ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1477/20 от 26.02.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Исакова Н.Н.

Судья-докладчик Бутина Е.Г. № 33а-1477/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Петуховой В.Г.,

судей Харина Р.И. и Бутиной Е.Г.,

при секретаре Быковой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4237/2019 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска к ФИО1 о взыскании обязательных платежей

по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что ФИО1 в 2014 году являлся владельцем недвижимого имущества, земельных участков, в связи с чем ему начислен налог на недвижимое имущество, земельный налог, направлены налоговые уведомления. В связи с тем, что налогоплательщиком в срок, установленный законодательством, налоги не уплачены, налоговым органом начислены пени и направлено требование об уплате налогов и пени. В установленные в требовании сроки налогоплательщик сумму задолженности не погасил. Судебный приказ, выданный мировым судьей 31 июля 2019 г., отменен 2 августа 2019 г. в связи с поступившими возражениями ответчика. На момент подачи иска оплачена только задолженность по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, пени по налогам не погашены.

На основании изложенного Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее ИФНС России по Октябрьскому округу, налоговый орган, инспекция) просила суд взыскать с ответчика задолженность по пени налогу на имущество физических лиц в размере 40 415,19 рублей, пени по земельному налогу размере 8 295,41 рублей.

Решением суда в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Октябрьскому округу просит решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что инспекция обратилась в суд с требованиями о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, по пени по земельному налогу, которая образовалась вследствие неуплаты задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014 год. Задолженность по земельному налогу уплачена 25 декабря 2017 г., задолженность по налогу на имущество физических лиц 9 января 2018 г. Согласно карточке расчета с бюджетом (КРСБ) налогоплательщика задолженность по налогу на имущество физических лиц в полном объеме была уплачена 10 июня 2019 г., по земельному налогу 7 июня 2019 г. Налоговым органом 7 июня 2019 г. выставлено требование № 30781 об уплате пени по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу со сроком уплаты до 2 июля 2019 г. С заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась 31 июля 2019 г. Вынесенный мировым судьей судебный приказ отменен 2 августа 2019 г. Считает, что налоговым органом соблюдены все установленные налоговым законодательством сроки взыскания налога в судебном порядке.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ФИО1 ФИО2 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика ФИО1, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного истца ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, представителя административного ответчика ФИО2, возражавшего против них, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1, 7 п. 1 ст. 23 Налового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Физические лица, пользующиеся земельными участками, должны уплачивать земельный налог.

В соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно статье 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее по тексту – Закон) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее – налоги) признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Судом установлено, что ФИО1 является собственником объектов недвижимости и земельных участков, в связи с чем обязан уплачивать земельный налог и налога на имущество.

Перечень имущества, указанного в исковом заявлении, и подлежащего налогообложению, административным ответчиком не оспаривался.

Согласно налоговому уведомлению от 21 марта 2015 г. № 419900, налоговый орган уведомил ФИО1 об обязанности уплатить земельный налог за 2014 год в сумме 56 127 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 129 087 рублей в срок до 1 октября 2015 г.

Факт направления уведомления подтверждается списком почтовых отправлений № 1394 от 3 апреля 2015 г.

Согласно налоговому уведомлению от 19 июня 2015 г. № 488856 налоговый орган уведомил ФИО1 об обязанности уплатить налог на имущество физических лиц за 2014 год в результате перерасчета в размере 161 829 рублей в срок до 1 октября 2015г.

Списком почтовых отправлений от 14 июля 2015 г. № 1646 подтверждается факт направления уведомления № 488856.

В связи с неуплатой налогов, налоговый орган 10 июня 2019 г. разместил в личном кабинете налогоплательщика требование № 30781 по состоянию на 7 июня 2019 г. об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 40 415,19 рублей, пени по земельному налогу в сумме 8 295,41 рублей со сроком уплаты до 12 июля 2019 г.

В связи с невыполнением требования об уплате пени, по заявлению налогового органа 31 июля 2019 г. вынесен судебный приказ, который отменен 2 августа 2019 г.

С настоящим иском инспекция обратилась в суд 1 сентября 2019г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган утратил право взыскания со ФИО1 задолженности по пени в связи с пропуском срока на обращение в суд, ходатайств о восстановлении срока в исковом заявлении не содержалось.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом срок не пропущен судебной коллегией отклоняется в силу следующего.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В пункте 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Из приведенных норм и разъяснений Высшего Арбитражного суда Российской Федерации следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).

Как следует из апелляционной жалобы налогового органа, задолженность по земельному налогу оплачена ФИО1 25 декабря 2017 г., по налогу на имущество физических лиц 9 января 2018 г.

Таким образом, срок для направления требования об уплате пени по земельному налогу истек 25 марта 2018 г., по налогу на имущество физических лиц 9 апреля 2018 г., между тем требование направлено в адрес налогоплательщика лишь 10 июня 2019 г.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок для направления налогоплательщику требования об уплате пени, в связи с чем последующие действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности по пени не имеют правового значения.

Согласно Единым требованиям к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных Приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9@, карточка расчетов с бюджетом - информационный ресурс, который ведут налоговые органы, где отражается состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним.

Судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы представителя инспекции о том, что, несмотря на уплату задолженности по налогам 25 декабря 2017 г. и 9 января 2018 г., следует принимать во внимание дату размещения сведений об уплате налогов в карточке расчета с бюджетом, что состоялось 10 июня 2019 г.

Факт уплаты задолженности по налогам именно 25 декабря 2017 г. и 9 января 2018 г. подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции и представитель административного ответчика, указав, что со слов ФИО1 ему известно, что в июне 2019 г. оплату налогов последний не производил.

Из буквального содержания п. 1 ст. 70 НК РФ следует, что требование об уплате пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня уплаты налога.

В спорной ситуации требование об уплате пени направлено в адрес налогоплательщика по истечении одного года после уплаты задолженности по налогам.

В материалах дела не содержится ходатайства налогового органа о восстановлении срока на взыскание задолженности по пени, судом таких оснований не установлено.

Судебная коллегия считает, что при разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 19 ноября 2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судья-председательствующий

В.Г. Петухова

Судьи

Р.И. Х. Бутина