Судья Сымчаан С.С. Дело №33а-34/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 17 января 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Таргына А.О.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун» Республики Тыва о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить нарушения права, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун» Республики Тыва на решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 25 сентября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд к Администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун» Республики Тыва с административным исковым заявлением о признании незаконными действий и возложении обязанности устранить нарушения его прав, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование иска указал на то, что 27 октября 2005 года он обратился в Администрацию Тере-Хольского района о включении его в состав участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие сельских территорий», которая в последующем сталa наименоваться «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы». Согласно решению комиссии № от 5 апреля 2006 года он был поставлен на учет и на очередь для улучшения жилищных условий. 8 мая 2018 года получил копию решения и протокол комиссии, где он был в очереди первым. 11 мая 2018 года ему сказали досдать документы, что он и сделал, получил справки в Росреестре, которые действительны в течение 6 месяцев, за которые он оплатил ** рублей. Однако 21 июня 2018 года он узнал, что не попал в список по названной программе, при этом в список вместо него попала Б, которая была включена в список намного позже него, а именно в 2009 году, тогда как он включен в список еще в 2005 году. Также он узнал, что в Министерстве сельского хозяйства Республики Тыва его папки с документами нет, а есть только папка ФИО1, тогда как он передал папку своих документов специалисту отдела Администрации Тере-Хольского района по сельскому хозяйству Ч 25 мая 2018 года, чтобы тот сдал ее в министерство сельского хозяйства Республики Тыва. Но папка с документами не была сдана для участия в программе. Считает, что Б, работая в Администрации сумона Шынаанский, прошла без очереди, а работники Администрации сдали только ее документы в министерство для участия в программе. Незаконными действиями ответчика ему причинены материальный и моральный ущерб, так как он очень переживал, что не прошел по программе и вместо него прошла Б Просил признать незаконными действия Администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун» Республики Тыва в виде сдачи документов в Министерство сельского хозяйства Республики Тыва только на Б для участия в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы» и не сдачи его документов; обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод путем постановки в списке участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы», направить его документы в Министерство сельского хозяйства Республики Тыва для получения субсидии на 2018 год от Tepe-Хольского района как гражданина, работающего в сельской местности по трудовым договорам в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома; взыскать с ответчика в его пользу денежные средства в размере ** рублей за составление искового заявления, ** рублей в счет расходов на оплату государственной пошлины, компенсацию морального вреда в размере ** рублей.
Решением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 25 сентября 2018 года исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО3 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика не было привлечено Министерство сельского хозяйства Республики Тыва, кроме того, истец не получал копию определения о подготовке дела к судебному заседанию.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнение к ней, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 15.
Как следует из положений пунктов 19-22 Типового положения, являющегося приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года N 598, гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением: а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя и (или) членов его семьи собственных и (или) заемных средств в размере, установленном подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения, а также при необходимости право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала. Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; г) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; д) копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копий документов, содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; е) иных документов, предусматривающих разрешение на строительство жилья и подтверждающих стоимость жилья, планируемого к строительству (приобретению). Перечень таких документов, сроки и порядок их представления устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 19).
Копии документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, представляются вместе с оригиналами для удостоверения их идентичности (о чем делается отметка лицом, осуществляющим прием документов) либо заверяются в установленном порядке (пункт 20).
Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (пункт 21).
Орган исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков, указанных в пункте 21 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводные списки на плановый период по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки (пункт 22).
Во исполнение федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» принято постановление Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ** на 2014-2020 годы».
Постановлением Администрации Тере-Хольского района Республики Тыва № от 22 ноября 2016 года утверждена муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий в Тере-Хольском кожууне на 2016-2018 годы».
Постановлением Администрации Тере-Хольского района № от 19 декабря 2016 года утвержден административный регламент по оказанию муниципальной услуги «Содействие гражданам по предоставлению социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности».
Постановлением Администрации Тере-Хольского района № от 27 июня 2017 года утвержден сводный список граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов Тере-Хольского кожууна в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в Республике Тыва» государственной программы Республики Тыва «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года» по муниципальному району «Тере-Хольский кожуун» Республики Тыва на 2018 год.
В указанном сводном списке истец ФИО2 значится под №1, Б - №4.
Судом установлено, что названный сводный список был направлен Администрацией Тере-Хольского района в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в рамках вышеуказанной федеральной целевой программы на 2018 год.
В обоснование своих исковых требований истец ФИО2 ссылается на то, что Администрацией Тере-Хольского района в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва не были сданы его документы, поданные им в рамках участия в вышеназванной федеральной целевой программе.
Вместе с тем положениями пункта 21 Типового положения, являющегося приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по направлению в орган исполнительной власти сводных списков с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей, при этом обязанности органа местного самоуправления направлять документы граждан, представленные ими в орган местного самоуправления, не содержится.
Таким образом, поскольку на Администрацию Тере-Хольского района обязанность по направлению в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва документов граждан, представленных ими в орган местного самоуправления, законом не предусмотрена, то оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции, копия определения о подготовке дела к судебному заседанию истцом получена, что подтверждается его подписью в расписке, также к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство сельского хозяйства Республики Тыва было привлечено, а оснований для привлечения министерства в качестве соответчика в силу части 3 статьи 40 ГПК РФ, исходя из предмета заявленных исковых требований, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, не опровергают изложенных выводов суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи