ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14830/17 от 24.11.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Разумов А.В. адм. дело № 33а–14830/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 24 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сказочкина В.Н.,

судей Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,

при секретаре Латыповой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Третьякова Д.Н. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Третьяков Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации о возложении обязанности произвести запись на личный прием, ссылаясь на то, что его обращения, направленные в адрес административных ответчиков по поводу незаконного отказа в приёме на службу в органы внутренних дел, и просьбы о личном приёме руководителей данных государственных органов, остались без удовлетворения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Третьяков Д.Н. просил суд возложить на административных ответчиков обязанность записать на личный приём к Министру внутренних дел Российской Федерации, Министру обороны Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Директору Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных Третьяковым Д.Н. требований отказано.

В апелляционной жалобе Третьяков Д.Н. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, обязать административных ответчиков обеспечить организацию его личного приёма.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Самарской области – Бобров С.В. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав возражения на жалобу представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статьей 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеназванного Федерального закона, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Непосредственный порядок и организация приема граждан руководителями органов государственной власти регулируется внутренними документами этого государственного органа.

Приказом МВД Российской Федерации от 12.09.2013 № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД Российской Федерации.

Как следует из вышеуказанной Инструкции, организация приема руководящим составом Министерства возлагается на Приемную МВД России (пункт 199). Первый заместитель Министра, заместители Министра, руководители подразделений центрального аппарата Министерства осуществляют прием продолжительностью не менее трех часов согласно утвержденному Министром внутренних дел Российской Федерации ежемесячному графику, как правило, по предварительной записи (пункт 201), запись на прием к руководящему составу Министерства осуществляют сотрудники Приемной МВД России (пункт 201).

Из материалов дела следует, что 08.02.2017 г. Третьяков Д.Н. направил на имя начальника У МВД России по г. Тольятти обращение, в котором просил организовать личный прием Министром внутренних дел Российской Федерации.

По результатам рассмотрения указанного обращения, 07.03.2017 г. заявителю дан мотивированный ответ и разъяснен порядок осуществления организации и записи на приём к руководящему составу МВД России, предусмотренный положениями вышеуказанной Инструкции. В ответе на обращение указан адрес приёмной МВД России (л.д. 10).

Кроме того, на обращения административного истца, содержащие аналогичные требования, также были даны ответы МВД России в лице Департамента государственной службы и кадров (л.д. 11-14).

Из содержания ответов следует, что Министерство внутренних дел Российской Федерации разъяснило Третьякову Д.Н. порядок осуществления записи на приём руководством МВД РФ путём направления письменного обращения в приемную МВД России, либо устного обращения (посредством телефонной связи на соответствующие номера телефонов приемной МВД России), либо посредством электронного обращения, с указанием мотива обращения и содержание вопроса, с которым последний обращается на личный приём.

Данных, свидетельствующих о том, что административным истцом соблюден порядок осуществления записи на приём к руководящему составу МВД России, предусмотренный положениями вышеуказанной Инструкции, в материалах дела не имеется.

Доказательств, свидетельствующих об ограничении права на личное обращение в МВД России и на запись в приемную МВД России, не представлено.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации (абзац 2 пункта 1.1).

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан, представителей государственных и общественных организаций, а также иных лиц осуществляется отделом по приему граждан управления по рассмотрению обращений и приему граждан (Приемная) в день их обращения с участием при необходимости представителей других подразделений. По вопросам, относящимся к компетенции управления служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений Главного управления кадров, прием осуществляется непосредственно в этом управлении (пункт 7.1 Инструкции).

Начальники главных управлений, управлений (их заместители) принимают граждан с жалобами на решения, ранее принятые в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации подчиненными им должностными лицами, а начальники отделов - на решения руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур по вопросам, не требующим вмешательства Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

Прием Генеральным прокурором Российской Федерации (лицом, его замещающим) осуществляется при наличии ответа на обращение за подписью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, а также может быть организован по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации принимают граждан по вопросам, относящимся непосредственно к их компетенции, при наличии ответа на обращение за подписью начальника главного управления, управления или отдела (на правах управления).

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации организация приема граждан Генеральным прокурором Российской Федерации (лицом, его замещающим) и его заместителями возлагается на начальника Приемной. Прием может быть также организован по поручению Генерального прокурора Российской Федерации (лица, его замещающего) либо соответствующего заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Организация приема граждан иными должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации осуществляется при наличии оснований с учетом компетенции прокурорами Приемной (пункт 7.2 Инструкции).

Как следует из материалов дела, 29.01.2017 г. на обращение Третьякова Д.Н. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу личного приёма ему был разъяснен порядок, предусмотренный положениями пункта 7.2 Инструкции (л.д. 15).

Также на обращение Третьякова Д.Н. от 30.01.2017 г. об организации личного приема Генеральным прокурором РФ был дан ответ, из которого следует, что обращение не содержит конкретных доводов, которые могут быть предметом рассмотрения на приеме у руководства Генеральной прокуратуры РФ. Вопрос об организации указанного приема в настоящее время поставлен преждевременно (л.д. 16).

Аналогичные разъяснения содержатся в ответе начальника правового управления Генеральной прокуратуры РФ от 14.03.2017 исх. № 22-302-2017/Он13231-17.

Таким образом, из представленных документов следует, что каких-либо препятствий и ограничений для обращения Третьякова Д.Н. с целью организации личного приема должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации не имеется.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции об организации рассмотрения обращении граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России № 463 от 30.08.2013 г., прием граждан Директором ФСБ России, первым заместителем Директора ФСБ России, первым заместителем Директора - руководителем Пограничной службы ФСБ России, статс-секретарем - заместителем Директора ФСБ России, заместителем Директора ФСБ России - руководителем аппарата Национального антитеррористического комитета, заместителями Директора ФСБ России и руководителями служб ФСБ России осуществляется, как правило, после рассмотрения вопроса руководителями, начальниками органов безопасности, в сфере ведения которых находится интересующий гражданина вопрос.

Согласно ответу заместителя начальника Управления ФСБ России от 07.12.2015 исх. № 14/6-Т-1561 на обращение Третьякова Д.Н., последнему предложено прибыть на приём к начальнику Управления ФСБ России по Самарской области в целях определения существа вопросов, поднимаемых для обсуждения с Директором ФСБ России.

Письмом начальника приемной ФСБ России от 28.10.2016 г. исх. № Т-37445, Третьякову Д.Н. предложено определить и направить перечень вопросов, которые он намерен обсудить в ходе личного приема (л.д. 24).

Таким образом, из представленных ответов не следует, что права, свободы и законные интересы административного истца, связанные с обращением в ФСБ России, нарушены, какие-либо ограничения для обращения Третьякова Д.Н. с целью организации личного приема должностными лицами Федеральной службы безопасности России отсутствуют.

Из материалов дела также следует, что Третьякову Д.Н. на его обращения 23.07.2016 г. и 21.08.2016 г. Министерством обороны Российской Федерации даны разъяснения о порядке и организации приема граждан в Министерстве (л.д. 18).

Приказом Министра обороны России от 18.08.2014 № 555 утверждена Инструкция о работе с обращениями граждан в вооруженных силах РФ.

Пунктом 10 Инструкции предусмотрено, что прием граждан руководящими должностными лицами Министерства обороны осуществляется в соответствии с Регламентом Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 197 Регламента Министерства обороны РФ, утвержденного приказом от 10.01.2015 № 1, прием граждан Министром обороны Российской Федерации - членом Правительства, в Приемной Правительства осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих наличие препятствий в организации личного приема административного истца руководством Министерства обороны России, материалы дела не содержат.

Разрешая требования Третьякова Д.Н. о возложении на административных ответчиков обязанности осуществить личный прием, и отказывая в их удовлетворении, суд правильно исходил из того, что обращения Третьякова Д.Н. по данному вопросу были рассмотрены, ему даны мотивированные ответы, в которых подробно разъяснен регламент и порядок организации личного приема Министром внутренних дел России, Министром обороны России, Генеральным прокурором РФ и Директором Федеральной службы безопасности РФ.

Доказательств соблюдения установленного порядка обращения в указанные выше государственные органы административным истцом не представлено.

Данных, свидетельствующих о том, что административными ответчиками создаются препятствия к осуществлению Третьяковым Д.Н. прав и свобод, нарушаются его права и свободы, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Третьякова Д.Н. являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы Третьякова Д.Н. не содержат оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Третьякова Д.Н. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи