ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14811/18 от 31.10.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

судья Молодцова Л.И. дело № 33а-14811/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 31 октября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Ждановой С.В.,

судей Тертышной В.В. и Балашовой И.Б.,

при секретаре Булдаковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Верхнекурмоярского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 августа 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Ждановой С.В., возражения на апелляционное представление представителя администрации Верхнекурмоярского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области Савченко А.А., объяснения прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Скуратовой И.А., не поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия

установила:

прокурор Котельниковского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с названным административным иском, указав, что в ходе проведённой проверки на территории х.Весёлый Верхнекурмоярского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в границах населённого пункта выявлена несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов, расположенная в 0,5 км. от х.Весёлый и 1,5 км. от Цимлянского водохранилища, площадью 7000 кв.м., примерный объём отходов 3,8 тыс.тонн. Территория Верхнекурмоярского сельского поселения подлежит очистке от твёрдых коммунальных отходов в соответствии с законодательно установленными требованиями, обязанность по исполнению которой входит в полномочия органа местного самоуправления Верхнекурмоярского сельского поселения. Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга граждан и создаёт опасность причинения вреда окружающей среде. Просил, с учётом уточнённых требований, признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по очистке территории Верхнекурмоярского сельского поселения от несанкционированной свалки твёрдых коммунальных отходов, расположенной на территории х.Весёлый Верхнекурмоярского сельского поселения в границах населённого пункта в 0,5 км. от х.Весёлый и 1,5 км. от Цимлянского водохранилища, площадью 7000 кв.м., примерный объём накоплений 3,8 тыс.тонн, и возложить на администрацию Верхнекурмоярского сельского поселения обязанность ликвидировать указанную несанкционированную свалку путём вывоза отходов на лицензированный полигон твёрдых коммунальных отходов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 августа 2018 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Относительно доводов апелляционного представления главой администрации Верхнекурмоярского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области поданы возражения.

В судебное заседание не явился представитель прокуратуры Котельниковского района Волгоградской области, заблаговременно извещённый о дате и времени рассмотрения дела, в связи с этим судебная коллегия в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьёй 308 КАС РФ в полном объёме, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что на территории х.Весёлый Верхнекурмоярского сельского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области в границах населённого пункта имеется несанкционированная свалка твёрдых коммунальных отходов, расположенная в 0,5 км. от х.Весёлый и 1,5 км. от Цимлянского водохранилища, площадью 7000 кв.м.

Указанное место размещения свалки относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, не является муниципальной собственностью администрации поселения, находится в ведении администрации района.

Из сообщений главы Верхнекурмоярского сельского поселения от 29 июня и 4 мая 2018 года следует, что свалки твёрдых коммунальных отходов, расположенные на территории Верхнекурмоярского сельского поселения не ликвидированы в связи с тем, что не образован региональный оператор по вывозу отходов, огороженная свалка будет удалена после определения регионального оператора (л.д.21, 31).

В ответе первого заместителя главы администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 27 марта 2018 года указано, что в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, Волгоградской области, утверждённой приказом комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 16 сентября 2016 года № 1310, на территории подготовлена инфраструктура для организации сбора и вывоза ТКО на лицензированный полигон (обустроена временная площадка, закуплены бункеры для ТКО, закуплен мусоровоз для транспортирования ТКО). В качестве мер по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду администрациями поселений проводятся мероприятия по буртовке отходов и уборке небольших несанкционированных свалок (л.д.8-9).

Кроме того, судом установлено, что выявленные в ходе проверки 17 апреля 2018 года помощником прокурора Котельниковского района Волгоградской области места скопления твёрдых коммунальных отходов, а также места складирования отходов животноводства: ориентир д.27 ул.Садовая, д.15, 20 ул.Специалистов, д.21 и 38 ул.Молодёжная х.Весёлый, ориентир ул.Садовая со стороны складов АО им.Крупской - удалены (л.д.13, 21).

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из того, что федеральное законодательство и нормативные акты не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности ликвидировать за счёт средств местного бюджета несанкционированное складирование отходов, расположенных в пределах территории сельского поселения; сельское поселение не наделено соответствующими государственными полномочиями.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.

В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 26 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьёй 8 указанного федерального закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Частью 3 указанного выше закона установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с частью 4 поименованного закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу статьи 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 года № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе пунктом 18 Федерального закона № 131-ФЗ (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов).

Статьёй 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Из системного толкования приведённых выше норм следует, что возложенная законом обязанность участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов не предусматривает обязанность сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок.

Таким образом, ни федеральное ни региональное законодательство не возлагает на сельские поселения обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.

Доводы апелляционного представления о непривлечении к участию в административном деле администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области в качестве заинтересованного лица являются несостоятельными, поскольку согласно части 2 статьи 47 КАС РФ заинтересованные лица вправе вступить в административное дело по собственной инициативе. Исходя из этой же нормы, заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле.

Как видно из материалов административного дела, администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области инициативу о вступлении в административное дело в качестве заинтересованного лица не проявляла, а суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении соответствующего ходатайства прокурора, участвующего в деле, такой необходимости не усмотрел, что о нарушении норм процессуального права не свидетельствует.

Иные доводы апелляционного представления выводов суда первой инстанции по существу не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оценённые надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства, основаны на неправильном понимании норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и являться основанием для отмены постановленного решения.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлёкших вынесение незаконного решения, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 308-3011 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 6 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле без удовлетворения.

Председательствующий /подпись/

Судьи /подписи/

Копия верна, Судья Волгоградского областного суда С.В. Жданова