
Всего в связи с увольнением <данные изъяты> ФИО1 начислена и выплачена компенсация и единовременное пособие в сумме <данные изъяты> руб., из которых удержан НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб., ФИО2 <данные изъяты>. начислена и выплачена компенсация и единовременное пособие в сумме <данные изъяты> руб., из которых удержан НДФЛ в сумме <данные изъяты> руб.
Перечисленные компенсации выплачены ФИО1 <данные изъяты> и ФИО2 <данные изъяты> за три месяца в полном размере, а за четвертый месяц — за вычетом налога на доходы физических лиц, что не оспаривается ими.
Разрешая спор по существу, суд сделал правильный вывод о том, что требования ФИО1 <данные изъяты>. и ФИО2 <данные изъяты>. не подлежат удовлетворению, т.к. с выплаченных им сумм при увольнении НДФЛ удержан в соответствии с требованиями закона.
На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления как компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
При этом глава 23 Кодекса не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.
Исходя из ст. 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Определяющее значение для целей налогообложения имеет характер соответствующей выплаты, позволяющий отнести ее к числу компенсаций, предусмотренных статьей 164 ТК РФ, а не наименование (надбавка, увеличение оклада, льгота и т.п).
Произведенные при увольнении компенсационные выплаты ФИО1 <данные изъяты>. и ФИО2 <данные изъяты>. по своей юридической природе являются выходным пособием, поскольку по прямому указанию закона выплачивается взамен выходного пособия, носит те же цели, что и выплата выходного пособия, а именно - обеспечение защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, то есть потери работы по независящим от него причинам.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе, опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка от 02 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: