ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-150/2016 от 04.10.2016 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья ФИО3 Строка – 154, госпошлина: <данные изъяты> руб.

Докладчик Гомола С.Н. Дело № 33а-150/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 4 октября 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Гомола С.Н.,

судей Рожина Н.Н. и Селезнева С.С.,

при секретаре судебного заседания Выучейской Е.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Нарьян-Маре дело по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» <данные изъяты> на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 12 июля 2016 г., которым

иск Архангельского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» об обязании создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса, составить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - удовлетворен.

Возложена обязанность на акционерное общество «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» создать комиссию по категорированию, провести категорирование, составить паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса – склада ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский», расположенной в п. Харьягинский Ненецкого автономного округа, в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Взыскана с акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» - Артеевой Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения помощника Архангельского транспортного прокурора - Кудрявец К.В., представителя Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа - Кардак О.В., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Архангельский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (далее по тексту – АО «Нарьян-Марский ОАО») о возложении обязанности исполнить требования Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

В обоснование требований указал, что на вертолетной площадке «Харьягинский» в п. Харьягинский Ненецкого автономного округа расположен склад ГСМ, включенный распоряжением Губернатора Ненецкого автономного округа от 22 июля 2015 г. № 208-рг в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию в срок до 15 ноября 2015 г. В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в деятельности АО «Нарьян-Марский ОАО» выявлено, что комиссия по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса не создана, категорирование объекта топливно-энергетического комплекса не проведено, паспорт безопасности склада ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» АО «Нарьян-Марский ОАО» не составлен, что создает угрозу для его устойчивого и безопасного функционирования, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился представитель АО «Нарьян-Марский ОАО» ФИО12 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права.

Указывает, что в силу положений приказа Минэнерго России от 10 февраля 2012 г. № 48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию» в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию рекомендовано включать склады для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью свыше 2 000 м.3, а склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» имеет резервуар для хранения нефти и нефтепродуктов емкостью размером в 50 м.3, то есть он необоснованно включен в объекты топливно-энергетического комплекса, подлежащие категорированию.

Также обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти с заявлением о включении склада ГСМ в перечень объектов топливно-энергетического комплекса.

Считает, что поскольку склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» обеспечивает обслуживание, прием и отправку транспортного комплекса Общества, значит, он является объектом транспортной инфраструктуры, следовательно, обеспечение защиты данного объекта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» службой авиационной безопасности АО «Нарьян-Марский ОАО».

Полагает, что судебным решением нарушаются права и законные интересы, поскольку Общество вынужденно дважды провести категорирование объекта по различным критериям, что в данном случае повлечет дополнительные согласования и финансовые затраты со стороны Общества.

Изучив доводы апелляционной жалобы, обсудив и оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального законодательства, пришел к выводу о том, что склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский», принадлежащей АО «Нарьян-Марский ОАО», относится к объекту топливно-энергетического комплекса, подлежащего категорированию и АО «Нарьян-Марский ОАО» в нарушение положений Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не исполнило обязанность по категорированию принадлежащего ему склада ГСМ.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных сторонами доказательств, при правильном распределении обязанностей по доказыванию юридически значимых для дела обстоятельств, и не противоречат требованиям закона.

Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» определены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства.

Данный закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» объектами топливно-энергетического комплекса являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «Нарьян-Марский ОАО» на основании договора аренды № 08-16/89 от 16 мая 2012 г. предоставлены в аренду земельные участки из категории земель – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», общей площадью 0,9453 га в п. Харьягинский Ненецкого автономного округа с разрешенным использованием – под здание контейнерного типа АТБ, под дамбу с пешеходным переходом, трубопроводы стационарной заправки, заправочный агрегат АФТ-30, пункт слива-налива, емкость РГС-50, здание службы ГСМ с мастерской (л.д.53-58).

Склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» принадлежит на праве собственности «Нарьян-Марский ОАО» (л.д.59).

Данные обстоятельства признаются и не оспариваются АО «Нарьян-Марский ОАО».

В силу положений п.п.9 ст.2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», пункта 8 требований, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» относится к объектам нефтепродуктообеспечения, и, соответственно, к объектам топливно-энергетического комплекса.

Доводы АО «Нарьян-Марский ОАО» о том, что склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» является объектом транспортной инфраструктуры, являются необоснованными.

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» содержит закрытый перечень объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности», постановлением Правительства РФ от 18 июля 2016 г. № 686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры» склад ГСМ не входит в перечень объектов транспортной инфраструктуры.

В силу положений ст.5 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», п.5 постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования», приказа Министерства энергетики РФ от 10 февраля 2012 г. № 48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию» формирование и утверждение Перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму.

Распоряжением Губернатора Ненецкого автономного округа от 22 июля 2015 г. № 208-рг расходный склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» включен в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию( л.д.47-49).

При этом, положения приказа Министерства энергетики РФ от 10 февраля 2012 г. № 48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию» носят рекомендательный характер, определяют методический подход к формированию перечня объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

С учетом вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы АО «Нарьян-Марский ОАО» о том, что склад ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» необоснованно, в нарушение положений приказа Министерства энергетики РФ от 10 февраля 2012 г. № 48 «Об утверждении методических рекомендаций по включению объектов топливно-энергетического комплекса в перечень объектов, подлежащих категорированию», включен в объекты топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, является несостоятельными.

Согласно п.13 ст.2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» под субъектами топливно-энергетического комплекса понимаются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.

Положениями ст.5, 6, 7, 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», постановления Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядка его проведения и критериях категорирования» на субъекты топливно-энергетического комплекса возложена обязанность по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования их защищенности в зависимости от установленной категории опасности объектов определенные Правительством РФ являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

АО «Нарьян-Марский ОАО» является субъектом топливно-энергетического комплекса поскольку, владеет на праве собственности объектом топливно-энергетического комплекса.

Распоряжением Губернатора Ненецкого автономного округа от 22 июля 2015 г. № 208-рг АО «Нарьян-Марский ОАО» обязано было к 15 ноября 2015 г. провести работы по проведению категорирования объекта - склада ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский».

Судом установлено, что АО «Нарьян-Марский ОАО» возложенные законом обязанности по созданию комиссии по категорированию объекта и по результатам категорирования данного объекта составлении паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, не выполнило.

Неисполнение требований федерального закона об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку невозможно обеспечить их устойчивое и безопасное функционирование, защиту личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства.

С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно принял решение о возложении на собственника склада ГСМ вертолетной площадки «Харьягиский» АО «Нарьян-Марский ОАО» обязанности по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, поскольку осуществляя свои права собственника им нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц.

Доводы АО «Нарьян-Марский ОАО» о том, что обеспечение защиты данного объекта осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» является несостоятельными.

Положения Федерального закона «О транспортной безопасности», Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не содержат норм освобождающих субъект топливно-энергетического комплекса от исполнения требований закона по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса.

При этом, в силу положенийприказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 г. № 196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов не подлежат категорированию по видам транспорта.

АО «Нарьян-Марский ОАО» ссылаясь на положенияп.6 ст.4 Федерального закона «О транспортной безопасности», не представило доказательств нахождения склада ГСМ на территории вертолетной площадки «Харьягинский», а также обеспечения защиты склада ГСМ вертолетной площадки «Харьягинский» от актов незаконного вмешательства.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия оснований для признания постановленного судом решения незаконным, необоснованным и его отмене не находит.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 313, 315 и 316 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 12 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» ФИО12 – без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Гомола Судьи Н.Н. Рожин С.С. Селезнев