ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1481/2018 от 24.04.2018 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Шахурова С.Н. дело № 33а-1481/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 апреля 2018 года город Смоленск

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей: Филенковой С.В., Туникене М.В.,

при секретаре Ткаченко Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Промышленного РОСП г.Смоленска УФССП России по Смоленской области Смирновой И.В. на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 18 января 2018 года по делу по административному исковому заявлению военного комиссариата Смоленской области к Промышленному РОСП УФССП по Смоленской области, судебному приставу – исполнителю Промышленного РОСП УФССП по Смоленской области Смирновой И.В., УФССП по Смоленской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., пояснения представителя административного истца Шилиной А.А., судебная коллегия

установила:

военный комиссариат Смоленской области обратился в суд с иском об отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора, указав, что на основании решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 07.11.2016 года судебным приставом-исполнителем Промышленного РОСП УФССП по Смоленской области 19.05.2017 года возбуждено исполнительное производство об обязании военного комиссариата Смоленской области произвести перерасчет пенсии Чернову М.С. из расчёта установленной решением суда выслуги лет за период с 01.11.2014 года и произвести выплату недополученных денежных средств.

Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в адрес административного истца 29.05.2017г. В связи с нахождением личного (пенсионного) дела Чернова М.С. в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области» 29.05.2017г. судебному приставу было направлено сообщение о невозможности исполнения требований исполнительного документа.

14.07.2017г. личное дело Чернова М.С. поступило в военный комиссариат Смоленской области и 28.07.2017г. составлен расчет на доплату пенсии Чернову М.С. с 01.11.2014 года, которая 22.09.2017г. зачислена на личный счёт Чернову М.С.

19.09.2017г. судебным приставом-исполнителем Промышленного РОСП ФССП по Смоленской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с административного истца в размере 50 000 рублей.

Считает, что с момента поступления правоустанавливающих документов в военный комиссариат Смоленской области и Сберегательный банк, срок на исполнение решения суда не пропущен. Кроме того, военный комиссариат Смоленской области является бюджетной организацией, и согласно ст. 164 БК РФ контроль за исполнением бюджетных обязательств возложен на федеральное казначейство, в том числе, и контроль за исполнением судебных актов.

Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 18 января 2018 года административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель Промышленного РОСП г.Смоленска УФССП России по Смоленской области Смирнова И.В. просит решение суда отменить и в удовлетворении административного иска отказать. Ссылается на то, что военным комиссариатом Смоленской области в установленный Федеральным законом "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа в добровольном порядке не были исполнены, доказательств о принятии всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, не представлено, в связи с чем, постановление о взыскании исполнительского сбора является правомерным.

Согласно ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции известил надлежащим образом лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности в соответствии со ст. 308 КАС Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно частям 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным федеральным законом.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Из материалов дела следует, что 19.05.2017 г. судебным приставом-исполнителем Промышленного РОСП УФССП по Смоленской области Смирновой И.В. возбуждено исполнительное производство № -ИП в отношении военного комиссариата Смоленской области в пользу взыскателя - Чернова М.С., предмет исполнения: иной вид исполнения неимущественного характера - обязать военный комиссариат Смоленской области произвести перерасчет пенсии Чернова М.С. из расчета установленной решением суда выслуги лет за период с 01.11.2014 г. и произвести выплату недополученных денежных средств.

Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.

Указанное постановление поступило в адрес административного истца 29.05.2017 г., что подтверждается входящим штампом.

29.05.2017 г. военным комиссариатом Смоленской области направлено сообщение в Промышленный РОСП г.Смоленска УФССП по Смоленской области о том, что в связи с нахождением личного дела Чернова М.С. в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области», исполнение требований исполнительного документа невозможно.

Личное дело Чернова М.С. поступило из военного комиссариата Ставропольского края 14.07.2017 г., военный комиссариат Смоленской области 28.07.2017г. составил расчет на доплату пенсии Чернову М.С. с 01.11.2014 года в сумме 69 015 рублей 80 копеек.

Указанные денежные средства поступил на расчетный счет взыскателя Чернова М.С. 29.09.2017 года, в этот же день рассматриваемое исполнительное производство окончено в связи с исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

19.09.2017г. судебным приставом - исполнителем Промышленного РОСП г. Смоленска УФССП по Смоленской области Смирновой И.В. в отношении должника - военного комиссариата Смоленской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном названным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Удовлетворяя исковые требования Военного комиссариата Смоленской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Промышленного РОСП УФССП по Смоленской области суд исходил из отсутствия в действиях должника Военного комиссариата Смоленской области вины в нарушении сроков исполнения судебного решения, поскольку требование об обязании должника произвести выплату недополученных денежных средств взыскателю носит имущественный характер и подлежит исполнению в порядке, установленном ст. 242.3 БК РФ, контроль за исполнением требований исполнительного документа, в рассматриваемом случае, возложен на органы федерального казначейства.

Однако, приведенные судом обстоятельства, послужившие основанием для отмены постановления судебного пристава-исполнителя, не свидетельствуют о наличии чрезвычайных или непредотвратимых обстоятельств, в связи с наличием которых, решение суда не было исполнено в установленный срок. Таким образом, нарушений требований Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем не допущено.

Поэтому решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Вместе с тем, учитывая, что административный истец военный комиссариат Смоленской области является бюджетным учреждением, а решение суда не исполнено в установленный срок, в том числе в связи с тем, что исполнение судебного решения по обращению взыскания денежных средств должно осуществляться в соответствии с нормами бюджетного законодательства через соответствующий территориальный орган федерального казначейства, то данные обстоятельства являются основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 18 января 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований административного искового заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Промышленного РОСП УФССП по Смоленской области о взыскании исполнительского сбора - отказать.

Освободить Военный комиссариат Смоленской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №ИП от 19.05.2017 года.

Председательствующий

Судьи