ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-14873/2022 от 07.09.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Арьянова Т.М. Дело №33а-14873/2022

УИД 61RS0018-01-2022-001385-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Авиловой Е.О.,

судей: Вервекина А.И., Утемишевой А.Р.,

при секретаре Иванове И.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО «Феникс» к администрации Тарасовского района Ростовской области, Комитету по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов,

по апелляционной жалобе администрации Тарасовского района Ростовской области на решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 2 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вервекина А.И., судебная коллегия по административным делам,

установила:

ООО «Феникс» (далее – Общество) обратилось к администрации Тарасовского района Ростовской области, Комитету по управлению имуществом Тарасовского района Ростовской области (далее - КУИ Тарасовского района) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов.

В обоснование заявленных требований Общество сослалось на то, что на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 64 от 13 апреля 2019 года КУИ Тарасовского района (арендодатель) передан ООО «Феникс» (арендатор) в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, разрешенное использование: блокированная жилая застройка, для использования в целях строительства блокированного жилого дома, сроком с 30.04.2019 года по 30.10.2020 года.

По заказу ООО «Феникс» была подготовлена проектная документация по строительству жилого дома блокированной застройки площадью 350,94 кв.м по указанному выше адресу.

На основании данной проектной документации и договора аренды земельного участка № 64 от 30 апреля 2019 года Службой координации работ архитектуры и градостроительства Тарасовского района Обществу 28 мая 2019 года выдано разрешение на строительство жилого дома блокированной застройки № 61-RU61537310-02-2019, сроком на 24 месяца. Впоследствии данное разрешение на строительство продлено до 28 мая 2022 года.

Строительство жилого дома блокированной застройки завершено ООО «Феникс» в августе 2020 года.

В целях оформления прав собственности на отдельные блоки в доме блокированной застройки и введения его в эксплуатацию, необходимо было разделить исходный земельный участок площадью 1000 кв.м на обособленные земельные участи под блоками.

В результате выполненных кадастровых работ кадастровым инженером подготовлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с образованием 2 земельных участков: один участок площадью 435 кв.м и второй измененный исходный земельный участок площадью 565 кв.м.

В пределах срока действия договора аренды № 64 от 30 апреля 2019 года Обществом 11 августа 2020 года в Администрацию Тарасовского района Ростовской области были поданы два заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 435 кв.м и 565 кв.м.

Вместе с тем, схемы расположения земельного участка были утверждены административным ответчиком и переданы в Управление Росреестра по Ростовской области для постановки на кадастровый учет лишь в декабре 2020 года

Административный истец указал, что по независящим от ООО «Феникс» причинам постановка на кадастровый учет вновь образованных земельных участков была произведена после окончания срока действия договора аренды № 64 от 30 апреля 2019 года исходного земельного участка.

4 марта 2021 года Обществом на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в администрацию Тарасовского района Ростовской области поданы два заявления о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м.

Письмом КУИ Тарасовского района № 98/1778 от 5 марта 2021 года отказано в передаче в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м, в связи с истечением срока действия договора аренды исходного участка, при этом Обществу было рекомендовано ввести жилой дом блокированной застройки в эксплуатацию и уже после оформления права собственности произвести выкуп образованных земельных участков на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, после продления разрешения на строительство жилого дома блокированной застройки до 28 мая 2022 года, на заявление Общества о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрацией Тарасовского района Ростовской области письмом № 98/1621 от 22 марта 2022 года отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства по основаниям п. 1 ч. 3 ст. 55 ГрК Российской Федерации, ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок.

19 апреля 2022 года ООО «Феникс» в администрацию Тарасовского района Ростовской области вновь направлены заявления о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов по основаниям пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, как земельных участков, образованных из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного для комплексного освоения территории лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка.

Ответом администрации Тарасовского района Ростовской области № 98/2433 от 28 апреля 2022 года административному истцу вновь было отказано в предоставлении в аренду земельных участков по основаниям пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.

При этом административный ответчик в обоснование своего отказа, фактически, сослался на п.4 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что поскольку срок договора аренды исходного земельного участка истек, оснований для заключения без торгов договоров аренды в отношении измененных земельных участков, не имеется.

Административный истец полагал указанный отказ незаконным, поскольку на момент подачи заявлений, договор аренды исходного земельного участка № 64 от 30 апреля 2019 года не был расторгнут, при этом арендная плата Обществом регулярно вносилась на счет арендодателя.

Также Общество указало, что оспариваемый отказ административного ответчика в предоставлении в аренду земельных участков нарушает права административного истца, препятствуя ему в осуществлении законных прав, так как договор аренды необходим для оформления документов на получение разрешения на ввод в эксплуатацию возведенного объекта капитального строительства.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ООО «Феникс» просило суд признать отказ администрации Тарасовского района Ростовской области в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженный в письме № 98/2433 от 28 апреля 2022 года, незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца; обязать администрацию Тарасовского района Ростовской области устранить допущенные нарушения путем предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Миллеровского районного суда Ростовской области от 2 июня 2022 года требования ООО «Феникс» удовлетворены частично.

Судом признан незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца отказ администрации Тарасовского района Ростовской области в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, изложенный в письме № 98/2433 от 28 апреля 2022 года.

Также суд обязал администрацию Тарасовского района Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца ООО «Феникс».

В удовлетворении остальных административных исковых требований ООО «Феникс», решением суда отказано.

В апелляционной жалобе администрация Тарасовского района Ростовской области полагает решение суда незаконным, необоснованным, просит его отменить и принять новый судебный акт, которым отказать ООО «Феникс» в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель апелляционной жалобы, не соглашаясь с выводами районного суда о незаконности принятого им отказа, указывает, что по общему правилу, установленному в п.15 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Апеллянт обращает внимание на то, что обращение административного истца о предоставлении земельных участков в аренду без торгов было обоснованно пп. 5 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений указанного выше подпункта, в аренду без проведения торгов предоставляется земельный участок, образованный из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе, предоставленный для комплексного освоения территории лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, при этом согласно пп.5 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации такой договор аренды заключается на срок, не превышающий срок действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным.

Административный ответчик полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что договор аренды находящегося в государственной собственности исходного земельного участка № 64 от 13 апреля 2019 года заключен между КУИ Тарасовского района и ООО «Феникс» на неопределенный срок, поскольку указанный договор заключен по результатам торгов, при этом в соответствии с положениями п.3 ст. 448 ГК Российской Федерации в извещении о о проведении торгов были определены обязательные условия договора, в том числе и срок аренды – 18 месяцев, то есть – по 30 октября 2020 года.

Также апеллянт не соглашается с выводами районного суда о том, что земельный участок мог быть предоставлен ООО «Феникс» без проведения процедуры торгов на основании пп. п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку административный истец в силу положений п.1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственником расположенного на испрашиваемом земельном участке строения.

Административный ответчик указывает, что право собственности ООО «Феникс» на указанный объект капитального строительства не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, как то прямо предусмотрено в ч. ст. 131 ГК Российской Федерации и в ст.49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при этом Общество не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без торгов на основании пп.10 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для завершения строительства объекта.

Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие участников судебного процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено положениями ст.218 КАС Российской Федерации.

Признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина, что следует из анализа положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 апреля 2019 года между КУИ Тарасовского района (арендодатель) и ООО «Феникс» (арендатор) по результата проеденных торгов заключен договор № 64 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, разрешенное использование: блокированная жилая застройка для использования в целях строительства блокированного жилого дома общей площадью 1000 кв.м, сроком с 30.04.2019 года по 30.10.2020 года.

По заказу ООО «Феникс» была подготовлена проектная документация по строительству жилого дома блокированной застройки площадью 350,94 кв.м, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

На основании проектной документации по строительству жилого дома блокированной застройки площадью 350,94 кв.м по указанному выше адресу и договора аренды земельного участка № 64 от 30 апреля 2019 года Обществу службой координации работ архитектуры и градостроительства Тарасовского района 28 мая 2019 года выдано разрешение на строительство жилого дома блокированной застройки № 61-RU61537310-02-2019, сроком на 24 месяца. Впоследствии данное разрешение на строительство продлено до 28 мая 2022 года.

Строительство жилого дома блокированной застройки осуществлялось ООО «Феникс» в отсутствие целей получения экономической выгоды, для нужд размещения в данном доме работников Общества и завершено в августе 2020 года.

В целях оформления прав собственности на отдельные блоки в доме блокированной застройки и необходимостью раздела исходного земельного участка площадью 1000 кв.м на обособленные земельные участи под блоками Общество обратилось к кадастровому инженеру для подготовки схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории с образованием 2 земельных участков.

В результате выполненных кадастровых работ кадастровым инженером подготовлены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с образованием 2 земельных участков: один участок площадью 435 кв.м и второй измененный исходный земельный участок площадью 565 кв.м.

В пределах срока действия договора аренды № 64 от 30 апреля 2019 года Обществом 11 августа 2020 года в Администрацию Тарасовского района Ростовской области подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 435 кв.м из исходного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, при этом площадь исходного земельного участка уменьшалась до 565 кв.м.

Как следует из выписки из ЕГРН, схемы расположения земельного участка были утверждены административным ответчиком и переданы в Управление Росреестра по Ростовской области для постановки на кадастровый учет в декабре 2020 года.

Так, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м поставлен на кадастровый учет 2 декабря 2020 года. В сведения об основных характеристиках исходного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (исходный участок) в ЕГРН были внесены изменения в части его площади, составляющей 565 кв.м.

4 марта 2021 года ООО «Феникс» подало в администрацию Тарасовского района Ростовской области два заявления о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м на основании пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации

Письмом № 98/1778 от 5 апреля 2021 года КУИ Тарасовского района отказано в передаче Обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м и измененного земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м в связи с истечением срока действия договора аренды исходного участка.

Материалами дела подтверждается, что 17 марта 2022 года административным истцом в администрацию Тарасовского района Ростовской области направлено заявление на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства блокированной жилой застройки, расположенных пор адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровые номера земельных участков №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Из заявления следует, что административным истцом к заявлению приложены предусмотренные ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.

Ответом от 22 марта 2022 года администрацией Тарасовского района Ростовской области на основании положений п.1 ч.6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Обществу отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта «Жилой дом блокированной застройки» расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ввиду отсутствия указанных в п. 1 ч.3 ст. 55 настоящего Кодекса правоустанавливающих документов на земельный участок).

19 апреля 2022 года ООО «Феникс» в администрацию Тарасовского района Ростовской области вновь направлены заявления о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов по основаниям пп. 5 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, как земельных участков, образованных из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного для комплексного освоения территории лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка.

Ответом администрации Тарасовского района Ростовской области № 98/2433 от 28 апреля 2022 года административному истцу на основании п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 565 кв.м и земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 435 кв.м в аренду без проведения торгов.

Согласно оспариваемому ответу № 98/2433 от 28 апреля 2022 года, административный ответчик в обоснование своего отказа исходил из того, что в соответствии с положениями п.4 ст. 11.8, пп.5 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образованного из исходного участка, заключается на срок, не превышающий срок его действия, вместе с тем, на момент обращения Общества с заявлениями о предоставлении образованных земельных участков в аренду без торгов, срок действия договора аренды исходного земельного участка истек.

При этом, в качестве основания отказа орган местного самоуправления сослался на п.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и указал на то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Разрешая требования административного искового заявления ООО «Феникс», суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа администрации Тарасовского района Ростовской области № 98/2433 от 28 апреля 2022 года в предоставлении административному истцу образованных земельных участков по договору аренды без проведения торгов.

При этом, районный суд исходил из того, что, на момент обращения административного истца с соответствующими заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду, договор аренды исходного земельного участка № 64 от 30 апреля 2019 года являлся заключенным на неопределенный срок и был действующим.

Кроме того, суд первой инстанции, полагал, что административному истцу, как собственнику возведенного им строения, земельный участок мог быть передан органом местного самоуправления в аренду без проведения торгов на основании пп.2 п.5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о незаконности оспариваемого отказа администрации Тарасовского района Ростовской области № 98/2433 от 28 апреля 2022 года в предоставлении административному истцу образованных земельных участков по договору аренды без проведения торгов по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 308 КАС Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены в ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случаях предоставления: земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктом 8 настоящего пункта, пунктом 5 статьи 46 настоящего Кодекса (пп.5); земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (пп.10).

Согласно п.5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пп.1); собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта (пп.2).

В соответствии со ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в целях предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заявитель обращается в уполномоченный орган с заявлением, которое должно содержать сведения, указанные в п. 1 настоящей статьи.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пп. 1 и 4 - 6 п. 2 ст. 39.15 настоящего Кодекса (пп. 2 ст. 39.17 ЗК РФ).

Согласно п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В силу п.5 настоящей статьи, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (пп.1); принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю (пп.2); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пп.3).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с пп.1 настоящей статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Таким образом, из указанных выше положений следует, что решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении земельного участка должно содержать все основания отказа, при этом отказ в предоставлении земельного участка на основании пп.1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если обратившееся с заявлением лицо не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.

В данном случае, из материалов дела следует, что, несмотря на то, что ООО «Феникс» в своих заявлениях о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов сослалось на пп. 5.п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, вместе с тем, фактически, обращение административного истца было обусловлено необходимостью оформления прав на земельные участки, на которых расположен возведенный им дом блокированной застройки, в целях оформления документов для получения соответствующего разрешения на ввод его в эксплуатацию.

Судебная коллегия отмечает, что, как указано выше, пп. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации при определенных условиях предусмотрена возможность однократного предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, собственнику объекта незавершенного строительства для завершения строительства этого объекта.

Как следует из апелляционной жалобы администрации Тарасовского района Ростовской области, на данные обстоятельства также обращал внимание и орган местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что в предоставлении Обществу образованных земельных участков в аренду без проведения торгов административный ответчик, фактически, отказал, поскольку административный истец не является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, при этом возможность предоставления земельных участков на основании пп. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления не была рассмотрена, оспариваемый отказ № 98/2433 от 28 апреля 2022 года, нельзя признать законным.

Вместе с тем, в соответствии с п.1 ч.3ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае, судебная коллегия полагает, что на администрацию Тарасовского района Ростовской области подлежит возложению обязанность по повторному рассмотрению заявления ООО «Феникс» от 19 апреля 2022 года о предоставлении ему земельного участка площадью 435 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, земельного участка площадью 567 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в аренду без проведения торгов.

С учетом того, что суд первой инстанции, обязав администрацию Тарасовского района Ростовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца ООО «Феникс», не указал способ восстановления его нарушенных прав, решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 2 июня 2022 года в части формулировки способа восстановления нарушения прав административного истца ООО «Феникс» подлежит изменению и абзац третий резолютивной части решения суда необходимо изложить в следующей редакции:

- «Возложить на администрацию Тарасовского района Ростовской области обязанность повторно рассмотреть заявления ООО «Феникс» от 19 апреля 2022 года о предоставлении земельного участка площадью 435 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, земельного участка площадью 567 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в аренду без проведения торгов».

В остальной части решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 2 июня 2022 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба администрации Тарасовского района Ростовской области – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 2 июня 2022 года в части формулировки способа восстановления нарушения прав административного истца ООО «Феникс», изменить.

Изложить абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции:

«Возложить на администрацию Тарасовского района Ростовской области обязанность повторно рассмотреть заявления ООО «Феникс» от 19 апреля 2022 года о предоставлении земельного участка площадью 435 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, земельного участка площадью 567 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в аренду без проведения торгов».

В остальной части решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 2 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Тарасовского района Ростовской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Е.О. Авилова

Судьи: А.И. Вервекин

А.Р. Утемишева

Мотивированное апелляционное определение составлено 21.09.2022г.