ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1475/2022 от 11.08.2022 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Куринова Л.Ю. Дело № 33а-1475/2022

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Бажанова А.О.,

судей Михеева О.С. и Середы Л.И.,

при секретаре Ермаковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 августа 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-841/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Саранск на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2022 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Администрации городского округа Саранск по сносу аварийного расселенного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, тер. Кирзавода, д. 2, и понуждении снести аварийный многоквартирный дом.

В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки деятельности Администрации городского округа Саранск выявлены нарушения законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», республиканской целевой программы «Жилище» (вместе с «Подпрограммой «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия).

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, тер. Кирзавода, д. 2, признанный аварийным до 1 января 2017 г., указанный в пункте 333 приложения № 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия», подлежал расселению до 31 августа 2021 г.

Администрация городского округа Саранск обязана снести аварийные жилые дома в рамках этапа подпрограммы в течение 6 месяцев после расселения в соответствии с соглашением № 72/34 от 8 июля 2020 г., заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.

Собственники жилых помещений в вышеуказанном жилом доме расселены в установленном законом порядке, однако снос многоквартирного дома № 2 тер. Кирзавода г. Саранска административным ответчиком не осуществлен до настоящего времени.

Вышеназванное бездействие Администрации городского округа Саранска создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, т.к. существует опасность обрушения аварийного строения.

Административный истец просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в неосуществлении сноса аварийного расселенного многоквартирного дома № 2 тер. Кирзавода г. Саранск, Республика Мордовия, обязать снести аварийный расселенный многоквартирный дом, вывести строительный мусор и утилизировать его в течение 2 месяцев после вступления решения суду в законную силу.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2022 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Саранск просит отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением положений пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указывает, что Администрация городского округа Саранск является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям; снос спорного многоквартирного дома обязано осуществить казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства»; согласно Уставу городского округа Саранск Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в чьи обязанности не входит непосредственное проведение работ по сносу ветхих и - аварийных домов в границах городского округа Саранска.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия Портнова О.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск, представители заинтересованных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Администрации Октябрьского района городского округа Саранск, казенного учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще и своевременно извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что 19 июня 2014 г. заключением межведомственной комиссии жилые помещения, расположенные по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, тер. Кирзавода, д. 2, признаны непригодными для постоянного проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 29 декабря 2018 г. № 3088 «О признании многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском районе городского округа Саранск, аварийными и подлежащими сносу», многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, тер. Кирзавода, д.2, признан аварийным и подлежащим сносу, предписано отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 года № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», республиканской целевой программы «Жилище» (вместе с «Подпрограммой «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия).

В пункте № 333 Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г. Приложения № 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» указан многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, тер. Кирзавода, д. 2 (дата окончания переселения 31 августа 2021 г.).

В соответствии с пунктом 2.2.17 соглашения о предоставлении и использовании субсидий на софинансирование капительных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности на реализацию подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в составе государственной программы «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства в 2020 году» № 72/34, заключенного 8 июля 2020 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия и Администрацией городского округа Саранск, последняя приняла на себя обязательство обеспечить снос аварийных жилых домов в течение 6 месяцев после расселения в рамках этапа подпрограммы.

Актом проверки прокуратуры Ленинского района г. Саранска от 18 марта 2022 г. задокументировано, что многоквартирный жилой дом № 2 тер. Кирзавода г. Саранска расселен, крыша и стены дома имеют частичные разрушения, в том числе от пожара, окна и двери частично отсутствуют, доступ посторонних лиц в аварийное строение свободен.

Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в письменном сообщении 11 мая 2022 г. указывает, что в текущем году в бюджете городского округа выделено 5 535 300 руб. на снос ветхих домов в муниципальном образовании, из них 2 689 000 руб. - на погашение кредиторской задолженности. Оставшиеся средства в сумме 2 455 100 руб. предназначены для оплаты демонтажа пяти строений (первоочередные работы) по муниципальным контрактам, заключенным по результатам электронных торгов. Для оплаты работ по сносу домов № 14 и 16 по ул. Лихачева требуется 1 500 080 руб. В случае передачи казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» полномочий заказчика работ по сносу дома № 2 на тер. Кирзавода, будет подготовлена локальная смета работ и испрошены бюджетные средства у Департамента финансов Администрации городского округа Саранск.

Административный ответчик установленные судом первой инстанцией обстоятельства не оспаривал.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу, что длительное бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в неосуществлении сноса аварийного дома нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу пожара, обрушения, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ввиду отсутствия ограничения доступа к аварийному строению.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, и на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на административного ответчика обязанность снести расселенный аварийный спорный многоквартирный дом, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с установленным судом первой инстанцией сроком исполнения обязанности по сносу спорного жилого помещения, вывозу и утилизации строительного мусора.

Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюден.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся, в муниципальной собственности городского округа; осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Согласно положениям пунктов 1, 8 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена Государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», республиканской целевой программы «Жилище» (вместе с «Подпрограммой «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия).

Администрация городского округа Саранск в соответствии с пунктом 2.2.17 соглашения № 72/34 от 8 июля 2020 г., заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия, обязана снести аварийный жилой дом № 2 тер. Кирзавода г. Саранска в рамках этапа подпрограммы в течение 6 месяцев после расселения.

Постановлением Администрации городского округа Саранск № 1180 от 11 августа 2020 г. поручено казенному учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» снести дом № 2 тер. Кирзавода г. Саранска, после расселения.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саранск, тер. Кирзавода, д. 2, признанный аварийным до 1 января 2017 г., указанный в пункте 333 приложения № 4 к подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия» расселён.

Административный ответчик пояснил в суде первой инстанции о том, что снос аварийного дома не осуществлен ввиду недостатка бюджетных ассигнований муниципального образования.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа Саранск не является надлежащим ответчиком, отклоняется как несостоятельный.

Правильным является и вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации, Администрация городского округа Саранск обязана снести аварийный дом ввиду того, что на ней в силу закона лежит обязанность обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Непринятие мер к сносу аварийного дома, образует угрозу пожарной безопасности ввиду того, что реальна возможность обрушения аварийного строения в условиях городской застройки, возникновения пожара, вследствие чего создается риск для жизни и здоровья людей, т.к. доступ в аварийный дом никак не ограничен посторонним лицам, в том числе детям, в силу имеющихся разрушений.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции и доводам Администрации городского округа Саранск, изложенным в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии административного ответчика с оценкой судом имеющихся в деле доказательств и, по сути, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в мотивировочной части решения приведено подробное обоснование своим выводам и дана исчерпывающая оценка представленным доказательствам.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, впрочем, как и нарушений норм материального права, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Саранск – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий А.О. Бажанов

судьи О.С. Михеев

Л.И. Середа

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2022 г.