Судья Сысоева Т.В. дело № 33а-148/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 29 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Братухина В.В.,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зыбина М.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 июля 2018 года, которым постановлено:
признать информацию, размещенную на интернет-страницах: www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/, safetynets.ru/rybolovnye-sety/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Возложить обязанность на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда внести в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-коммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведения об интернет-страницах:
www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/,
safetynets.ru/rybolovnye-sety/.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковыми заявлениями о
признании информации, размещенной в сети «Интернет» на
веб-страницах www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/, safetynets.ru/rybolovnye-sety/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов осуществлен мониторинг интернет-ресурсов, в результате которого выявлены сайты, посредством которых осуществляется незаконная реализация рыболовных сетей, что противоречит действующему федеральному законодательству. Указанная информация содержится на
веб-страницах www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/, safetynets.ru/rybolovnye-sety/.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 20 декабря 2004 года
№ 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 694, в котором указаны рыболовные сети из синтетических материалов, статью 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), которой предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР», природоохранный прокурор указал, что реализация запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию орудий лова с использованием услуг сети «Интернет» является противоправным деянием. Кроме того, использование данных орудий лова при любительском и спортивном рыболовстве также является противоправным и запрещено Правилами рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза Российской Федерации от 18 ноября 2014 года № 453, Правилами рыболовства Западного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза Российской Федерации от 6 ноября 2014 года № 427, Правилами рыболовства Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Минсельхоза Российской Федерации от 30 октября 2014 года
№ 414 и др. За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ. Также статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Размещенная информация о незаконных товарах находится в открытом доступе.
В порядке части 1 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом первой инстанции административные дела объединены в одно производство, постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Зыбин М.А. просит об отмене решения суда, считая его незаконным и указывая, что он является владельцем доменного имени boy-scout.ru, запрещенная решением суда к распространению на территории Российской Федерации информация, размещенная на странице его сайта www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/, не является противоправной, поскольку законодательно запрещен именно ввоз на территорию Российской Федерации синтетических рыболовных сетей, что не означает запрета на производство и реализацию этого товара, а также на размещение информации об этом в средствах массовой информации. В перечне товаров, запрещенных или ограниченных в реализации, рыболовные сети отсутствуют. Вся необходимая информация о товаре, в том числе стране ее производства, на сайте размещена, ввоз сетей иностранного производства осуществляется легально, параметры этих сетей не подпадают под существующие запреты к ввозу товаров на территорию Российской Федерации. Кроме того, на всех страницах веб-сайта было размещено предупреждение о возможности использования рыболовных сетей только при наличии лицензии в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Также в жалобе Зыбин М.А. указывает, что узнал о наличии оспариваемого судебного решения, уже вступившего в законную силу, по факту блокировки информации на сайте – <дата>.
В возражениях на апелляционную жалобу Марийский межрайонный природоохранный прокурор приводит доводы в поддержку принятого судом решения, просит оставить его без изменения.
Неявка в судебное заседание представителей Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл, Средневолжского территориального управления Росрыболовства в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по Республике Марий Эл, Зыбина М.А., надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Зыбина М.А.Кириллова Н.В., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Марийской межрайонной природоохранной прокуратуры Разумова А.В., полагавшего постановленное решение суда законным и обоснованным, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что при обращении в
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с требованиями о признании информации о незаконной реализации
рыболовных сетей, размещенной в сети «Интернет» на
веб-страницах www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/, safetynets.ru/rybolovnye-sety/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, Марийский межрайонный природоохранный прокурор указал в качестве административного ответчика Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл, в качестве заинтересованного лица – Средневолжское территориальное управление Росрыболовства в лице Отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР по Республике Марий Эл.
По заявленным прокурором требованиям лицом, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются решением суда, признается администратор (владелец) доменного имени, а также владелец сайта, на котором размещена информация, в отношении которой предъявлен административный иск о признании ее запрещенной к распространению в Российской Федерации, (пункт 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года).
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135 КАС РФ).
В ходе подготовки к судебному разбирательству административного дела о признании запрещенной к распространению информации, размещенной в сеть «Интернет», судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (в том числе, владельцы сайтов в сети «Интернет», авторы размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года (ответ на вопрос № 1).
Как следует из материалов дела, владельцы сайтов в сети «Интернет» (владельцы доменных имен), на страницах которых размещена информация, о запрете которой Марийским межрайонным природоохранным прокурором заявлены административные исковые требования, не устанавливались ни прокурором, ни судом первой инстанции, и к участию в деле они не привлекались, решение суда постановлено без их участия
В апелляционной жалобе Зыбин М.А. указывает, что он является владельцем доменного имени boy-scout.ru, что подтверждается свидетельством о регистрации доменного имени (л.д. 109).
Как владелец доменного имени, обеспечивающий доступ
к сайту в сети «Интернет», на странице которого
www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/ размещена информация, в отношении которой заявлен один из административных исков прокурора, Зыбин М.А. должен быть привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обжалуемое судебное решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы по существу административного спора не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела суду надлежит определить круг лиц, участвующих в деле, процессуальное положение заявителя апелляционной жалобы, принять все возможные меры к установлению владельца второго Интернет-сайта (доменного имени), в отношении информации на странице которого прокурором также заявлены административные исковые требования.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 июля 2018 года отменить, административное дело по административному иску Марийского межрайонного природоохранный прокурора о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на страницах
www.boy-scout.ru/catalog/promyslovoe_rybolovstvo/rybolovnye-seti/, safetynets.ru/rybolovnye-sety/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, направить на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Председательствующий | В.В. Братухин |
Судьи | И.А. Медведева Э.И. Салихова |