ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-15143/2021 от 05.10.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Гатина Г.Р. УИД 16RS0019-01-2021-000819-98

№ дела в суде первой инстанции 2а-331/2021

№ дела в суде апелляционной инстанции № 33а-15143/2021

учет № 195а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.,

судей Гафарова Р.Ф., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Бубновой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Исмагилова Ришата Назиповича на решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Татарстан удовлетворить.

Взыскать с Исмагилова Ришата Назиповича недоимку по страховым взносам за 2017-2018 годы:

- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии – 49945 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года – 9358 рублей 22 копейки;

- на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 10430 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года - 1928 рублей 15 копеек.

Взыскать с Исмагилова Ришата Назиповича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Татарстан штраф за неправомерное несообщение сведений налоговому органу в размере 2500 рублей.

Взыскать с Исмагилова Ришата Назиповича в доход бюджета муниципального образования «Мамадышский муниципальный район РТ» государственную пошлину в размере 2424 рубля 84 копейки».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Исмагилова Р.Н., его представителя Баранова М.В., просивших решение суда отменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС России № 10 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Исмагилову Р.Н. о взыскании налоговой задолженности.

В обосновании административного иска указано, что в период с 8 мая 2015 года по 29 декабря 2020 года Исмагилов Р.Н. являлся арбитражным управляющим саморегулируемой организации Союза арбитражных управляющих «<данные изъяты>». За административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам за 2017-2018 годы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 49 945 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 9 358 рублей 22 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 10 430 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 1 928 рублей 15 копеек. Кроме того, решением № .... от 22 сентября 2020 года Исмагилов Р.Н. был привлечен к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

25 февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 по Мамадышскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Исмагилова Р.Н. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 по Мамадышскому судебному району Республики Татарстан от 3 марта 2021 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с поступившим от должника возражением.

Налоговый орган просил взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам за 2017-2018 года: на обязательное пенсионное страхование в размере 49 945 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 9 358 рублей 22 копейки; на обязательное медицинское страхование – 10 430 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года – 1 928 рублей 15 копеек, а также штраф за налоговое правонарушение в размере 2 500 рублей.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Исмагилов Р.Н. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, полагает, что суд неправильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, а также нарушил нормы материального и процессуального права. Просит применить срок исковой давности в отношении взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Татарстан, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Татарстан

Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 419 Налогового кодекса Российской Федерации признает плательщиками страховых взносов следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере и в порядке, установленном статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент формирования задолженности):

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом в силу абзаца 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Из материалов дела усматривается, что с 8 мая 2015 года по 29 декабря 2020 года Исмагилов Р.Н. являлся арбитражным управляющим саморегулируемой организации Союза арбитражных управляющих «<данные изъяты>».

Поскольку обязанность по уплате страховых взносов за 2017-2018 годы своевременно исполнена не была, у административного ответчика образовалась задолженность в размере 71 161 рубль 37 копеек, в том числе по взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 49 945 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 9 358 рублей 22 копейки; по взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – в размере 10 430 рублей, пени за период с 10 января 2018 года по 14 декабря 2020 года в размере 1 928 рублей 15 копеек.

30 ноября 2020 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование № 30962 о необходимости в срок до 18 января 2021 года уплатить недоимку по страховым взносам в размере 27 990 рублей, пеней в размере 6 555 рублей 73 копейки.

15 декабря 2020 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № 37240 об уплате задолженности в размере 32 385 рублей и пени за просрочку исполнения обязанности в размере 4 730 рублей 64 копейки, установлен срок исполнения - до 19 января 2021 года.

Данные требования не были исполнены Исмагиловым Р.Н.

Кроме того, в отношении Исмагилова Р.Н. в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации была проведена камеральная проверка. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки декларации за 2019 год налоговым органом административному ответчику направлено требование № .... от 15.07.2020 о предоставлении книги расходов и доходов за 2019 год, а также документов, подтверждающих профессиональный налоговый вычет. Требование Исмагиловым Р.Н. исполнено не было, о чем составлен акт № .... от 03.08.2020.

По результатам камеральной проверки налоговым органом принято решение № .... от 22 сентября 2020 года о привлечении Исмагилова Р.Н. к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

В установленный законом срок штраф в добровольном порядке уплачен не был, должнику направлялось требование № .... от 5 октября 2020 года.

Данное требование Исмагиловым Р.Н. также не исполнено.

По заявлению налоговой инспекции 25 февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 по Мамадышскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Исмагилова Р.Н. обязательных платежей – страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

3 марта 2021 года в связи с поступившим от должника возражением вышеуказанный судебный приказ отменен.

Удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждено материалами дела. Каких-либо нарушений установленной действующим налоговым законодательством процедуры принудительного взыскания страховых взносов и пеней суд не усматривает. Административным ответчиком не представлено доказательств исполнения налоговых обязательств за спорный период, расчет не оспорен.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

В соответствии о статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

С учетом приведенного правового регулирования доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока взыскания страховых взносов и пени являются необоснованными.

30 ноября 2020 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование № .... о необходимости в срок до 18 января 2021 года уплатить недоимку по страховым взносам в размере 27 990 рублей, пеней в размере 6 555 рублей 73 копейки.

15 декабря 2020 года налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № .... об уплате задолженности в размере 32 385 рублей и пени за просрочку исполнения обязанности по оплате страховых взносов в размере 4 730 рублей 64 копейки, установлен срок исполнения - до 19 января 2021 года.

Требованием № .... от 5 октября 2020 года на плательщика возложена обязанность по оплате штрафа в срок до 28 октября 2020 года.

Следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев, то есть до 18, 19 июля 2021 года и 28 апреля 2021 года соответственно.

Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Исмагилова Р.Н. указанной недоимки и штрафа к мировому судье, который рассмотрев заявление, 25 февраля 2021 года вынес судебный приказ. Таким образом, заявление подано в установленный законом срок. После отмены 3 марта 2021 года судебного приказа, налоговый орган в течение шести месяцев 26 марта 2021 года направил в районный суд административное исковое заявление, что соответствует положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности со ссылкой на 196 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании норма материального права. В данном случае Исмагиловым Р.Н. не учитывается, что сроки уплаты налогов и взыскания задолженности по налогам и сборам регулируются законодательством о налогах и сборах. К числу таких актов законодательства относятся Налоговый кодекс Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации о налогах.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решений суда.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 28 апреля 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исмагилова Ришата Назиповича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 5 октября 2021 года