Судья Кайшев Н.Е. дело № 33а-1515/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 11 декабря 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Фомина М.В.,
судей Строчкиной Е.А. и Болотовой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Пика А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО1
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2018 года.
административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа, Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор, действуя в защиту публичных интересов, обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов, что привело к образованию несанкционированной свалки на земельном участке, местоположение которого: <адрес>, с видом разрешенного использования - для размещения лесопарков, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>; обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края устранить указанные нарушения требований законодательства, организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельном участке местоположение которого: <адрес> с видом разрешенного использования - для размещения лесопарков, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 02 августа 2018 года по ходатайству административного ответчика к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2018 года административные исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Администрация Минераловодского городского округа с решением суда не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к администрации Минераловодского городского округа, как заявленные к ненадлежащему ответчику. В удовлетворении административного иска к надлежащему ответчику – Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа также отказать, так как отсутствуют доказательства бездействия по непринятию мер организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
В силу статьи 150, статьи 152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В., полагавшую решение суда законное и отмене не подлежит, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не находит.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 51 вышеуказанного Закона, части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов административного дела следует, что проведенной Минераловодской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что на территории земельного участка, расположенного: <адрес>, с видом разрешенного использования - для размещения лесопарков, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления.
На территории указанного земельного участка расположена несанкционированная свалка коммунальных отходов, которая не имеет разрешений, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка для устройства полигона санитарным правилам. На данной площади наблюдается загрязнение почвы бытовыми отходами, утилизация отходов не производится. Отсутствуют надежные защитные устройства, что превращает свалку бытовых отходов в опасный источник загрязнения грунтовых и поверхностных вод, почвы и атмосферы.
Сведения о собственнике земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствуют
Согласно части 1 пункта 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральным законом от 10 ноября 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов являются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края вышеуказанный земельный участок использовался в целях размещения отходов, в связи с чем, указанный административный орган должен был организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что на административного ответчика, являющегося исполнительным органом местного самоуправления, законом возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, контроль за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа в пределах своей компетенции.
Вывод суда о том, что факт наличия на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края несанкционированной свалки свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса местного значения в части организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и охране земель, судебная коллегия находит верным.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки последних и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда от 30 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи