Судья Приб Я.Я. Дело № 33А–1473
Докладчик Шалагина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда
в составе:
председательствующего Шалагиной О.В.,
судей Михеевой С.Н., Бегуновича В.Н.,
при секретаре Дорожкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шалагиной О.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Междуреченского городского округа на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2017 года по делу по административному иску Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Междуреченского городского округа о признании недействующим п.2.4 Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных бытовых нужд,
УСТАНОВИЛА:
Новокузнецкий транспортный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Междуреченского городского округа о признании недействующим пункта 2.4 Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных бытовых нужд.
Требования, с учетом уточнения, мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена антикоррупционная экспертиза Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд, утвержденных постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 22.10.2015г. № 3094-п (далее Правила), в ходе которой установлено, что п.2.4 нормативного правового акта в части противоречит действующему федеральному законодательству.
Пунктом 2.4 Правил закреплено, что водные объекты общего пользования используются, в том числе, в целях плавания и причаливания плавучих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, находящихся в частной собственности граждан.
Указанные положения Правил не соответствуют требованиям федерального законодательства, поскольку в соответствии с Водным кодексом РФ перечень полномочий органов местного самоуправления городского округа в сфере водных отношений является исчерпывающим и не дает права муниципальным образованиям устанавливать запреты на использование маломерных судов на водных объектах.
Единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах РФ, включая водные мотоциклы (гидроциклы), установлен Правилами пользования маломерными судами на водных объектах РФ, утвержденными приказом МЧС России от 29.06.2005 № 502.
В соответствии с п.1 Правил пользования маломерными судами действие нормативного акта распространяется на принадлежащие юридическим и физическим лицам маломерные суда. Пунктами 8 и 9 Правил определен исчерпывающий перечень запретов на пользование маломерными судами на водных объектах, который не содержит запрета по эксплуатации судов, находящихся в собственности организации.
Кроме того, порядок использования водных объектов общего пользования для плавания на маломерных судах установлен Правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденными постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 № 158, которые также не содержат запрета на эксплуатацию на водных объектах региона маломерных судов, принадлежащих юридическим лицам.
Таким образом, администрацией Междуреченского городского округа установлены ограничения по эксплуатации маломерных судов (гидроциклов), не предусмотренные федеральным законодательством.
Запрет эксплуатации на водных объектах общего пользования Междуреченского городского округа плавательных средств, которые не находятся в собственности граждан, ограничивает права на использование судов, являющихся собственностью юридических лиц.
Исходя из положений п.2.4 Правил на территории Междуреченского городского округа установлен косвенный нормативный запрет на использование гражданами в бытовых целях на водных объектах муниципального образования плавательных средств, являющихся собственностью юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), федеральной или муниципальной собственностью, а также долевой либо совместной собственностью в соответствии со ст.ст.213, 244 ГК РФ. В этой связи на основании действующих в настоящее время Правил на водных объектах городского округа гражданам запрещено эксплуатировать различные плавсредства, принадлежащие организациям (коммерческим, некоммерческим) и арендованные физическими лицами на возмездной основе для личного пользования, а также государству, муниципалитету, и эксплуатируемые гражданами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Помимо этого граждане ограничены в праве на использование на водных объектах городского округа судов, являющихся долевой или совместной собственностью нескольких собственников.
Просит признать п.2.4 Правил использования водных объектов общего пользования, расположенный на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд, утвержденных постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 22.10.2015 №3094-п, в части указания на нахождение плавучих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, в частной собственности граждан не соответствующим Водному кодексу РФ, приказу МЧС России от 29.06.2005 № 502, постановлению Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 № 158, Федеральному закону от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и не действующим с момента его издания, не подлежащим дальнейшему применению.
В судебное заседание представитель администрации Междуреченского городского округа не явился.
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2017 года постановлено:
Исковые требования Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Междуреченского городского округа о признании п.2.4 «Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных бытовых нужд» не соответствующим Водному кодексу РФ, приказу МЧС России от 29.06.2005 №502, постановлению Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 №158, ФЗ от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции», ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» удовлетворить.
Признать абз.2 п.2.4 «Правил использования водных объектов общего пользования, расположенный на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд», утвержденных постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 22.10.2015 № 3094-п, в части указания на нахождение плавучих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, в частной собственности граждан не соответствующим Водному кодексу РФ, приказу МЧС России от 29.06.2005 № 502, постановлению Администрации Кемеровской области от 25.06.2007 № 158, Федеральному закону от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции», Федеральному закону от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Признать абз.2 п.2.4 «Правил использования водных объектов общего пользования, расположенный на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд», утвержденных постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 22.10.2015 № 3094-п, в части указания на нахождение плавучих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, в частной собственности граждан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Междуреченского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы «Правила использования водных объектов общего пользования, расположенный на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд», утвержденные постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 22.10.2015 № 3094-п.
Взыскать с администрации Междуреченского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации Междуреченского городского округа Владимирова Н.С., действующая на основании доверенности от 30.11.2015 года, просит решение суда отменить, указывая на то, что проект постановления прошел правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуре города Междуреченска, норм, противоречащих федеральному и региональному законодательству, а также коррупциогенных факторов при проведении экспертиз проекта выявлено не было.
Администрация Междуреченского городского округа не превысила своих полномочий при утверждении вышеназванных правил.
Постановление администрации Междуреченского городского округа от 22.10.2015 № 3094-п направлено на регламентацию правоотношений по использованию водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд. Личные и бытовые нужды - личные, семейные, домашние нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. нужды физического лица, но не субъекта предпринимательской деятельности.
Таким образом, абзац 2 п.2.4 Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд не регламентирует деятельность по эксплуатации судов, находящихся в собственности организации и не устанавливает ограничения и запреты в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
На апелляционную жалобу и.о. транспортного прокурора Новокузнецкой транспортной прокуратуры Вайнер И.И. принесены возражения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Междуреченского городского округа, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, не явился.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Леонова В.С., просившего решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Междуреченского городского округа № 3094-п от 22.10.2015г. утверждены Правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд (далее – Правила) (л.д.8-12).
Постановление вместе с Правилами опубликовано в Междуреченской городской газете «Контакт» № 75 от 29 октября 2015 года.
Пунктом 2.4 Правил установлено, что водные объекты общего пользования используются в целях удовлетворения личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе, для плавания и причаливания плавающих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, находящихся в частной собственности граждан (абзац второй).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доводов Новокузнецкого транспортного прокурора о противоречии федеральному законодательству указанной нормы Правил, указав на отсутствие каких-либо запретов, установленных водным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативных правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области на использование гражданами в личных бытовых целях на водных объектах муниципального образования плавательных средств, находящихся в собственности юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), федеральной или муниципальной собственности, а также долевой либо совместной собственности, в связи с чем признал абз.2 п.2.4 Правил в части указания на нахождение плавучих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, в частной собственности граждан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными.
В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.23 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» администрация Междуреченского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч.1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4).
Согласно п.36 ч.1 ст.16 этого же Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений предусмотрены ч.5 ст.27 Водного кодекса РФ, п.12 ч.2.3 ст.42 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ».
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят администрацией Междуреченского городского округа в соответствии с предоставленными полномочиями.
Согласно ст.6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (ч.3).
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.4).
Оспариваемой нормой Правил фактически установлен запрет на использование на водных объектах на территории Междуреченского городского округа плавающих средств, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на воде, которые не находятся в частной собственности граждан, то есть принадлежат иным лицам.
Однако таких запретов законодательством Российской Федерации и законодательством Кемеровской области не предусмотрено.
Так, приказом МЧС РФ от 29.06.2005г. № 502 утверждены Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации и распространяются, в том числе, на водные мотоциклы (гидроциклы), несамоходные суда и иные плавучие объекты, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Кемеровской области, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.06.2007г. № 158, устанавливают единый порядок использования водных объектов на территории Кемеровской области для плавания на маломерных судах (п.1.1 Правил) и не содержат каких-либо ограничений в использовании предназначенных для отдыха на водных объектах маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств в зависимости от их принадлежности гражданам или иным физическим или юридическим лицам.
Как обоснованно указано прокурором, запрет эксплуатации на водных объектах общего пользования Междуреченского городского округа плавательных средств, которые не находятся в собственности граждан, ограничивает права граждан, физических лиц на использование в бытовых целях таких средств, являющихся собственностью юридических лиц, организаций, которые граждане вправе получить в пользование по договорам аренды и по иным законным основаниям.
Согласно п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Таким образом, поскольку оспариваемая прокурором норма противоречит федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом она обоснованно признана недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к разрешению спорных правоотношений, и основанием для отмены решения суда в указанной части не являются.
Вместе с тем судебная коллегия находит решение суда в части взыскания с администрации Междуреченского городского округа в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей постановленным с нарушением норм материального права.
Так, суд не учел, что в соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины освобождены, вследствие чего правовых оснований для взыскания с администрации Междуреченского городского округа государственной пошлины не имеется.
При таких данных решение суда в указанной части подлежит отмене.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Частью 5.1 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» установлено, что правовые акты главы Междуреченского городского округа, подлежащие опубликованию, публикуются (обнародуются) в Междуреченской городской газете «Контакт» в целях обеспечения возможности ознакомления с ними граждан.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в Междуреченской городской газете «Контакт», то сообщение о принятом судом решении по настоящему делу должно быть опубликовано в указанном печатном издании.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 14 ноября 2017 в части взыскания с администрации Междуреченского городского округа в доход федерального бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Резолютивную часть решения суда изложить в следующей редакции:
«Требования Новокузнецкого транспортного прокурора удовлетворить.
Абзац второй пункта 2.4 Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории Междуреченского городского округа, для личных и бытовых нужд, утвержденных постановлением администрации Междуреченского городского округа Кемеровской области от 22.10.2015 № 3094-п, в части слов «находящихся в частной собственности граждан» признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать в Междуреченской городской газете «Контакт» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.»
Председательствующий: Шалагина О.В.
Судьи: Бегунович В.Н.
Михеева С.Н.