ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14827/2015 от 25.12.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Бредихин А.В. адм. дело № 33а–14827/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 25 декабря 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,

с участием прокурора Сливы Г.Ю.,

при секретаре Гратер Л.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 2 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области и ГУФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по соблюдению требований законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области при проведении проверки в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области выявлены факты длительного неисполнения требований статьи 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок производства удержаний с доходов осужденных по исполнительным листам, в том числе, в счет возмещения вреда потерпевшим в результате преступлений, уплаты штрафов, установленных приговорами и иными решениями судов.

В нарушении положений названных норм, при наличии в бухгалтерии учреждения соответствующих исполнительных листов и постановлений судебных приставов, администрацией ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области производятся удержания в пользу потерпевших и иных взыскателей не со всех доходов осужденных, а именно, не производятся удержания с денежных средств, полученных осужденными от членов семьи, родственников, иных лиц, зачисленные на лицевой счет осужденного после поступления денежного перевода или внесения в кассу колонии. Данные денежные средства осужденными расходуются в магазине колонии на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в полном объеме. При этом Закон об исполнительном производстве не содержит каких-либо ограничений на обращение взыскания с указанного дохода.

Бездействием ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области и ГУФСИН России по Самарской области нарушаются права потерпевших на справедливое, своевременное и полное возмещение причиненного в результате совершения преступлений вреда, права и законные интересы иных взыскателей, в том числе Российской Федерации.

В адрес начальника ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области и начальника ГУФСИН России по Самарской области прокурором выносились представления, по результатам рассмотрения которых нарушения закона до настоящего времени не устранены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области и ГУФСИН России по Самарской области, выраженное в непринятие должных мер по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; обязать ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области производить удержания по исполнительным документам, поступившим в отношении осужденных в бухгалтерию учреждения, с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, в том числе, поступивших на лицевые счета осужденных, не являющихся доходами, указанными в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в размерах и пределах, установленных ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 3 ст. 107 УИК РФ; направлять данные удержанные денежные средства потерпевшим, иным взыскателям для удовлетворения всех их требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решением Волжского районного суда Самарской области от 2 ноября 2015 года постановлено:

Удовлетворить административное исковое заявление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области.

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России по Самарской области, выраженное в непринятие должных мер по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Обязать ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области производить удержания по исполнительным документам, поступившим в отношении осужденных в бухгалтерию учреждения, с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, в том числе, поступивших на лицевые счета осужденных, не являющихся доходами, указанными в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в размерах и пределах, установленных ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ч. 3 ст. 107 УИК РФ; направлять данные удержанные денежные средства потерпевшим, иным взыскателям для удовлетворения всех их требований в порядке, установленном Законом.

В апелляционных жалобах ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области ставят вопрос об отмене решения суда, указав, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, и неправильно истолкован закон. Обязанность производить взыскания по исполнительным документам с поступающих от родственников и иных лиц денежных средств на лицевые счета осужденных отсутствует. Кроме того, по мнению ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области, прокурором пропущен срок обращения в суд с иском.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУФСИН России по Самарской области С. и представитель ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области Ж. доводы апелляционных жалоб поддержали и просили решение суда отменить.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области при проведении проверки работы ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области выявлены факты нарушения статьи 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок производства удержаний с доходов осужденных по исполнительным листам, в том числе в счет возмещения вреда потерпевшим в результате преступлений, уплаты штрафов, установленных приговорами и иными решениями судов.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Одной из мер принудительного исполнения согласно пункту 1 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

В силу части 2 статьи 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

Данное положение закона, устанавливающее особенности обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание, направлено, прежде всего, на эффективное и своевременное исполнение вступившего в законную силу приговора по уголовному делу в части компенсации вреда, причиненного потерпевшему, либо в части взысканного штрафа.

В соответствии со статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Установлено и сторонами не оспаривалось, что при наличии в бухгалтерии ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области соответствующих исполнительных листов и постановлений судебных приставов в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в данном исправительном учреждении, администрацией учреждения не производятся удержания в пользу потерпевших, иных взыскателей с денежных средств, полученных осужденными от членов семьи, родственников, иных лиц, зачисленных на лицевой счет осужденного после поступления денежного перевода или внесения в кассу колонии. При этом данные денежные средства расходуются осужденными на свое усмотрение, в том числе, в магазине колонии на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

31.10.2014 г. Самарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области внесено представление в адрес начальника ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Данное представление прокурора в части удержания по исполнительным документам с денежных средств, полученных осужденными от членов семьи, родственников, иных лиц и зачисленных на лицевой счет осужденного после поступления денежного перевода или внесения в кассу колонии, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области не исполнено, в результате чего 03.04.2015 г. прокурором внесено представление в адрес начальника ГУФСИН России по Самарской области об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

08.05.2015 г. ГУФСИН России по Самарской области направило в адрес прокурора ответ (исх. № 64/ТО/12-5427), из содержания которого следует, что вопрос об удержании с денежных средств, полученных осужденными от родственников и иных лиц, будет разрешен после получения разъяснений правового управления ФСИН России.

29.06.2015 г. ГУФСИН России по Самарской области направило в адрес прокурора ответ, из содержания которого следует, что удержание по исполнительным документам с денежных средств, поступающих на лицевой счет осужденных от родственников и иных лиц, а также удержание с указанных средств затрат для возмещения осужденными расходов по их содержанию, является незаконным и может существенно ухудшить положение осужденных.

Данный ответ из ГУФСИН России по Самарской области прокурором получен 08.07.2015 г. (л.д. 44-45).

30.09.2015 г., то есть в срок, установленный законом, Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд с заявлением.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что срок обращения прокурора в суд с заявлением о признании незаконным бездействие и возложении обязанности по соблюдению требований законодательства соблюден.

Кроме того, само по себе бездействие, выразившееся в неправильном применении закона при производстве удержаний по исполнительным документам с доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в пользу потерпевших, иных взыскателей, носит длящийся характер.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд правильно исходил из положений п. 1 ч. 3 ст. 68, ч. 2 ст. 100, ст. 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указав, что денежные средства, полученные в безналичной форме осужденными на свой лицевой счет от членов семьи, родственников, иных лиц путем денежных переводов или внесения в кассу колонии, не входят в перечень доходов, на которые в силу ч. 1 ст. 101 названного Закона не может быть обращено взыскание.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционных жалоб ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области о том, что оснований для удержания по исполнительным документам с денежных средств, поступающих на лицевой счет осужденных от родственников и иных лиц, не имеется, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона.

Ссылка в апелляционной жалобе ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области на то, что в исправительное учреждение не поступало заявлений граждан об удержании по исполнительным документам денежных средств с лицевых счетов осужденных, не может быть принята во внимание, поскольку само по себе не обращение граждан в адрес исправительного учреждения не является препятствием для принятия мер по устранению нарушений требований закона.

Кроме того, в адрес административных ответчиков прокурором вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства РФ, где указан факт нарушения прав потерпевших, однако указанные в представлениях нарушения в полном объеме не были устранены.

Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным исковым заявлением основаны на неправильном толковании норм процессуального права (ч. 1 ст. 219 КАС РФ), поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы ГУФСИН России по Самарской области о том, что Главное управление не производит взысканий по исполнительным документам на доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, повторяют правовую позицию представителя административного ответчика, выраженную им в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 68-70) и в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении суда.

Согласно пп. 5 п. 14 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, утвержденной приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, основными задачами Главного управления является руководство подведомственными учреждениями.

В соответствии с Приказом от 12 апреля 2011 г. № 219, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области подчинено Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (л.д. 10-11).

Главное управление обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказание, точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных – пп. 1 п. 15 Положения.

Таким образом, ГУФСИН России по Самарской области осуществляя руководство в отношении ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области не приняло должных мер по устранению нарушений требований ч. 2 ст. 107 УИК РФ, ч. 2 ст. 100 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 2 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУФСИН России по Самарской области и ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Самарской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи